Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р,
судей Воробьёвой С.А, Тимошенко Е.Г,
при секретаре Дубровой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционной жалобе администрации г. Алушты Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 9 ноября 2017 г, которым административное исковое заявление удовлетворено,
по административному исковому заявлению Гаражно-строительного кооператива "Галактика" об оспаривании бездействия администрации г. Алушты Республики Крым, выразившегося в не рассмотрении по существу заявления от 3 августа 2017 г. об исправлении ошибочно установленного вида разрешённого использования
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р, пояснения председателя Гаражно-строительного кооператива "Галактика" Каюн Н.Н, представителя Гаражно-строительного кооператива "Галактика" Коврига А.П, представителя администрации г. Алушты Республики Крым Тороповой И.В, судебная коллегия
установила:
Гаражно-строительный кооператив "Галактика", в лице представителя Коврига А.П. обратился в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мотивируя нарушением прав и законных интересов оспариваемым бездействием органа местного самоуправления.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 9 ноября 2017 г. административное исковое заявление Гаражно-строительного кооператива "Галактика" удовлетворено.
Признано незаконным бездействие администрации г. Алушты Республики Крым, выразившееся в не рассмотрении по существу заявления Гаражно-строительного кооператива "Галактика" от 3 августа 2017 г. N9 об исправлении ошибочно установленного вида разрешённого использования.
На администрацию г. Алушты Республики Крым возложена обязанность устранить допущенные нарушения, путём принятия решения по заявлению Гаражно-строительного кооператива "Галактика" от 3 августа 2017 г. N9 об исправлении ошибочно установленного вида разрешённого использования, о чём необходимо сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе, поданной представителем администрации г. Алушты Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения судом первой инстанции норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Апелляционная жалоба мотивирована соответствием вида разрешённого использования земельного участка, указанного в договоре аренды от 21 апреля 2016 г. соответствовало действовавшему на момент принятия административным ответчиком постановления от 18 февраля 2016 г. N211. Административный истец не был лишён возможности отказа от подписи договора аренды либо предложения о внесении в него изменений. Постановление администрации от 18 февраля 2016 г. N211, на основании которого был заключён договор аренды, является действующим, никем не отменено и его положения о виде разрешённого использования подлежат применению. Признав незаконными действия администрации г. Алушты Республики Крым и возложив на неё обязанность осуществить перерасчёт арендной платы, суд первой инстанции вышел за пределы административных исковых требований. Вывод городского суда о том, что принятое администрацией г. Алушты Республики Крым постановление от 9 октября 2017 г. N2118 не является результатом рассмотрения заявления административного истца, не основан на законе. Нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок установления и изменения вида разрешённого использования земельного участка не предусмотрено такого понятия и процедуры, как исправление ошибочно установленного вида разрешённого использования земельного участка. В оспариваемом акте, суд, признав незаконность действий администрации г. Алушты Республики Крым, не указал на основании каких норм подлежат внесению указанные исправления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации г. Алушты Республики Крым по доверенности от 9 января 2018 г. N02-1/1Торопова И.В. (удостоверение N) поддержала доводы апелляционной жалобы.
Председатель Гаражно-строительного кооператива "Галактика" Каюн Н.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель Гаражно-строительного кооператива "Галактика" по доверенности от 9 октября 2017 г. Коврига А.П. в судебном заседании суда апелляционной инстанции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Заслушав пояснения председателя Гаражно-строительного кооператива "Галактика" Каюн Н.Н, представителя Гаражно-строительного кооператива "Галактика" Коврига А.П, представителя администрации г. Алушты Республики Крым Тороповой И.В, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено такого характера нарушение норм материального права.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Пунктом 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Признавая незаконным бездействие администрации г. Алушты Республики Крым, выразившееся в не рассмотрении по существу заявления Гаражно-строительного кооператива "Галактика" от 3 августа 2017 г. N9 об исправлении ошибочно установленного вида разрешённого использования, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не разрешён вопрос об исправлении ошибочно установленного вида разрешённого использования, поставленный административным истцом в заявлении от 9 марта 2017 г, а принятие постановления об изменении вида разрешённого использования, не является разрешением данного вопроса, поскольку не устраняет необходимости в погашении задолженности по арендной плате, рассчитанной исходя из ранее установленного вида разрешённого использования, с чем изначально не соглашался административный истец.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 6октября2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления местного самоуправления в Российской Федерации" обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Федеральным законом 2 мая 2006 г. N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами (ч. 4 ст. 1 названного Федерального закона).
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона 2 мая 2006 г. N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона 2 мая 2006 г. N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1 ст. 12 Федерального закона 2 мая 2006 г. N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Статьёй 20 Устава муниципального образования городской округ Алушта, принятого решением Алуштинского городского совета 5-й сессии 1-го созыва от 14 ноября 2014 г. N5/1 установлено, что граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 18 февраля 2016 г. администрацией г. Алушты Республики Крым вынесено постановление N211 о заключении с Гаражно-строительным кооперативом "Галактика" сроком на 10 лет договор аренды земельного участка в порядке завершения оформления прав по адресу: "адрес", кадастровый N, площадью 13200 кв.м, в границах, указанных в кадастровом паспорте.
Пунктом 2 данного постановления вышеуказанный земельный участок отнесён к категории земель населённых пунктов, вид разрешённого использования - обслуживание автотранспорта (код 4.9).
21 апреля 2016 г. между администрацией г. Алушты Республики Крым и Гаражно-строительным кооперативом "Галактика" заключён договор аренды земельного участка.
3 августа 2017 г. Гаражно-строительный кооператив "Галактика", в лице председателя Каюн Н.Н. обратился в администрацию г. Алушты Республики Крым с заявлением о принятии постановления об исправлении ошибочно установленного вида разрешённого использования (обслуживание автотранспорта (код 4.9)) земельного участка с номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 13200 кв.м, на верный вид разрешённого использования: объекты гаражного назначения (код. - 2.7.1).
Письмом первого заместителя администрации г. Алушты Республики Крым от 24 августа 2017 г. председателю Гаражно-строительного кооператива "Галактика" Каюн Н.Н. по результатам рассмотрения его обращения дан ответ, в котором сообщено, что специалистами управления градостроительства и архитектуры подготовлен проект постановления администрации об изменении вида разрешённого использования вышеуказанного земельного участка. Однако, при согласовании проекта установлено, что Гаражно-строительным кооперативом "Галактика" в нарушение п. 5, п. 6.4 договора аренды земельного участка от 21 апреля 2016 г. не вносится арендная плата за землю, в связи с чем проект постановления согласован не был. Для рассмотрения вопроса по существу необходимо погасить задолженность по арендной плате, после чего администрация города вернётся к рассмотрению данного вопроса.
Исходя из фактических обстоятельств дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным ответчиком, действующим в пределах своей компетенции, обращение Гаражно-строительного кооператива "Галактика" рассмотрено в установленный законом срок, на него дан мотивированный ответ, а несогласие административного истца с содержанием ответа не может свидетельствовать о незаконности действий органа местного самоуправления.
Порядок и сроки рассмотрения обращения Гаражно-строительного кооператива "Галактика" соблюдены.
Закон Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
В соответствии с ч.3 ст. 5 вышеуказанного Закона решение об установлении или изменении разрешенного использования является основанием для изменения категории земель в государственном кадастре недвижимости в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, с учетом документов территориального планирования и градостроительного зонирования. При этом принятие других решений и подача заявлений в орган кадастрового учета не требуются.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 г. N 378 утверждено Положение об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков (далее - Положение).
Согласно п. 2 Раздела I Положения категория земель и (или) вид разрешенного использования земельного участка считаются установленными со дня внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории (п. 3 Раздела I Положения).
В соответствии с п. 21 раздела III Положения Орган местного самоуправления на основании заявления заинтересованного лица принимает решение об установлении категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка в течение двадцати рабочих дней с момента поступления заявления, а в случае направления запроса Госкомрегистром - в течение пяти рабочих дней с момента поступления соответствующего запроса.
Принятие решения о переводе земельных участков из одной категории в другую осуществляется в порядке, предусмотренном для установления категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков. Заявление подается в органы местного самоуправления а в случаях, указанных в пункте 19 настоящего Положения, - в Минимущество (п. 22 раздела III Положения).
Постановлением администрации г. Алушты Республики Крым от 9 октября 2017 г. N2118, вынесенным по результатам рассмотрения заявления Гаражно-строительного кооператива "Галактика", изменён вид разрешённого использования вышеуказанного земельного участка, заменён ранее установленный вид разрешённого использования "обслуживание автотранспорта" на основной вид разрешённого использования, включённый в коммунально-складские зоны (П-2) - объекты гаражного назначения (код. 2.7.1).
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о не рассмотрении административным ответчиком по существу заявления Гаражно-строительного кооператива "Галактика" нельзя признать правильным.
Доводы административного истца и вывод суда первой инстанции об ошибочном установлении вида разрешённого использования земельного участка, судебной коллегией расцениваются критически, поскольку на момент вынесения административным ответчиком постановления от 18 февраля 2016 г. N211 и заключения договора аренды от 21 апреля 2016 г, вид разрешённого использования, "объекты гаражного назначения" (код. 2.7.1) не был установлен Положением об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, утверждённым Постановлением Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 г. N 378 (в ред. от 10 июня 2015 г.).
Согласно ч. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Россий ской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что постановление администрации г. Алушты от 18 февраля 2016 г. N211, на основании которого заключён договор аренды земельного участка от 21 апреля 2016 г. никем не отменено и является действующим, в связи с чем положения о виде разрешённого использования, указанные в нём, подлежали применению.
Вывод суда первой инстанции о не разрешении вопроса об устранении необходимости в погашении задолженности по арендной плате при рассмотрении заявления Гаражно-строительного кооператива "Галактика" не может свидетельствовать о бездействии административного ответчика.
В то же время, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что признав незаконными действия администрации г. Алушты Республики Крым и возложив на неё обязанность осуществить перерасчёт арендной платы, суд первой инстанции вышел за пределы административных исковых требований, поскольку такой обязанности об осуществлении перерасчёта арендной платы городской суд в обжалуемом решении на административного ответчика не возлагал.
Административный ответчик, при рассмотрении заявления Гаражно-строительного кооператива "Галактика" от 3 августа 2017 г. действовал с соблюдением всех требований, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, в пределах предоставленных ему полномочий.
При таких обстоятельствах, исходя из содержания указанных выше норм закона, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности доводов апелляционной жалобы и не может признать оспариваемое решение законным.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения Алуштинского городского суда Республики Крым от 9 ноября 2017 г. и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ст. 309, ч. 2 ст. 310, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу администрации г. Алушты Республики Крым - удовлетворить.
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 9 ноября 2017 г. - отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления Гаражно-строительного кооператива "Галактика" об оспаривании бездействия администрации г. Алушты Республики Крым, выразившегося в не рассмотрении по существу заявления от 3 августа 2017 г. об исправлении ошибочно установленного вида разрешённого использования.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи С.А. Воробьёва
Е.Г. Тимошенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.