Ялтинского городского суда Республики Крым от 22 января 2018 года по делу N12-47/2018,
УСТАНОВИЛ
Постановлением главного специалиста отдела экологического надзора г.Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Цицулина М.В. от 29.08.2017 года N005560/0428 директор ООО "СКАТ" Репринцев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 16000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО "СКАТ" Репринцев А.А. обжаловал его в суд.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 22.01.2018 года по делу N 12-47/2018 (судья Романнко В.В.) постановление главного специалиста отдела экологического надзора г. Ялта управление экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Цицулина М.В. от 29.08.2017 года N005560/0428 о привлечении директора ООО "СКАТ" Репринцева А.А. к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 16000 рублей оставлено без изменения, жалоба директора ООО "СКАТ" Репринцева А.А. - без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, директор ООО "СКАТ" Репринцев А.А. подал жалобу, в которой просит отменить решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 22.01.2018 года по делу N 12-47/2018, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании, которое состоялось 28.03.2018 года, представитель директора ООО "СКАТ" Репринцева А.А. настаивал на том, что постановление главного специалиста отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Цицулина М.В. от 29.08.2017 года N005560/0428 было принято на основании сведений, изложенных в протоколе об административном правонарушении N 005560/0428, о составлении которого первый не был извещен.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п.п. 1,3,7 ч.1 ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении в числе других выяснению подлежат обстоятельства, связанные с наличием события административного правонарушения, виновностью лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Ст. 8.39 КоАП РФ установлено, что нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судья Ялтинского городского суда Республики Крым, привлекая директора ООО "СКАТ" Репринцева А.А. к административной ответственности, исходил из того, что его вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении N005560 от 18.08.2017 года.
Однако, с указанными выводами судьи Ялтинского городского суда Республики Крым согласиться нельзя, исходя из следующего.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
По результатам изучения материалов дела об административном правонарушении N 005560/0428 в отношении директора ООО "СКАТ" Репринцева А.А. установлено, что уведомлением главного государственного инспектора Республики Крым Цицулиным М.В. от 31.07.2017 года директору ООО "СКАТ" Репринцеву А.А. было сообщено о том, что протокол об административном правонарушении по ст. 8.39 КоАП РФ в отношении него будет составляться 14.08.2017 года в 10:00 часов по адресу: "адрес".
Указанное уведомление получено 09.08.2017 года директором ООО "СКАТ" Репринцевым А.А, что подтверждается соответствующей подписью.
В адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым 11.08.2017 года от директора ООО "СКАТ" Репринцева А.А. поступило ходатайство о переносе даты составления протокол об административном правонарушении по ст. 8.39 КоАП РФ в отношении него, в связи с необходимостью присутствовать 14.08.2017 года на заседании в Ялтинском городском суде Республики Крым.
Согласно уведомлению главного государственного инспектора Республики Крым Цицулина М.В. от 14.08.2017 года составление протокола об административном правонарушении по ст. 8.39 КоАП РФ в отношении директора ООО "СКАТ" Репринцева А.А. отложено на 18.08.2017 года на 10:00 часов.
Копия указанного уведомления была получена 14.08.2017 года Стасюком А.С, который согласно доверенности от 10.08.2017 года уполномочен представлять интересы ООО "СКАТ" по всем вопросам во всех судах Российской Федерации, а не лично директора ООО "СКАТ" Репринцева А.А.
Доказательств получения (направления) указанного уведомления непосредственно директором ООО "СКАТ" Репринцевым А.А. материалы дела не содержат.
На составление 18.08.2017 года протокола об административном правонарушении N 005560 директор ООО "СКАТ" Репринцев А.А. не явился. При его составлении присутствовал Стасюк А.С, который согласно доверенности от 10.08.2017 года уполномочен представлять интересы ООО "СКАТ".
При этом в материалах дела об административном правонарушении N 005560/0428 отсутствуют доказательства вручения согласно ст. 28.2 КоАП РФ копии указанного выше протокола непосредственно директору ООО "СКАТ" Репринцеву А.А.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно определению главного государственного инспектора Республики Крым Цицулина М.В. от 18.08.2017 года рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 29.08.2017 года.
Копия указанного определения получена 18.08.2017 года Стасюком А.С.
Доказательств получения (направления) указанного определения непосредственно директором ООО "СКАТ" Репринцевым А.А. материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание то, что согласно доверенности от 10.08.2017 года Стасюк А.С. уполномочен представлять интересы исключительно ООО "СКАТ", а не директора ООО "СКАТ" Репринцева А.А, становится очевидным, что материалы дела не содержат доказательств надлежащего извещения последнего о составлении 18.08.2017 года в отношении него протокола об административном правонарушении по ст. 8.39 КоАП РФ, а также надлежащего его извещения о дне, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В силу изложенного выше становится очевидным, что протокол об административном правонарушении N 005560 является недопустимым доказательством совершения директором ООО "СКАТ" Репринцевым А.А. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и подлежит исключению из их числа.
Изучив материалы дела, становится очевидным, что они не содержат безусловных доказательств совершения директором ООО "СКАТ" Репринцевым А.А. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу изложенного, выводы главного специалиста отдела экологического надзора г.Ялта управление экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Цицулина М.В, с которым согласился судья Ялтинского городского суда Республики Крым, о виновности директора ООО "СКАТ" Репринцева А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, нельзя признать такими, которые подтверждаются материалами дела, в связи с чем постановление главного специалиста отдела экологического надзора г.Ялта управление экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Цицулина М.В. от 29.08.2017 года N005560/0428 и решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 22.01.2018 года по делу N 12-47/2018 подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Кроме того, согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Надлежащее извещение подразумевает, что судебное извещение должно быть направлено лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении с таким расчетом, чтобы указанное лицо имело достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд.
КоАП РФ не содержит ограничений относительно использования различных средств связи для извещения лиц, участвующих в деле, однако, исходя из требований ст. 25.15 КоАП РФ, во всех случаях извещение должно быть произведено способом, позволяющим судье контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п, посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Выяснение вопроса о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, должно было предшествовать принятию судьей решения о рассмотрении дела в его отсутствии, чтобы при осуществлении правосудия было обеспечено соблюдение необходимых процессуальных гарантий прав лиц, участников рассмотрения административного материала.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является основным и самостоятельным участником производства по делу об административном правонарушении, и в его отсутствие дело может быть рассмотрено только при наличии в материалах дела достоверных сведений о том, что именно это лицо, а не его защитник, или представитель, было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела. Поэтому извещение о судебном заседании защитника или представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, не освобождает судью от обязанности известить о месте и времени рассмотрения дела само лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В материалах дела имеется повестка на имя директора ООО "СКАТ" Репринцева А.А. (л.д. 58), согласно которой последнему сообщается, что рассмотрение его жалоба на постановление N005560/0428 от 29.08.2017 года главного специалиста отдела экологического надзора г.Ялта управление экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Цицулина М.В. состоится 22.01.2018 года в 11:00 часов.
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства направления (получения) указанной повестки директору ООО "СКАТ" Репринцеву А.А
При таких обстоятельствах становится очевидным, что в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего уведомления директора ООО "СКАТ" Репринцева А.А о судебном заседании, которое состоялось 22.01.2018 года.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 22 января 2018 года по делу N12-47/2018 и постановление главного специалиста отдела экологического надзора г.Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Цицулина М.В. от 29.08.2017 года N005560/0428 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении по ст. 8.39 КоАП РФ в отношении директора ООО "СКАТ" Репринцева А.А. прекратить в связи недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В. Яковлев
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.