Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу Брызгалова Александра Валерьевича на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 24 октября 2017 г. N 12-47/2017,
установил:
постановлением государственного инспектора Республики Крым - консультанта отдела экологического надзора г. Алушта управления экологического надзора Южно-Крымского региона ФИО3 от 21 июня 2017 г. N 005068-0469/33 заместитель генерального директора по административно-хозяйственной части Общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Атлант" Брызгалов Александр Валерьевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 24 октября 2017 г. N 12-47/2017 жалоба Брызгалова А.В. оставлена без удовлетворения, постановление должностного лица от 21 июня 2017 г. N 005068-0469/33 - без изменения.
Не согласившись с принятым решением, Брызгалов А.В. подал жалобу, в которой просит указанное решение суда от 24 октября 2017 г. и постановление должностного лица от 21 июня 2017 г. отменить, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что судом не дана надлежащая правовая оценка составу административного правонарушения, не исследованы фактические обстоятельства дела.
В жалобе указано на то, что суд не принял во внимание тот факт, что ни результаты экспертизы, ни материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств, подтверждающих, что в процессе деятельности ООО "ИК "Атлант" образуются отходы, относящиеся к 1-4 классам опасности, сам факт образования отходов также не подтвержден.
Также заявитель ссылается на то, что несанкционированное размещение отходов производства и потребления на земельном участке по адресу: Республика Крым, г.Алушта, п. Семидворье, микр Аян-Дере-II, д.51 допущено в результате действий не ООО "ИК "Атлант", а иного лица - ФИО4
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав защитника Брызгалова А.В. - Комедову О.Н, поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
В соответствии со статьей 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В силу п.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Пунктом 1 ст.39 Закона N7-ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ст.51 Закона N7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п.2.1 "Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации" (утв. Минприроды РФ 15.07.1994) природопользователь обязан: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно - эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их использование в качестве вторичного сырья, переработку и последующее размещение; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения); обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов; оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном.
Согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.
Из материалов дела усматривается, что 15 марта 2017 года во исполнение распоряжения Совета министров Республики Крым от 26 марта 2015 года N237-р "О проведении в Республике Крым бессрочной акции "Сделаем Крым чистым", проведено обследование территории земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Алушта, п. Семидворье, микрорайон Аян-Дере-II, д.51.
В ходе визуального обследования территории установлено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: неустановленными лицами по вышеуказанному адресу осуществлено несанкционированное размещение отходов в месте, не предназначенном для этих целей. Отходы расположены на открытом грунте. Общая площадь несанкционированного размещения отходов составила 604 кв.м. По морфологическому составу отходы представляют собой грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ. Территория участка не огорожена, межевые знаки в натуру не вынесены, доступ свободный.
15 марта 2017 года по данному факту государственным инспектором Республики Крым - консультантом отдела экологического надзора г. Алушта управления экологического надзора Южно-Крымского региона ФИО3 вынесено определение N25 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении неустановленных лиц по ст.8.2 КоАП РФ.
В рамках проведения административного расследования установлено, что согласно ответу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 28 марта 2017 года N8990 земельному участку, расположенному по вышеуказанному адресу, присвоен кадастровый N, правообладателем которого является ООО "ИК "Атлант".
Согласно приказу ООО "ИК "Атлант" от 01.03.2017г. N4-к Брызгалов А.В. назначен на должность заместителя генерального директора по административно-хозяйственной деятельности, по внешнему совместительству на 0,5 ставки.
По результатам проведенного административного расследования 02 июня 2017г, государственным инспектором Республики Крым - консультантом отдела экологического надзора г. Алушта управления экологического надзора Южно-Крымского региона ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении N005086 в отношении Брызгалова А.В. по ст.8.2 КоАП РФ, за нарушение норм статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 2.1 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 15.07.1994.
Постановлением государственного инспектора Республики Крым - консультанта отдела экологического надзора г. Алушта управления экологического надзора Южно-Крымского региона ФИО3 от 21 июня 2017 г. N 005068-0469/33 заместитель генерального директора по административно-хозяйственной части ООО "ИК "Атлант" Брызгалов А.В. привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт допущенного правонарушения и виновность заместителя генерального директора по административно-хозяйственной части ООО "ИК "Атлант" Брызгалова А.В. в совершении административного правонарушения подтверждены: заявлением, поступившим в Министерство экологии и природных ресурсов от " "данные изъяты"" о необходимости проведения проверки по факту отвала (отсыпа) грунта; плановым (рейдовым ) заданием на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования, актом рейдового осмотра, обследования от 15.03.2017г. N50 с фототаблицей и план- схемой к нему; выпиской из ЕГРЮЛ, протоколом об административном правонарушении от 02.06.2017г. N005068; договором возмездного оказания услуг NУ-РК_78/05/17 от 22.05.2017г, заключенным между ООО "ИК "Атлант" с ООО " "данные изъяты" в соответствии с которым последний принимает на себя обязательства по проведению работ по транспортированию и размещению (утилизации) отходов 4-5 классов опасности, расположенных по адресу: Республика Крым, г.Алушта, п. Семидворье, микр Аян-Дере-II, д.51; должностной инструкцией Брызгалова А.В, согласно раздела 2 п.9 которой, заместитель генерального директора по административно-хозяйственной части ООО "ИК "Атлант" обеспечивает соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе соблюдение экологических требований при осуществлении строительства, капитального ремонта, реконструкции зданий, сооружений, соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации принадлежащих Обществу земельных участков и обращении с отходами производства, потребления, иными опасными веществами.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности заместителя генерального директора по административно-хозяйственной части ООО "ИК "Атлант" Брызгалова А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Судьей городского суда, с учетом приведенных законоположений, исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которые являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно положены судьей в основу вынесенного решения.
Решение судьи мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
При рассмотрении настоящего дела судьей городского суда не нарушены требования ст. 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу заместителя генерального директора по административно-хозяйственной части ООО "ИК "Атлант" Брызгалова А.В. по делу не усматривается.
Довод жалобы о том, что несанкционированное размещение отходов производства и потребления на земельном участке Республика Крым, г. Алушта, п. Семидворье, микр. Аян-Дере-II, д.51 допущено в результате действий не ООО "ИК "Атлант", а иного лица - ФИО4, является голословным и не подтвержден имеющимися материалами.
Довод жалобы о том, что материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств подтверждающих, что в процессе деятельности ООО "ИК "Атлант" образуются отходы, относящиеся к 1-4 классам опасности, является несостоятельным.
В ходе рассмотрения дела и жалоб на постановление по делу об административном правонарушении объективно установлено, что в результате производственной деятельности общества образуются отходы. Данное обстоятельство подтверждено результатами проверки, а также заключенным между ООО "ИК "Атлант" с ООО " "данные изъяты"" договором на транспортирование отходов, образующихся в процессе деятельности ООО "ИК "Атлант".
Довод жалобы заместителя генерального директора по административно-хозяйственной части ООО "ИК "Атлант" Брызгалова А.В. об отсутствии в его действиях состава вмененного ему административного правонарушения является несостоятельным и опровергается перечисленными выше доказательствами, свидетельствующими о его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с выводами суда, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть его жалобу на постановление должностного лица.
Доказательств, подтверждающих принятие лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.
Порядок и срок привлечения заместителя генерального директора по административно-хозяйственной части ООО "ИК "Атлант" Брызгалова А.В. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Учитывая, что жалоба на решение судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 24 октября 2017 г. N 12-47/2017, не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены указанного решения суда отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу Брызгалова Александра Валерьевича на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 24 октября 2017 г. N 12-47/2017 - оставить без удовлетворения.
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 24 октября 2017 г. N 12-47/2017 в отношении заместителя генерального директора по административно-хозяйственной части Общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Атлант" Брызгалова Александра Валерьевича в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
Копия верна
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.