Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В,
судей Хожаиновой О.В, Терентьевой Н.А,
при секретаре Колесник Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рышкова Николая Александровича к администрации г. Ялта Республики Крым, заинтересованное лицо - Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, возложении обязанности совершить определённые действия
по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 мая 2017 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В, пояснения представителя администрации г. Ялта Республики Крым Короткова Д.К, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
истец обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с иском к администрации г. Ялты Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления администрации г. Ялта Республики Крым от 30 декабря 2016 года N 5774-п "О рассмотрении заявления Рышкова Н.А. о предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав, расположенного по адресу: "адрес"", возложении обязанности в течении 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление о предоставлении в собственность земельного участка.
Заявленные требования мотивированы следующим. Решением Форосского поселкового совета от 29 апреля 2014 года N 66 Рышкову Н.А. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,0432 га, расположенного по адресу: "адрес", участок N, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). 20 февраля 2015 года указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учёт и ему присвоен кадастровый N, после чего Рышков Н.А. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым (далее - Департамент) с заявлением в порядке завершения оформления прав на земельный участок. Постановлением администрации г. Ялта Республики Крым от 30 декабря 2016 года N Рышкову Н.А. отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка на основании произрастания на испрашиваемом земельном участке раритетных древесных пород зелёных насаждений. Считает указанное постановление незаконным, поскольку в нём не указано о вынесении постановления об изменении категорий земель и признании их землями лесного фонда или землями особо охраняемых территорий и объектов, так как иных оснований для отказа не указано.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 мая 2017 года исковые требования удовлетворены частично, указанное постановление администрации г. Ялта признано незаконным и отменено, с взысканием с ответчика государственной пошлины. Дополнительным решением того же суда от 24 октября 2017 года, в части возложения обязанности на ответчика совершить определённые действия отказано.
В апелляционной жалобе начальником Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым Молостовой Л.В. ставится вопрос об отмене решения суда от 25 мая 2017 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Считает, что суд неправильно применил нормы материального права, в связи чем, просит принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
В судебном заседании представитель администрации г. Ялта Республики Крым Коротков Д.К. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Рышков Н.А. в судебное заседание не явился, явку своего представителя не обеспечил, о дате времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств не поступало.
В адрес Верховного Суда Республики Крым поступило заявление с просьбой рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Департамента.
В силу положений части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением 40-й сессии Форосского поселкового совета 6-го созыва от 29 апреля 2014 года N 66 Рышкову Н.А. было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка N общей площадью 432 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
Рышков Н.А. в порядке завершения оформления прав обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность.
Постановлением администрации города Ялта от 30 декабря 2016 года N 5774-п Рышкову Н.А. отказано в предоставлении, в порядке завершения оформления прав в собственность указанного земельного участка.
Основанием для принятия указанного постановления послужило то, что на земельном участке прорастают насаждения, которые занесены в Красную книгу, и по своему составу и биоэкологическим характеристикам относятся к раритетным объектам Южного берега Крыма.
Суд первой инстанции обосновано признал указанное постановление незаконным.
Основанием для принятия судом решения о признании незаконным действия (бездействия) является одновременное несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорные правоотношения, и нарушение таким действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (ч.2 ст.62 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года (далее - Договор) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора. Частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым N 38-3PK от 31 июля 2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38- ЗРК), статьёй 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.
Согласно статье 13 Закона N 38-3PK, завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (ч. 1).
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (ч. 5).
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N 313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок N 313).
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 313, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 313, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подаёт в соответствующий уполномоченный орган.
Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в пунктах 6, 7 Порядка N 313.
В соответствии со статьёй 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014 года N 78, к полномочиям администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом.
Во исполнение постановления Совета Министров Республики Крым решением Ялтинского городского Совета от 30 марта 2015 года N 37 были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления нрав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым (далее - Правила N 37).
Пунктом 4 решения Ялтинского городского Совета определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым.
В соответствии с пунктом 8 Правил, в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов пунктам 5, 6 Правил, Департамент в течение трёх рабочих дней со дня поступления заявления направляет копию поступившего заявления и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение:
1. В Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент архитектуры) (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утверждённой до вступления в силу Федерального конституционного закона, с указанием вида разрешённого использования.
Сроки предоставления результатов проверки Департаментом архитектуры с момента получения межведомственного запроса от Департамента - десять дней.
2. В исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия (в случае если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного фонда и особо охраняемых территорий), которые осуществляют проверку на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов.
В соответствии с пунктами 11-12 решения основанием для отказа в удовлетворении заявления является: 1) нахождение испрашиваемого участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов; 2) несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства). Решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта подготавливается Департаментом и издается главой администрации города Ялты в виде постановления.
Согласно статье 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) особо ценные земли.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав па землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Частью 5 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций). На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению (ст.100 ЗК РФ).
22 октября 2014 года принят Закон Республики Крым "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым". Согласно положениям указанного Закона законодательство Республики Крым в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 14 марта 1995 года N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и иного законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, Конституции Республики Крым и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Республики Крым.
Согласно статьи 8 Закона к полномочиям Совета министров Республики Крым в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения относятся: 1) утверждение схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Республики Крым;
2) принятие решения о создании (объявлении) особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны по согласованию:
а) с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
б) с федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
3) принятие решения о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, на основании утверждённых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий, и об ограничении на них хозяйственной деятельности;
4) утверждение положений о природных парках, государственных природных заказниках, памятниках природы, дендрологических парках и ботанических садах регионального значения;
5) установление порядка создания (объявления) особо охраняемых природных территорий регионального значения и изменения режима их особой охраны;
6) определение исполнительного органа государственной власти Республики Крым в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения;
7) осуществление иных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
Как установлено судом первой инстанции, администрация города Ялты отказалась передать истцу земельный участок, поскольку на испрашиваемом Рышковым Н.А. земельном участке находятся объекты растительного мира, занесённые в Красную книгу Республики Крым, и поскольку данный участок имеет особое природоохранное ценное значение и находится под особой охраной, а поэтому не подлежит приватизации.
Однако, материалы дела по заявлению истца о предоставлении ему в собственность указанного выше земельного участка, сформированные заинтересованным лицом, не содержат каких-либо сведений о направлении в исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия (в случае если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного фонда и особо охраняемых территорий) заявления истца и кадастрового паспорта земельного участка для проведения проверки на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов, что предусмотрено пунктом 8 Правил.
Таким образом, административным ответчиком нарушены требования Правил предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым, выразившиеся в не истребовании указанных сведений в компетентных органах.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к выводу, что постановление администрации г. Ялты об отказе в предоставлении истцу в собственность земельного участка в соответствии с Законом N 38-ЗPK и Порядком N 313 противоречит действующему законодательству, что влечёт признание его незаконным.
Кроме того, согласно ответа поступившего из Совета Министров Республики Крым согласно запроса суда, указано, что согласно информации предоставленной Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, Государственным комитетом по охране культурного наследия Республик Крым, территории указанного земельного участка памятники, выявленные объекты культурного наследия, а также объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия отсутствуют. Испрашиваемый земельный участок не отнесён к землям лесного фонда.
Согласование схемы расположения испрашиваемого земельного участка в соответствии с Порядком Советом Министров Республики Крым не выдавалось, с запросом об осуществлении проверки на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов администрация города Ялты Республики Крым в Совет министров Республики Крым не обращалась.
В связи с чем, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции основанным на тех нормах закона, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующим установленным судом обстоятельствам дела.
Ссылок на обстоятельства, опровергающие выводы суда первой инстанции, либо нуждающиеся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит. Судебной коллегией в ходе апелляционного производства по делу таких обстоятельств не установлено.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 мая 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым Молостовой Л.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Л.А-В. Юсупова
Судьи: О.В. Хожаинова
Н.А. Терентьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.