Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Кирюхиной М.А,
судей Адаменко Е.Г,
Корсаковой Ю.М,
при секретаре Марушко В.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по заявлению Львовой Елены Григорьевны, заинтересованные лица: отдел военного комиссариата Республики Крым по г. Феодосии и Кировскому району, Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Крым", об установлении факта нахождения на иждивении,
по апелляционной жалобе военного комиссариата Республики Крым по г. Феодосии и Кировскому району на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 09 января 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
В ноябре 2017 года Львова Е.Г. обратилась в суд с заявлением об установлении факта нахождения на иждивении Львова Станислава Сергеевича, мотивируя свои требования тем, что с 1967 года состояла в зарегистрированном браке с Львовым С.С, с которым проживали по адресу: "адрес"В, "адрес", вели общее хозяйство. Львов С.С. проходил военную службу, получал пенсию по линии Министерства обороны. Размер пенсии на момент смерти составлял около 25 000 руб. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер. Указывает, что постоянным и основным источником к существованию для нее являлся доход супруга, который практически содержал семью. Для получения пенсии по смерти кормильца ей необходимо установление факта нахождения на иждивении, в связи с чем просила ее заявление удовлетворить.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 09 января 2018 года иск Львовой Е.Г. удовлетворен. Установлен факт нахождения Львовой Е.Г. на иждивении супруга Львова С.С, умершего 10.03.2008 года.
В апелляционной жалобе военный комиссариат Республики Крым по г. Феодосии и Кировскому району, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении иска.
Заслушав докладчика, исследовав материалы дела, пояснения представителя заявителя, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно требованиям части 1 статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд первой инстанции, ссылаясь на положения ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 31 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пришел к выводу, что заявитель доказала нахождение на иждивении умершего супруга.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В силу пп. 2 п. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации факт нахождения на иждивении может быть установлен судом.
Понятие "нетрудоспособность" и "иждивение" раскрывается в Законе Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках, Национальной гвардии РФ и их семей" от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1.
Согласно ст. 31 вышеуказанного Закона РФ члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Так согласно п. "б" ч. 3 ст. 29, ст. 31 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1, право на получении пенсии по потере кормильца могло возникнуть при соблюдении одновременно двух условий: нетрудоспособности лица и нахождении на иждивении у умершего.
Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.
Согласно статье 29 этого же Закона, право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 закона, состоявшие на их иждивении.
Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте "в" настоящей статьи.
Нетрудоспособными членами семьи считаются отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами; супруг независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает.
В целях проверки доводов апелляционной жалобы военного комиссариата Республики ФИО3 по "адрес" и "адрес", судебной коллегией приняты новые доказательства: справки о размере пенсии Львовой Е.Г. и ее мужа за период 2005-2008 годы.
Новые доказательства приняты, поскольку судом первой инстанции не определены надлежащим образом, какие юридически значимые обстоятельства следует установить, и участникам дела не разъяснена необходимость предоставления надлежащих доказательств. Представитель заявителя не возражал в судебном заседании против приобщения этих доказательств.
При апелляционном пересмотре дела установлено, что 09 сентября 1967 года между Львовым С.С. и Одинец Е.Г. заключен брак, супруге присвоена фамилия - Львова, что подтверждается копией свидетельства о заключении брака.
Из копии свидетельства о смерти следует, что ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из сообщения ФКУ "Военный комиссариат Республики Крым" от 24.10.2017 года N/ЦСО следует, что право на получение пенсии по смерти кормильца имеют лица, находившиеся на их иждивении.
Львова Е.Г. является получателем пенсии по старости на 2017 год, которая составляет 14 415,05 руб. По состоянию на декабрь 2005 года размер пенсии составлял 410,41 гривен Украины, на декабрь 2006 года - 662,40 гривен Украины, на декабрь 2007 года - 805,19 гривен Украины, на февраль 2008 года- 1032,93 гривен Украины.
Являясь пенсионером по возрасту, Львова Е.Г. работала врачом, ее заработная плата в январе 2008 года составляла 464 гривен Украины, в феврале 2008 года - 451 гривен Украины.
Согласно сведениям ФКУ "Военный комиссариат Республики ФИО3" от ДД.ММ.ГГГГ N/ЦСО размер пенсии Львова С.С. с января 2005 года составлял 6 980,41 рублей, с января 2006 года - 7 913,90 рублей, с января 2007 года - 8 630,89 рублей.
Принимая во внимание курс гривны Украины к российскому рублю по состоянию на 2007-2008 годы (в марте 2007 г. за 10 гривен Украины - 51 российский рубль, в сентябре 2007 года за 10 гривен Украины - 50 российских рублей, в феврале 2008 года за 10 гривен Украины - 47 российских рублей) очевидно, что разница в доходах Львовой Е.Г. и ее супруга была незначительной.
Так, доход Львовой Е.Г. в январе 2008 года составлял 1496 гривен Украины (464 грн.+ 1032,93 грн.), что эквивалентно 7180 рублям, а доход Львова С.С. - 8 630 рублей.
Доход Львовой Е.Г. в феврале 2008 года - 1483 гривен Украины, что эквивалентно 6970 рублям, а доход Львова С.С. - 8630 рублей.
Сведений о получении Львовым С.С. дохода в большем размере не представлено ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции.
По данному делу, исходя из целей подачи заявления об установлении юридического факта нахождения на иждивении, и с учетом подлежащих применению норм материального права одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств являлось выяснение того, была ли материальная помощь, получаемая заявителем от умершего постоянным и основным источником средств к существованию заявителя.
Как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, понятие "иждивение" предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, т.е. не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода. Так, к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, которым может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца, относится, в числе прочих, его супруг (супруга), достигший возраста 60 и 55 лет (соответственно для мужчин и женщин) либо являющийся инвалидом (пункт 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), т.е. получатель трудовой пенсии по старости или инвалидности. Согласно части второй статьи 31 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, соотношение дохода заявителя и дохода ее мужа не позволяет сделать вывод о том, что именно его пенсия являлась для нее постоянным и основным источником средств к существованию.
Разрешая спор, суд первой инстанции не учел указанные обстоятельства, пришел к ошибочным выводам.
На основании изложенного решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 09 января 2017 года отменить и принять новое решение.
Отказать Львовой Елене Григорьевне в удовлетворении заявления об установлении факта нахождения на иждивении.
Председательствующий: М.А. Кирюхина
Судьи Е.Г. Адаменко
Ю.М. Корсакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.