Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А,
судей Хожаиновой О.В, Юсуповой Л.А-В,
при секретаре Журавской Т.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Леверина Владимира Викторовича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованные лица - Администрация города Судака Республики Крым, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Яценко И.Н. о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на жилой дом, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию, по апелляционной жалобе Администрации города Судака Республики Крым на решение Судакского городского суда Республики Крым от 27 ноября 2017 года, которым административный иск удовлетворен частично.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Леверин В.В. обратился в Судакский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 23 декабря 2016 года N90/018/001/2016-6491 в государственной регистрации права собственности Леверина Владимира Викторовича на жилой дом, расположенный по адресу: Россия, "адрес", кадастровый номер N, общей площадью 259,0 кв.м, жилой площадью 85,3 кв.м; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить государственную регистрацию права собственности Леверина Владимира Викторовича на жилой дом, расположенный по адресу: Россия, "адрес", кадастровый номер N, общей площадью 259,0 кв.м, жилой площадью 85,3 кв.м, мотивируя тем, что он является собственником земельного участка, площадью 613,00 кв.м, кадастровый номер N, расположенного по адресу: "адрес", категория земель: "Земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства". Согласно декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной в инспекции Государственного архитектурно-строительного контроля в Республике Крым от 03 октября 2013 года N N, на принадлежащем административному истцу земельном участке возведен объект недвижимого имущества - жилой дом с хозяйственными строениями общей площадью 259,00 кв.м, жилая площадь 85,3 кв.м, этажность - 2, количество комнат - 6. На указанный объект 14 сентября 2013 года изготовлен технический паспорт. 31 августа 2016 года присвоен кадастровый номер N. 11 октября 2016 года Леверин В.В. обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации прав на вышеуказанное недвижимое имущество. Сообщением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Яценко И.Н. от 23 декабря 2016 года N90/018/001/2016-6491 административному истцу отказано в государственной регистрации права собственности. Основанием для отказа в государственной регистрации права послужил тот факт, что согласно представленного ответа Администрации города Судака от 27 октября 2016 года N7541/0101-17 при визуальном осмотре земельного участка по вышеуказанному адресу установлено, что на нем размещен объект, имеющий признаки вида разрешенного использования, связанного с туристическим и гостиничным обслуживанием и (или) другой предпринимательской деятельности. С указанным отказом истец не согласен, считает его незаконным и нарушающим его права и законные интересы.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 27 ноября 2017 года административное исковое заявление Леверина Владимира Викторовича удовлетворено частично. Признан незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 23 декабря 2016 года N90/018/001/2016-6491 в государственной регистрации права собственности Леверина Владимира Викторовича на жилой дом, расположенный по адресу: Российская Федерация, "адрес", общей площадью 259,0 кв.м, жилой площадью 85,3 кв.м, кадастровый N. На Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
Не согласившись с указанным решением, Администрацией города Судака Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что по вышеуказанному адресу размещен объект, имеющий признаки вида разрещенного использования, связанного с туристическим и гостиничным обслуживанием, в связи с чем, указанный объект недвижимого имущества превышает предельно допустимые параметры разрешенного использования земельного участка, применяемые для индивидуального жилищного строительства. Указывают, что строение, расположенное по указанному адресу не является объектом индивидуального жилищного строительства в понимании действующего законодательства, так как не предназначено для проживания одной семьи.
В судебном заседании Леверин В.В, его представитель Кваша С.А возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, представитель Администрации города Судака Республики Крым, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Яценко И.Н. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Порядок проведения регистрации прав на недвижимое имущество определен на момент возникновения правоотношений Федеральным законом от 21.07.1997 г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. от 03.07.2016 года), в части 1 статьи 2 которого установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
В соответствии с абзацами 4, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым N38-ЗРК от 30 июля 2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
В силу части 1 статьи 8 Закона Республики Крым N38-ЗРК от 30 июля 2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из материалов дела следует что, Леверин В.В. является собственником земельного участка, площадью 613,00 кв.м, кадастровый номер N, расположенного по адресу: "адрес", категория земель: "Земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства", что подтверждается государственным актом на право собственности на земельный участок серии N от 14 ноября 2008 года, а также выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной в инспекции Государственного архитектурно-строительного контроля в Республике Крым от 03 октября 2013 года N N, на указанном земельном участке возведен объект недвижимого имущества - жилой дом с хозяйственными строениями общей площадью 259,00 кв.м, жилая площадь 85,3 кв.м, этажность - 2, количество комнат - 6.
14 сентября 2013 года на указанный объект изготовлен технический паспорт. 31 августа 2016 года присвоен кадастровый номер N.
11 октября 2016 года Леверин В.В. обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации прав на вышеуказанное недвижимое имущество.
Уведомлениями государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Яценко И.Н. 24 октября 2016 года и от 24 ноября 2016 года N09/018/001/2016-6491 административный истец уведомлялся о приостановлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества в связи с направлением запросов в Администрацию города Судака Республики Крым, Филиал Государственного унитарного предприятия Республики Крым "КРЫМ БТИ" в городе Судак и в Службу Государственного строительного надзора Республики Крым, с целью устранения у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации права собственности.
Сообщением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Яценко И.Н. от 23 декабря 2016 года N90/018/001/2016-6491 административному истцу отказано в государственной регистрации права собственности на основании абз. 4, 13 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей на момент вынесения указанного сообщения).
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым было неправомерно отказано Леверину В.В. в государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес".
Как усматривается из материалов дела, основанием для отказа в государственной регистрации права, послужил ответ, представленный Администрацией "адрес" Республики Крым, согласно которому при застройке земельного участка регламент его разрешенного использования нарушен. При визуальном осмотре земельного участка по вышеуказанному адресу установлено, что на нем размещен объект, имеющий признаки вида разрешенного использования, связанного с туристическим и гостиничным обслуживанием и (или) другой предпринимательской деятельностью. На основании осмотра сделан вывод, что указанный объект недвижимого имущества превышает предельно допустимые параметры разрешенного использования земельного участка, применяемые для индивидуального жилищного строительства.
Судом первой инстанции правомерно указано на то, что доказательств возведения объекта недвижимости в нарушение действующего на момент застройки законодательства суду не представлено.
Сведения об отмене в установленном порядке декларации о готовности объекта к эксплуатации материалы дела не содержат.
Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у государственного регистратора отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении государственной регистрации права, в связи с чем, оспариваемое решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 23 декабря 2017 года правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку административным ответчиком нарушены требования законодательства о государственной регистрации объектов недвижимости, что повлекло нарушение прав и законных интересов истца, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о наличии оснований для удовлетворения требований Леверина Владимира Викторовича.
При этом судебная коллегия отмечает, что при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействий) органов власти, должностных лиц и служащих.
Содержанием судебного контроля в таком праве является проверка решений, действий (бездействий) субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм.
В то же время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. В этой связи суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.
Поскольку вопрос о государственной регистрации прав на объекты недвижимости относится к исключительной компетенции Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, суд не имеет полномочий возлагать на ответчика обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности на жилой дом, расположенную по адресу: "адрес", кадастровый номер N.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения Судакского городского суда Республики Крым от 27 ноября 2017 года, указанием на устранение допущенного нарушения путем повторного рассмотрения заявления Леверина Владимира Викторовича от 11 ноября 2016 года о государственной регистрации права собственности объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N N в соответствии с действующим законодательством.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, они не опровергают его выводов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
апелляционную жалобу администрации города Судака Республики Крым, - оставить без удовлетворения, решение Судакского городского суда Республики Крым от 27 ноября 2017 года, без изменения, дополнив резолютивную часть, указанием на устранение допущенного нарушения путем повторного рассмотрения заявления Леверина Владимира Викторовича от 11 ноября 2016 года о государственной регистрации права собственности объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в соответствии с действующим законодательством.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: О.В. Хожаинова
Судья: Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.