Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Гафиятуллина Ш.Ш.
судей Сайдашевой Э.Р, Мочаловой Ю.Р,
при секретаре судебного заседания Ворожейкиной Г.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе Муфарлаховой Виолетты Фаридовны на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 29 декабря 2017 года, которым в удовлетворении административного иска Муфарлаховой В.Ф. отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муфарлахова В.Ф. обратилась с административным иском к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком) о признании действий незаконными и внесении изменений в градостроительный план земельного участка, в обоснование иска указав, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером... расположенного по адресу: "адрес".
На основании постановления руководителя Исполкома N 2164 от 13.07.2017 утвержден градостроительный план земельного участка, с которым она не согласна, поскольку необоснованно уменьшены границы мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений при соблюдении противопожарных норм. Также неверно отражены красные линии и места допустимого разрешения строительства зданий и сооружений.
Решением Тукаевского районного суда от 04.08.2017 признано недействительным постановление Исполкома Биюрганского сельского поселения N 8 от 11.12.2014 об утверждении проекта детальной планировки земельного участка, в соответствии с которым выдавался градостроительный план земельного участка.
На основании изложенного, административный истец просила признать действия Исполкома по утверждению градостроительного плана земельного участка незаконными и возложить обязанность внести изменения в указанный градостроительный план в части увеличения границ места допустимого размещения зданий, сооружений при соблюдении противопожарных требований.
В дальнейшем уточнила административный иск, просила обязать Исполком внести изменения в градостроительный план земельного участка, в части указания границ мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений при соблюдении противопожарных норм, а также указать красные линии и линии застройки.
Представитель административного ответчика иск не признал.
Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе Муфарлахова В.Ф. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документации по планировке территории.
В процессе подготовки документации по планировке территории осуществляется разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5).
Частью 1 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (часть 2).
В части 3 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации приведены все необходимые сведения, которые должны быть указаны в составе градостроительного плана земельного участка
Согласно ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.
В соответствии с ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных ч.ч. 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
По смыслу ст.ст. 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.
Часть 11 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации. Градостроительный план земельного участка необходим для получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 7 ст. 51, ч. 3 ст. 55).
Из приведенных выше требований закона следует, что самостоятельно градостроительный план не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, не устанавливает соответствующие характеристики земельного участка, а лишь воспроизводит те из них, которые уже зафиксированы в иных документах. Однако он является необходимым документом, определяющим возможность застройки земельного участка.
В силу ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Судом установлено, что Муфарлахова В.Ф. является собственником земельного участка площадью 0,0800 га с кадастровым номером... относящийся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается договором купли-продажи земельного участка, прошедшего государственную регистрацию.
Руководителем исполнительного комитета Тукаевского муниципального района принято постановление N 2164 от 13.07.2017, которым утвержден градостроительный план данного земельного участка за N RU... на основании проекта детальной планировки земельного участка, согласно которому земельный участок Муфарлаховой В.Ф. расположен большей частью на улице, в нем не отражены линии минимального отступа от границы и сведения о месте допустимого размещения зданий, строений и сооружений, не указаны красные линии.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что межевой план выполнен без учета утвержденного плана застройки с нарушением красных линий, поэтому действия административного ответчика по утверждению градостроительного плана соответствуют требованиям закона, и прав административного истца не нарушают.
Градостроительный план принадлежащего административному истцу земельного участка утвержден административным ответчиком в соответствии проектом детальной планировки земельного участка 196 га расширения "адрес" и проекта межевания.
В свою очередь, проект детальной планировки территории был согласован в результате публичных слушаний 8 октября 2014 года и утвержден постановлением руководителя Исполкома Биюрганского сельского поселения от 11 декабря 2014 года N 8, который имел юридическую силу при рассмотрении вопроса об утверждении градостроительного плана земельного участка административного истца.
Следовательно, административный ответчик при принятии оспариваемого постановлении об утверждении градостроительного плана земельного участка руководствовался теми сведениями, достоверность которых сомнений не вызывала.
С таким выводом следует согласиться, поскольку он соответствует материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что необоснованно уменьшены границы места допустимого размещения зданий, сооружений, строений, при этом согласие владельцев смежных участков отсутствует, не влияют на правильность принятого судебного акта, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка. Градостроительный план земельного участка выдан административным ответчиком в соответствии с существующим на тот период проектом детальной планировки территории. Согласно решению Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 4 августа 2017 года постановление Исполнительного комитета Биюрганского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан N 8 от 11.12.2014 года "Об утверждении проекта детальной планировки земельного участка площадью 169 га расширения "адрес" по результатам публичных слушаний от 08.10.2014" признано недействующим. Данное решение вступило в законную силу лишь 15 сентября 2017 года.
Кроме этого, заявленные административным истцом требования о возложении на административного ответчика обязанности внести изменения в градостроительный план земельного участка нарушают принцип добросовестности участников публичных правоотношений, к которым в рассматриваемом случае относится административный истец. Фактически административным истцом заявляются требования о произвольном, без учета установленного законом порядка, по указанию и по воле собственника земельного участка, внесению исправлений в градостроительный план, что свидетельствует о действии в обход закона и заведомо недобросовестном осуществлении гражданских прав.
Административным истцом, вопреки требованиям ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено допустимых доказательств указывающих, что оспариваемое действие административного ответчика противоречит тому или иному нормативно-правовому акту, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Другие доводы жалобы были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 29 декабря 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Муфарлаховой Виолетты Фаридовны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.