Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директора МКОУ "Ялтинская средняя школа N12 с углубленным изучением иностранных языков" Кабановой В.Н,
государственного инспектора г. Ялты по пожарному надзору, инспектором ОНД по г. Ялте УНД и ПР ГУ МЧС России по Республики Крым Радишевского К.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
21 марта 2018 года
жалобу директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Ялтинская средняя школа N12 с углубленным изучением иностранных языков" ФИО1 на решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Ялтинская средняя школа N12 с углубленным изучением иностранных языков" (далее МКОУ "Ялтинская средняя школа N12" либо Учреждение) ФИО1,
установил:
постановлением государственного инспектора г. Ялты по пожарному надзору, инспектором ОНД по г. Ялте УНД и ПР ГУ МЧС России по Республики Крым Радишевским К.В. от ДД.ММ.ГГГГ N директор МКОУ "Ялтинская средняя школа N12" Кабанова В.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобу директора МКОУ "Ялтинская средняя школа N12 с углубленным изучением иностранных языков" Кабановой В.Н. на постановление по делу об административном правонарушении судьей Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 января 2018 года постановлено решение, которым указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением судьи городского суда, директор МКОУ "Ялтинская средняя школа N12" Кабанова В.Н. подала в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просила отменить указанное решение и постановление должностного лица пожарного надзора от ДД.ММ.ГГГГ N. В обоснование жалобы указано на неверную оценку установленных обстоятельств, на нарушение норм материального и процессуального права.
Выслушав директора МКОУ "Ялтинская средняя школа N12 с углубленным изучением иностранных языков" Кабанову В.Н, подержавшую доводы жалобы, государственного инспектора г. Ялты по пожарному надзору, инспектором ОНД по г. Ялте УНД и ПР ГУ МЧС России по Республики Крым Радишевского К.В, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч.2 ст.1.5 КоАП РФ).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (ч.3 ст.1.5 КоАП РФ).
Как усматривается из материалов дела, на основании письма прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором г. Ялты по пожарному надзору, инспектором отдела надзорной деятельности по г. Ялта УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Радишевским К.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, которым установлено, что при проведении прокуратурой г. Ялта проверки помещений МБОУ "Ялтинская средняя школа N12 с углубленным изучением иностранных языков", расположенной по адресу: "адрес" выявлены нарушения законодательства в области пожарной безопасности, а именно:
допущен демонтаж предусмотренных проектом дверей (п.23,33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N390 "О противопожарном режиме", ст.53,89 Федерального закона "Техничекий регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N123-Ф3, п.4.3.2 Свода правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров не оборудованы устройствами для самозакрывания (п.62 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N390 "О противопожарном режиме", ст.53,89 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N123-Ф3, п.4.2.7 "СП 1.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N171);
двери на основных путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания, (п.36 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N390 "О противопожарном режиме" ст.53, 89 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N123-Ф3, п.4.2.6 "СП 1 13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N171);
в цоколе здания допущено хранение мебели, оборудования и т.д. (п.23 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N390 "О противопожарном режиме").
Определением от 23 октября 2017 года государственным инспектором г. Ялты по пожарному надзору, инспектором отдела надзорной деятельности по г. Ялта УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Радишевским К.В. у МБКОУ "Ялтинская средняя школа N12 с углубленным изучением иностранных языков" истребованы необходимые сведения.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором г. Ялты по пожарному надзору, инспектором ОНД по г. Ялте УНД и ПР ГУ МЧС России по Республики Крым Радишевским К.В. составлен протокол об административном правонарушении по признакам ч.2 ст.20.4 КоАП РФ в отношении директора МКОУ "Ялтинская средняя школа N12" Кабановой В.Н, согласно которому основаниями для привлечения Кабановой В.Н. к административной ответственности послужило выявление факта нарушений требований пожарной безопасности, а именно по вине Кабановой В.Н.: допущен демонтаж предусмотренных проектом дверей; двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров не оборудованы устройствами для самозакрывания; двери на основных путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания; допущено складирование мебели, оборудования в помещении цокольного этажа.
Постановлением государственного инспектора г. Ялты по пожарному надзору, инспектором ОНД по г. Ялте УНД и ПР ГУ МЧС России по Республики Крым Радишевским К.В. от ДД.ММ.ГГГГ N директор МКОУ "Ялтинская средняя школа N12" Кабанова В.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 руб.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что директор Учреждения Кабанова В.Н. на законных основания привлечена к ответственности за вмененное ей правонарушение как должностное лицо, которое осуществляет общее руководство Учреждением.
Однако с таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя, а также нельзя согласиться с оспариваемым постановлением должностного лица пожарного надзора.
Диспозицией ч.2 ст.20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и ч.6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенное в условиях особого противопожарного режима.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 11 августа 2017 года N399, с 12 августа 2017 года введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Крым.
Указанное постановление было признано утратившим силу в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Крым от 13 ноября 2017 года N593, а особый противопожарный режим на территории Республики Крым отменен.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Закон) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" и нормативными документами по пожарной безопасности.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст.2.4 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ч.2 ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу ст.38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Из материалов дела усматривается, что должностное лицо Кабанова В.Н. является директором МБОУ "Ялтинская средняя школа N12". Данное Учреждение является бюджетным, его финансирование, в том числе мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, осуществляет Управление образования администрации города Ялты. Кабанова В.Н. как руководитель Учреждения неоднократно обращалась к распорядителю бюджетных средств о необходимости финансирования по приобретению и установки дверей в коридорах и на путях эвакуации в помещениях Учреждения, что подтверждается письмами от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д.21-23), подобные письма направлялись директором Учреждения Кабановой В.Н. в адрес Управления образования администрации города Ялты в течение 2015-2016 гг. (л.д.37-38). Кроме того, должностным лицом пожарного надзора Учреждению выдано предписание об устранении данных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, устранение указанных выше нарушений планировалось до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, привлекая директора Учреждения Кабанову В.Н. к ответственности за нарушение законодательства о пожарной безопасности, ни должностное лицо пожарного надзора, ни суд первой инстанции должной оценки данным обстоятельства не дал.
Кроме того, суд первой инстанции, оставляя без изменения постановления должностного лица пожарного надзора, не дал должной оценки также нарушению в виде хранения в помещении цокольного этажа мебели, оборудования, что, как полагает должностное лицо пожарного надзора, является нарушением п.23 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 г. N390 "О противопожарном режиме".
П.23 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (в ред. действующей на момент обстоятельств, которые послужили основаниями для должностного лица пожарного надзора привлечь к ответственности директора Учреждения Кабанова В.Н. по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ) "О противопожарном режиме" предусмотрено, что на объектах защиты запрещается:
а) хранить и применять на чердаках, в подвалах и цокольных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы, кроме случаев, предусмотренных нормативными документами по пожарной безопасности в сфере технического регулирования;
б) использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;
в) размещать и эксплуатировать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные помещения, а также хранить горючие материалы;
д) снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
ж) размещать мебель, оборудование и другие предметы на подходах к пожарным кранам внутреннего противопожарного водопровода и первичным средствам пожаротушения, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и выходами на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, а также заваривать люки на балконах и лоджиях квартир;
з) проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;
и) остеклять балконы, лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам;
к) устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы;
л) устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих материалов;
м) устанавливать в лестничных клетках внешние блоки кондиционеров;
н) загромождать и закрывать проходы к местам крепления спасательных устройств;
о) изменять (без проведения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации) предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности зданий (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой).
Из содержания данного пункта следует, что хранить мебель, оборудование запрещено только в технических помещениях. Однако ни суд первой инстанции, ни должностное пожарного надзора не установил, относится ли к техническим помещениям помещение в цокольном этаже, в которое на временное хранение были перемещены оборудование и мебель из столовой с целью проведения ремонта в ней. Таких доказательств суд второй инстанции также не добыл.
Ч.1 и ч.2 ст.26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из положений ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
При указанных обстоятельствах прихожу к выводу, что суд первой инстанции при вынесении судебного акта в нарушение положений ст.26.1, 26.11 КоАП РФ руководствовался только материалами дела, предоставленными должностными лицами пожарного надзора, без учета проверки существенных для дела обстоятельств. Нельзя признать законным постановление должностного лица пожарного надзора от 27 октября 2017 года, поскольку, как указано также выше, выводы в нём какими-либо доказательствами не подтверждаются.
Из анализа вышеизложенных норм и установленных обстоятельств следует, что доказательства о причастности директора Учреждения Кабановой В.Н. к совершению правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, отсутствуют в материалах дела, поскольку устранение выявленных нарушений не зависело от директора Учреждения Кабановой В.Н. и было запланировано до 20 декабря 2017 года (протокол об административном правонарушении был составлен 27 октября 2017 года), и поскольку в материалах дела нет сведений о том, что помещение, в которое на временное хранения были перемещены мебель и оборудование из столовой, является техническим.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья
решил:
жалобу директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Ялтинская средняя школа N12 с углубленным изучением иностранных языков" ФИО1 удовлетворить.
Постановление государственного инспектора г. Ялты по пожарному надзору, инспектором ОНД по г. Ялте УНД и ПР ГУ МЧС России по Республики Крым Радишевского К.В. от ДД.ММ.ГГГГ N, решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Ялтинская средняя школа N12 с углубленным изучением иностранных языков" ФИО1, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.