Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Насретдиновой Д.М,
судей Мелихова А.В. и Субботиной Л.Р.
при секретаре судебного заседания Минабутдиновой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 11 декабря 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Федорова Сергея Викторовича удовлетворить частично.
Признать решение УПФР по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан за N 34847 от 19 апреля 2017 года и ответ за N 01-18/3288 от 24 июля 2017 года частично неправомерным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зеленодольске, Зеленодольском и Верхнеуслонском районах Республики Татарстан включить в специальный стаж Федорова Сергея Викторовича, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда по Списку N2 периоды учебы в ПТУ с 01 сентября 1977 года по 17 июля 1980 года и службы в Вооруженных Силах СССР с 24 марта 1981 года по 02 ноября 1982 года.
В остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан Моисеева А.В. в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федоров С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан о признании права на досрочную страховую пенсию.
В обоснование требований указал, что 16 января 2017 года он подал ответчику заявление о назначении досрочной страховой пенсии в связи с работой с тяжелыми условиями труда.
Решением пенсионного органа от 19 апреля 2017 года в назначении досрочной страховой пенсии ему было отказано в связи с отсутствием специального стажа продолжительностью 12 лет 6 месяцев.
В специальный стаж не были включены:
период обучения в профессионально-техническом училище с 01 сентября 1977 года по 17 июля 1989 года, периоды службы в Вооруженных силах СССР с 12 ноября 1980 года по 02 ноября 1982 года и с 01 ноября 1984 года по 29 июля 1989 года, период работы в кооперативе "Стройдеталь" с 05 июля 1989 года по 14 ноября 1991 года, период работы в открытом акционерном обществе "Булгар лада" в качестве газоэлектросварщика с 11 октября 1995 года по 27 апреля 1998г года.
С данным решением истец не согласился, полагал его необоснованным, в связи с чем, с учётом уточнения исковых требований просил суд включить вышеуказанные периоды в специальный стаж и суд признать за ним право на досрочную пенсию с момента повторного обращения - с 20 сентября 2017 года.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд исковые требования удовлетворил частично и принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения суда, в части включения в специальный стаж периода обучения истца в профессионально-техническом училище и периода службы в Вооруженных силах СССР с 24 марта 1981 года по 02 ноября 1982 года. При этом указывает на неправильное применение судом норм материального права, полагая, что суд безосновательно применил положения позволяющие зачесть в специальный стаж период обучения и период службы в армии.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Истец в суд апелляционной инстанции не явился.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по возрасту назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения содержались в статье 27 ранее действовавшего Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
Как видно из материалов дела 16 января 2017 года Федоров С.В. подал в пенсионный орган заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда.
Решением ответчика от 19 апреля 2017 года за N 34847 истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.
Данным решением в специальный стаж работы истца в числе других не включены периоды работы в кооперативе "Стройдеталь" в должности сварщика с 05 июля 1989 года по 14 ноября 1991 года, в открытом акционерном обществе "Булгар лада" в должности газоэлектросварщика с 11 октября 1995 года по 27 апреля 1998 года.
Решением ответчика от 03 октября 2017 года за N1077323 отказано во включении в специальный стаж истца периодов службы в Вооруженных Силах СССР с 24 марта 1981 года по 02 ноября 1982 года и с 01 ноября 1984 года по 29 июня 1989 года.
Дополнительным решением пенсионного органа от 23 ноября 2017 года истцу было отказано во включении в специальный стаж работы периоды его учебы в ПТУ с 01 сентября 1977 года по 17 июля 1980 года.
В бесспорном порядке в льготный стаж зачтено 06 лет 10 месяцев 12 дней.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия правовых оснований для включения в специальный стаж обжалуемых ответчиком периодов.
Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
В соответствии со Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров от 22 августа 1956 года N 1173, в разделе ХХХП "Общие профессии" предусмотрены "газосварщики и их подручные", а также "электросварщики и их подручные".
Согласно подпунктам "з" и "к" пункта 109 Постановления Совмина СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" кроме работы в качестве рабочего или служащего в специальный стаж работы засчитывается также обучение в профессионально-технических училищах и служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В силу норм статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из трудовой книжки истца видно, что до поступления на работу он обучался в профессионально-техническом училище (далее ПТУ).
Факт обучения истца в ПТУ объективно подтверждается дипломом из которого видно, что по окончании училища истцу присвоена специальность газоэлектросварщик. По окончании училища, 18 июля 1980 года истец принят на работу на должность электрогазосварщика. 28 октября 1980 года Федоров С.В. уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии. Период работы истца с 18 июля 1980 года по 28 октября 1980 года зачтен ответчиком в специальный стаж. Ответчиком также частично зачтен в специальный стаж истца период его службы в Вооруженных Силах СССР - с 12 ноября 1980 года по 23 марта 1981 года.
Таким образом, ответчиком признано, что профессия, по которой истец работал после окончания обучения в ПТУ, а также до и после прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР за период с 24 марта 1981 года по 02 ноября 1982 года была предусмотрена соответствующими списками.
Поскольку за периодом прохождения истцом обучения и до прохождения военной службы следовал период работы, включенный в специальный стаж на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о включении обжалуемых периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы истца с 05 июля 1989 года по 14 ноября 1989 года в кооперативе "Стройдеталь" в должности сварщика, с 11 октября 1995 года по 27 апреля 1998 года в ОАО "Булгар лада" в должности газоэлектросварщика 4 разряда, периода службы в Вооруженных Силах СССР с 01 ноября 1984 года по 29 июня 1989 года суд первой инстанции исходил из того, что оснований для включения в специальный стаж указанных периодов не имеется.
Решение в этой части сторонами не обжалуется и предметом апелляционной проверки не является.
С учетом периодов включенных судом в специальный стаж его продолжительность не достигнет необходимых 12 лет 6 месяцев и, как правильно указал суд первой инстанции, право на досрочную страховую пенсию у истца не возникнет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 11 декабря 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.