Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М,
судей Мелихова А.В. и Субботиной Л.Р,
при секретаре судебного заседания Ахатове А.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Субботиной Л.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Штанько Ю.С. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 20 декабря 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Исаевой Л.В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в приеме документов Исаевой Л.В. на присвоение звания "Ветеран труда".
Признать за Исаевой Л.В. право на присвоение звания "Ветеран труда".
Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан принять решение о присвоении Исаевой Л.В. звания "Ветеран труда".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Игушиной С.Р. в поддержку доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исаева Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в г. Набережные Челны и Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании незаконным отказа в приеме документов на присвоение звания "Ветеран труда", признании права на присвоение звания "Ветеран труда".
Свои требования истец мотивировала тем, что 18 ноября 2016 года она была награждена Министерством здравоохранения Российской Федерации почетной грамотой "За заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд", в связи с чем 04 октября 2017 года обратилась в Управление социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в г. Набережные Челны по вопросу присвоения ей звания "Ветеран труда", предоставив все необходимые документы. Однако решением от 06 октября 2017 года N 73 Управление отказало ей в этом со ссылкой на то, что в связи с изменениями в законодательстве указанная награда, выданная в период с 01 июля 2016 года по 20 марта 2017 года не дает права на получение звания "Ветеран труда". Данный отказ, по мнению истца, является необоснованным и нарушает ее права, в связи с чем, увеличив исковые требования, она просит суд признать указанное решение незаконным, признав за ней право на присвоение звания "Ветеран труда", и возложить на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан обязанность принять решение о присвоении ей звания "Ветеран труда".
Представитель ответчика Управления социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в г. Набережные Челны в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве и возражении на исковое заявление.
Суд исковые требования удовлетворил и вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации, награждение которой производилось в переходный период с 01 июля 2016 года по 20 марта 2017 года не может служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда", поскольку на тот момент не была утверждена как ведомственная награда, дающая право на присвоение указанного звания.
Истцом представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на необоснованность ее доводов.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
Истец в судебное заседание не явилась, об отложении рассмотрения дела ходатайств не представила, о причинах неявки не сообщила. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
9 июня 2011 года Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон Республики Татарстан "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
Как следует из статьи 1 названного Закона Республики Татарстан, звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Под ведомственными знаками отличия, дающими право на присвоение звания "Ветеран труда", в настоящем Законе понимаются ведомственные награды за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), учрежденные федеральными органами исполнительной власти, иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями, и награждение которыми осуществлялось в порядке, установленном указанными органами и организациями.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 марта 2012 года N 210 было утверждено Положение о порядке и условиях отнесения органов государственной власти и иных государственных органов, а также центральных органов общественных объединений и организаций к перечню органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан.
Пунктом 2 указанного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан предусмотрено, что перечень ведомственных знаков отличия в труде государственных органов и организаций, отнесенных к перечню, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан, определяется Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Во исполнение данного постановления приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 29 июня 2012 года N 481 утвержден Перечень ведомственных знаков отличия в труде государственных органов и организаций, отнесенных к перечню органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги и достижения в труде, учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан, которым, в частности, предусмотрены почетные грамоты, почетные дипломы органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций (пункт 4).
Судом установлено и из материалов дела следует, что 18 ноября 2016 года приказом Министра здравоохранения Российской Федерации N 985-п старшая медицинская сестра государственного автономного учреждения здравоохранения "Камский детский медицинский центр" г. Набережные Челны Республики Татарстан Исаева Л.В. за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд награждена Почетной грамотой.
Согласно трудовой книжке истца на дату награждения указанной Почетной грамотой ее трудовой стаж в системе здравоохранения составлял более 30 лет.
Отказывая истцу в присвоении звания "Ветеран труда" Управление социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в г. Набережные Челны в своем решении от 06 октября 2017 года N 73 указало, что нормативно-правовой акт, установивший, что Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", вступил в законную силу только 20 марта 2017 года, в связи с чем награждение истца 18 ноября 2016 года Почетной грамотой не дает ей права на присвоение указанного звания.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что полученная истцом Почетная грамота Министра здравоохранения Российской Федерации является ведомственной наградой, поэтому отказ ответчика в присвоении ей звания "Ветеран труда" противоречит нормам действующего законодательства и является необоснованным.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, признавая доводы апелляционной жалобы ответчика необоснованными в связи со следующим.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 608 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1 указанного Положения Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти.
В пункте 6.2. Положения закреплено, что Министерство здравоохранения Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", и иные ведомственные награды и награждать ими работников Министерства, подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.
В силу пункта 1 Положения о Почетной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденного приказом Минздрава России от 10 августа 2012 года N 78н, она является ведомственной наградой, которой награждаются лица, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, указанные в преамбуле настоящего приказа, за многолетний добросовестный труд.
При этом преамбулой приказа предусмотрены, в частности, лица, осуществляющих трудовую деятельность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, работники органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, а также другие граждане, способствующие развитию здравоохранения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что полученная истцом почетная грамота относится к ведомственным знакам отличия в труде, в связи с чем правовых оснований для отказа в присвоении истцу звания "Ветеран труда" не имеется.
Довод апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия" и до вступления в силу приказа Минздрава России от 15 февраля 2017 года N 54н "О ведомственном знаке отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающем право на присвоение звания "Ветеран труда", и о внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 года N 78н "О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации", изложившего Положение о Почетной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации в новой редакции, эта ведомственная награда не может рассматриваться как основание для присвоения звания "Ветеран труда", основан на неправильном токовании норм материального права.
Из анализа приведенных правовых актов следует, что полученная истцом почетная грамота не была исключена из ведомственных знаков отличия в труде Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", а наоборот, награждение ею признано единственным основанием для присвоения такого звания.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию норм, регулирующих спорные правоотношения, аналогичны обстоятельствам, на которые ответчик ссылался в суде первой инстанции, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
Учитывая, что неправильного применения норм материального права или нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 20 декабря 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Штанько Ю.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.