Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А,
судей Агина В.В, Юсуповой Л.А.-В,
при секретаре Журавской Т.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сараметова Мустафы Османовича к Администрации города Ялты Республики Крым, заинтересованные лица - Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Шариков Федор Борисович о признании решения недействительным, исключении из реестра записи о земельном участке, по апелляционной жалобе Сараметова Мустафы Османовича на решение Ялтинского городского суда Республики Крым 29 ноября 2017 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Сараметов М.О. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействительным решение 48 сессии 6 созыва Массандровского поселкового совета N9 от 27 февраля 2014 года, в части разрешения разработки проекта землеустройства Шарикову Федору Борисовичу на земельный участок, ориентировочной площадью 0,1500 га для строительства и обслуживания жилого дома по адресу: "адрес"; исключить из реестра запись N90-02/2016-53916 о земельном участке с кадастровым номером 90:25060101:263, расположенном по адресу: "адрес", мотивируя тем, что 12 марта 2010 решением 35 сессии 5 созыва Массандровского поселкового совета истцу дано разрешение на разработку проекта по отводу земельного участка в собственность для строительства жилого дома по адресу: "адрес" Истцом была разработана документация и получены согласования главного управления градостроительства, архитектуры и регионального развития, а также осуществлена государственная регистрация в Управлении Госземагенстве г. Ялты и был получен кадастровый номер. 28 января 2016 года решением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (росреестр) N90-01/2016-5743 истцу отказано в регистрации, в связи с пересечением ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес". При этом, согласно ответа Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты от 15 декабря 2016 года указанный земельный участок зарегистрирован за Сараметовым М.О. и наложение границ земельного участка с соседними отсутствует. 27 июня 2017 года истцу стало известно о том, что решением Массандровского поселкового совета от 27 февраля 2014 года Шарикову Ф.Б. дано разрешение на разработку проекта по отводу земельного участка, расположенного по адресу: "адрес". С указанным решение истец не согласен, считает его незаконным и нарушающим его права и законные интересы.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым 29 ноября 2017 года в удовлетворении административного искового заявления Сараметова Мустафы Османовича отказано.
Не согласившись с указанным решением, Сараметов М.О. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решения, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на то, что Массандровский поселковый совет вынося решение N9 о выдаче разрешения Шарикову Ф.Б. на разработку проекта по отводу земельного участка, принимал незаконное решение, поскольку на момент вынесения решения в государственном кадастровом учете Украины испрашиваемый земельный участок прошел первичную регистрацию.
В судебном заседании представитель Сараметова М.О. - Гирин К.С. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель Шарикова Ф.Б. - Орлова Т.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Сараметов М.О, Шариков Ф.Б, представители Администрации города Ялты Республики Крым, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 46 и части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом статьей 45 названного кодекса предусмотрены процессуальные права лиц, участвующих в деле, в частности право представлять доказательства, до начала судебного разбирательства знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в этом деле, и с доказательствами, истребованными в том числе по инициативе суда, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, давать объяснения суду в устной и письменной форме. Данное право обеспечивается надлежащим извещением лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при подготовке дела к судебному разбирательству разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика.
Согласно части 4, 5 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд; административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 N 164 утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения N164 Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - исполнительный орган государственной власти Республики Крым, осуществляющий функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке и определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
Согласно указанному выше Положению основными задачами Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является участие в разработке, формировании и реализации государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества на территории Республики Крым, а также предоставление услуг в данной сфере.
Таким образом, вопросы проведения регистрации прав на недвижимое имущество, ведения Единого государственного реестра недвижимости возложены на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Как усматривается из материалов дела, истцом при подаче административного иска было заявлено требование об исключении из реестра записи N90-02/2016-53916 о земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес".
Рассматривая настоящее дело, суд первой инстанции в нарушение вышеуказанных норм не привлек к участию в деле в качестве ответчика Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, требования к которому предъявлены истцом, следовательно, разрешилспор о правах лица, не привлеченного к участию в деле.
Указанное свидетельствует о фундаментальном нарушении процессуальных норм, повлиявшем на исход дела, без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов как заявителя, так и иных лиц, не участвовавших при рассмотрении дела судом первой инстанции и не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с частью 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
При таких обстоятельствах, решение Ялтинского городского суда Республики Крым 29 ноября 2017 года подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Доводы Сараметова Мустафы Османовича, изложенные в апелляционной жалобе, и касающиеся сути заявленных требований, являются обстоятельствами, подлежащими исследованию судом первой инстанции в ходе нового рассмотрения дела.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, провести надлежащую подготовку дела к рассмотрению, определить круг лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты решением по делу, и решить вопрос об их участии в деле, распределить бремя доказывания между сторонами, выполнить иные действия в соответствии с процессуальным законодательством и принять решение, основанное на всестороннем и полном изучении надлежащих доказательств.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым 29 ноября 2017 года, - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Ялтинский городской суд Республики Крым.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: В.В. Агин
Судья: Л.А.-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.