Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сайдашевой Э.Р,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Мочаловой Ю.Р,
при секретаре судебного заседания Ворожейкиной Г.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиСайдашевой Э.Р. административное дело по апелляционной жалобе Григорьевой Зои Ивановны на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 22 декабря 2017 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Григорьевой Зои Ивановны к Муниципальному учреждению "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района" Республики Татарстан о признании отказа в согласовании схемы земельного участка незаконным, об обязании рассмотреть заявление в установленном законом порядке,
УСТАНОВИЛА:
Григорьева З.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Муниципальному учреждению "Палата имущественных и земельных отношений ЗМР" Республики Татарстан о признании отказа от 20 октября 2017 года N04-4/1665 в утверждении схемы земельного участка площадью 892 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" незаконным, об обязании рассмотреть заявление об утверждении схемы земельного участка в установленном законом порядке.
В обоснование заявленных требований указано, Григорьева З.И. и Григорьева Т.М. являются сособственниками по 1/2 доле в праве собственности на жилой дом "адрес", кадастровый номер 16:49:010708:69.
23 сентября 2017 года с целью оформления права собственности на земельный участок, на котором располагается вышеуказанный жилой дом, административный истец обратилась в Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан с заявлением об утверждении схемы земельного участка, предоставив при этом все необходимые документы, в том числе схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также заключение кадастрового инженера, согласно которому Григорьевой З.И. рекомендовано обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти с заявлением о формировании объекта путем образования земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
20 октября 2017 года Муниципальное учреждение "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района" Республики Татарстан отказало административному истцу в формировании испрашиваемого земельного участка в соответствии с подпунктом 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, указав, что при проведении работ по формированию испрашиваемого земельного участка выявлено наложение на земельный участок с кадастровым номером 16:49:010708:53.
Данный отказ нарушает конституционное право на приобретение земли в собственность. Оспариваемое решение административного ответчика не содержит обоснований, в соответствии с которым сделаны выводы о совпадении местоположения земельных участков, поскольку из его содержания с достоверностью не следует, в какой части указанных земельных участков имеется совпадение, в связи с чем административный истец лишена возможности устранить данное наложение. Для устранения административным истцом возможного наложения земельных участков ответ уполномоченного органа должен содержать указание на конкретные части земельных участков, координаты, в которых имеется совпадение их месторасположения, что в данном случае сделано не было.
Григорьева З.И. считает, что оспариваемое решение не отвечает принципу обоснованности, исключает возможность проверки содержащихся в нем выводов, не соответствующим требованиям закона, а потому полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность рассмотреть ее заявление об утверждении схемы земельного участка, устранить нарушения при принятии решения о согласовании схемы земельного участка. В силу пункта 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками. Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка, является одним из этапов предоставления в собственность или в аренду земельных участков собственникам зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках и имеющих исключительное право на их приобретение.
Административным ответчиком нарушено право административного истца, как на предварительное согласование испрашиваемого земельного участка, так и на устранение конкретных обстоятельств, послуживших основанием невозможности согласования схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда. По мнению апеллянта судом первой инстанции не принято во внимание, что сам испрашиваемый земельный участок, схема которого была предоставлена на утверждение, в настоящее время на кадастровом учете не состоит, поскольку ранее решением суда был снят с государственного кадастрового учета. В связи с этим, с целью последующего оформления права собственности на земельный участок административным истцом и были поданы документы для утверждения схемы расположения земельного участка. Пояснения административного истца отражены в судебном акте некорректно. Судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка невыполнения административным ответчиком требований пункта 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что Григорьева З.И. и Григорьева Т.М. являются собственниками общей долевой собственности по 1/2 доле в праве жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером 16:49:010708:69, общая площадь 47,8 кв.м.
Согласно заключению кадастрового инженера Кожиновой Н.И. к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории N465 от 17 сентября 2017 года Григорьевой З.И. проведены кадастровые работы - изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории: Республика "адрес". Площадь земельного участка 892 кв.м.
По итогам анализа кадастровой ситуации выявлено, что формируемый земельный участок расположен в кадастровом квартале 16:49:010708. Границы образуемого земельного участка расположены в границах земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также выявлено пересечение с земельным участком с кадастровым номером 16:49:010708:63, имеющим, по сведениям ГКН, уточненные границы и площадь, так как имеется спор по границам. Заказчику рекомендовано обратиться в уполномоченный орган исполнительный власти с заявлением о формировании объекта путем образования земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из расписки в получении документов на оказание государственных и муниципальных услуг усматривается, что Григорьева З.И. обратилась через филиал ГБУ МФЦ Зеленодольского района в Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района за оказанием услуг по утверждению схемы земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий, дата обращения не указана, предоставив копию паспорта, копию доверенности, заключение кадастрового инженера, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, копию выписки из ЕГРН на жилой дом, копию свидетельства о регистрации права, диск. Дата выдачи документов по результатам оказания услуги указана: 23 октября 2017 года.
20 октября 2017 года N04-4/1665 в ответе на обращение Григорьевой З.И. N17923-0010-97911221 от 23 сентября 2017 года Муниципального учреждения "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района" Республики Татарстан об утверждении схемы земельного участка площадью 892 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", при проведении работ по формированию испрашиваемого Григорьевой З.И. земельного участка указано о выявлении наложения на земельный участок с кадастровым номером 16:49:010708:63. В соответствии с подпунктом 2 пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, формирование испрашиваемого земельного участка не представляется возможным.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Разрешая спор по существу и принимая обжалуемое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца со стороны административного ответчика.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается представленными доказательствами.
В пункте 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4).
Согласно пункту 9 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13).
В силу подпункта 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
Анализируя вышеприведенные нормы судебная коллегия разделяет вывод суда первой инстанции о том, что наличие пересечения земельного участка расположенного по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, город Зеленодольск, улица Серова, дом 22, с кадастровым номером 16:49:010708:69 с земельным участком с кадастровым номером 16:49:010708:63, имеющим, по сведениям ГКН, уточненные границы и площадь, о чем прямо указано в заключении кадастрового инженера Кожиновой Н.И. к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории N465 от 14 сентября 2017 года является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, представленного административным истцом.
Фактически доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, аналогичны заявленным в суде первой инстанции, проверялись судом, получили правильную оценку в решении в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Принимая во внимание то обстоятельство, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 22 декабря 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Григорьевой Зои Ивановны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.