Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием инспектора дорожного надзора отделения ГИБДД ОМВД по Белогорскому району Степаняна Э.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
28 марта 2018 года
жалобу государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" на решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 21 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении государственного казенного учреждения Республики Крым "Службы автомобильных дорог Республики Крым" (далее - ГКУ РК "САД РК" либо Учреждение),
установил:
постановлением старшего государственного инспектора дорожного надзора отделения ГИБДД ОМВД РФ по Белогорскому району Швецова Е.М. N N от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ РК "САД РК" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 300000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе ГКУ РК "САД РК" на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, судьей Белогорского районного суда Республики Крым 21 февраля 2017 года постановление старшего государственного инспектора дорожного надзора отделения ГИБДД ОМВД РФ по Белогорскому району Швецова Е.М. N N от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а жалоба ГКУ РК "САД РК" - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, ГКУ РК "САД РК" обратилось в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просило его отменить, производство по делу в отношении Учреждения прекратить. В обоснование указанно, что судья при вынесении оспариваемого решения нарушил нормы материального и процессуального права, и неправильно оценил установленные обстоятельства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.
Выслушав должностное лицо дорожного надзора Степаняна Э.А, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Суд первой инстанции согласился с постановлением старшего государственного инспектора дорожного надзора отделения ГИБДД ОМВД РФ по Белогорскому району Швецова Е.М. от ДД.ММ.ГГГГ серии 61 N по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, согласно которого ДД.ММ.ГГГГ в 08 час 30 мин. на автодороге " "адрес", юридическим лицом ГКУ РК "САД РК", ответственным за состояние дорог, не соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании "адрес" м, а именно нарушены требования п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных ли по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, а, в частности, п.5.2.1; 6.4.1; 6.4.2 ГОСТа Р 33220-2015 г.
В соответствии с Распоряжением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 1462-р "О создании Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" создано Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" путем преобразования Государственного учреждения "Служба автомобильных дорог Республики Крым" (местонахождение: "адрес" идентификационный код юридического лица "данные изъяты"). Установлено, что целью деятельности ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них; размещение заказов для обеспечения государственных нужд Республики Крым в сфере дорожной деятельности; обеспечение сохранности закрепленной сети автомобильных дорог; организация совершенствования и развития сети автомобильных дорог, повышение их технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния; обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам; обеспечение безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственным сооружениям на них, повышение их пропускной способности, благоустройства, экологической безопасности, безопасности дорожного движения; целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделяемых для финансирования работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; участие в реализации государственной политики в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них.
Предметом деятельности ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" является исполнение государственных функций, оказание государственных услуг и (или) выполнение работ в целях обеспечения реализации полномочий Республики Крым в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Крым и искусственных сооружений на них в рамках реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ и инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджета Республики Крым.
Согласно Государственного контракта N на содержание автомобильных дорог общего пользования Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Государственным казенным учреждением Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым", именуемым в дальнейшем "Заказчик", и Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымавтодор", именуемым в дальнейшем "Подрядчик", заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Крым в соответствии с требованиями Контракта, включая работы по обеспечению проезда автомобильных транспортных средств по Объекту, созданию условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения, а также по обеспечению сохранности имущественного комплекса Объекта, а заказчик берет на себя обязательства оплатить вышеуказанные работы, выполненные с надлежащим качеством, в соответствии с условиями Контракта.
Место выполнения работ: Республика Крым, автомобильные дороги общего пользования Республики Крым протяженностью "данные изъяты" км.
Заказчик передает, а Подрядчик принимает Объект на содержание по Акту передачи на содержание, форма которого приведена в Приложении N 2 к Контракту.
Работы по содержанию Объекта выполняются Подрядчиком путем выполнения комплекса работ в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 N402, Техническим заданием (Приложение N3 к Контракту). Регламентом на содержание автомобильных дорог (Приложение N4 к Контракту), Ежемесячными заданиями.
При выполнении работ по содержанию Подрядчик руководствуется нормативными документами в соответствии с Перечнем нормативно-технических документов, обязательных при выполнении дорожных работ (Приложение N5 к Контракту).
Подрядчик обязуется выполнить весь комплекс работ по настоящему Контракту, в строгом соответствии с условиями Контракта (и его приложениями). Качество выполняемых по Контракту работ должно соответствовать требованиям ГОСТов, территориальным строительным нормам, и требованиям Заказчика в соответствии с настоящим Контрактом.
Работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Крым протяженностью "данные изъяты" км выполняются иждивением Подрядчика - из его материалов, его силами и средствами, в пределах стоимости Контракта.
Подрядчик обязуется по окончании срока выполнения работ по содержанию Объекта, установленного в п.5.2 Контракта, завершить все работы и передать Объект Заказчику в порядке, установленном в разделе 13 Контракта.
Контракт действует с момента подписания и по ДД.ММ.ГГГГ. Сроки выполнения работ по содержанию Объекта: с момента подписания Контракта, окончание ДД.ММ.ГГГГ (п.п.5.1,5.2.).
Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ N о выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, на участке автомобильной дороги "адрес", выявлены следующие недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения: левая полоса проезжей части имеет мелкую ямочность и неровность покрытия; отсутствует дорожное удерживающее ограждение, чем нарушаются пункты 5.2.1, 6.4.1, 6.4.2 ГОСТа Р 33220-2015.
В соответствии с п.6.4.1 ГОСТа Р 33220-2015, установлено, что дорожные ограждения для автомобилей должны соответствовать требованиям ГОСТ 33128 и быть установлены по национальным стандартам государств-участников соглашения.
В соответствии с п.6.4.2 ГОСТа Р 33220-2015, установлено, что дорожные ограждения не должны иметь дефектов, снижающих их удерживающую способность.
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом дорожного надзора Лещинским Н.Л. в отношении ГКУ РК "САД РК" составлен протокол об административных правонарушениях, совершенном юридическим лицом серии N по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.12.34 (в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения) КоАП РФ.
Диспозицией ст.12.34 (в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения) КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Оставляя постановление государственного органа без изменения, судья районного суда руководствовался тем, что из материалов дела об административном правонарушении усматриваются наличие достаточных доказательств нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автодороги " "адрес" в частности, данные обстоятельства подтверждаются актом выявленных недостатков в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ N (материал административного дела N, л.д.23). Согласно указанного акта, на вышеуказанном участке автодороги выявлены недостатки в эксплуатационном её состоянии.
Все требования государственных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судьей районного суда, и поскольку судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств дана им надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы ГКУ РК "САД РК" и отмены судебного акта нет.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств. Аналогичные доводы были предметом проверки судьи районного суда, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте, и не влекут его отмену.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Вместе с тем, п.2 Федерального закона от 07.03.2017 г. N 26-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившего в силу 18.03.2017 г, ст.12.34 изложена в новой редакции:
Часть 1 предусматривает ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Часть 2 предусматривает ответственность за те же действия, повлекшие причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Примечанием к указанной статье предусмотрено, что под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности (часть 1).
Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть (часть 2).
То есть указанный Закон, предусматривая назначение юридическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей, смягчил административную ответственность за административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.34 КоАП РФ, так как в редакции Федерального закона от 28.12.2009 г. N 380-ФЗ, санкция ст. 12.34 КоАП РФ предусматривала наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Согласно ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
На основании ч.1 ст.12.34 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 07.03.2017 г. N 26-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях") несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Поскольку постановление о назначении административного наказания в отношении ГКУ РК "САД РК" на момент рассмотрения настоящей жалобы не исполнено, на него распространяются положения Федерального закона от 07.03.2017 г. N 26-ФЗ.
В связи с указанным выше, действия ГКУ РК "САД РК" подлежат переквалификации со ст.12.34 КоАП РФ на ч.1 ст.12.34 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 07.03.2017 г. N 26-ФЗ), с назначением наказания с учетом характера совершенного ГКУ РК "САД РК" правонарушения, объектом которого является обеспечение безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог ответственным за их состояние лицом, конкретных обстоятельств настоящего дела, учитывая, что ГКУ РК "САД РК" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в виде административного штрафа в размере 200000 рублей, что соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" оставить без удовлетворения.
постановление старшего государственного инспектора дорожного надзора отделения ГИБДД ОМВД РФ по Белогорскому району Швецова Е.М. N N от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 21 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного казенного учреждения Республики Крым "Службы автомобильных дорог Республики Крым", изменить, переквалифицировать действия государственного казенного учреждения Республики Крым "Службы автомобильных дорог Республики Крым" со ст.12.34 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях на ч.1 ст.12.34 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 07.03.2017 г. N 26-ФЗ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200000 (двухсот тысяч) рублей, а в остальной части вышеуказанные акты оставить без изменения.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.