Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Крамаренко О.А,
судей Гарматовской Ю.В, Шевченко С.В,
при секретаре Худоба О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации МО "Янтарный городской округ" на решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 24 ноября 2017 года, которым исковые требования Смирнова Максима Валентиновича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Х, Смирновой Марии Викторовны - удовлетворены.
За Смирновым Максимом Валентиновичем, Смирновой Марией Викторовной, несовершеннолетним Х, признано право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес".
На администрацию муниципального образования "Янтарный городской округ" возложена обязанность заключить со Смирновым Максимом Валентиновичем договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Заслушав доклад судьи Гарматовской Ю.В, пояснения представителя администрации МО "Янтарный городской округ" по доверенности Макарчук Т.М, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Смирнова М.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Смирнов М.В, действующий также в интересах несовершеннолетнего Х, и Смирнова М.В. обратились с иском к администрации муниципального образования "Янтарный городской округ", указав, что решением начальника отдела N 4 (г. Калининград) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ (как уполномоченного органа Министерства обороны РФ) N от 07.02.2017 года Смирнову М.В. распределено служебное жилое помещение на состав семьи 3 человека - двухкомнатная квартира в пгт. Ц, ул. У, д. N.
Однако сообщениями должностных лиц администрации МО "Янтарный городской округ" истцу отказано в заключении договора найма служебного жилья со ссылкой на то, что данное жилое помещение не отнесено к специализированному жилищному фонду, а администрация муниципального образования "Янтарный городской округ" не является органом, который обязан обеспечивать военнослужащих жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности.
Полагая такой отказ незаконным, истцы просили признать за ними право пользования служебным жилым помещением, и обязать администрацию муниципального образования "Янтарный городской округ" заключить с ними договор найма служебного жилого помещения.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить. Указывает, что спорное жилое помещение не отнесено к специализированному жилищному фонду. Обязанности же по присвоению такого статуса жилью у администрации муниципального образования "Янтарный городской округ" не имеется. Кроме того ответчик не является органом, который обязан обеспечивать военнослужащих жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, поскольку такая обязанность ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" и Инструкцией о предоставлении военнослужащим жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений, возлагается только на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
В судебное заседание не явились Смирнова М.В, представитель третьего лица отдела N 4 (г. Калининград) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, с заявлением об отложении судебного заседания не обращались, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, Смирнов М.В. является военнослужащим, проходит военную службу по контракту в войсковой части N, продолжительность военной службы составляет 13 лет.
Согласно выписке из решения N от 07 февраля 2017 года начальника отдела N 4 (г. Калининград) ФГКУ "Западрегионжилье" МО РФ, военнослужащему Смирнову М.В. на состав семьи 3 человека (он сам, супруга Смирнова М.В. и сын Х, ДД.ММ.ГГГГ рождения), предоставлено жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное по адресу: "адрес", в качестве служебной.
Указанное жилое помещение предоставлено Смирнову М.В. и членам его семьи в порядке реализации права на повторное заселение жилого помещения, ранее занимаемого другим военнослужащим - К.Е, которая освободила жилое помещение в связи с получением жилищной субсидии от военного ведомства на покупку или строительство жилья.
Спорное жилое помещение ранее было предоставлено К.Е. на основании ордера от 15.11.2000, выданного главой местного самоуправления пос. Янтарный по распоряжению главы поселка Янтарный от 13.11.2000 N.
Впоследствии указанная квартира была передана в собственность муниципального образования "Поселок Ц." в числе других объектов жилищно-коммунального хозяйства 1986 отделения морской инженерной службы Балтийского флота, расположенных в пос. Ц, в соответствии с Распоряжением председателя Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 года N.
27 ноября 2006 года квартира была приватизирована семьей К. и право общей долевой собственности К.Е, К.Г. и К.П. на указанное жилое помещение было зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Калининградской области.
29 сентября 2016 года между администрацией муниципального образования "Янтарный городской округ" и К.Е. было заключено соглашение о расторжении договора социального найма жилого помещения N от 29 июля 2013 года, 30 сентября 2016 года указанное жилое помещение было передано К.Е. наймодателю в муниципальный жилищный фонд по акту приема - передачи.
До настоящего времени спорное жилое помещение свободно, никому не предоставлено.
Отказывая Смирнову М.В. в заключении договора найма служебного жилья, должностные лица органов местного самоуправления исходили из того, что с момента передачи федеральной собственности объектов недвижимости жилищно-коммунального хозяйства 1986 ОМИС Балтийского флота в муниципальную собственность муниципального образования "Поселок Ц.", а именно с 15 ноября 2002 года, жилое помещение (квартира) N в доме N по "адрес" является муниципальной собственностью муниципального жилищного фонда муниципального образования "Янтарный городской округ", согласно реестру муниципальной собственности. К специализированному жилищному фонду указанное муниципальное жилое помещение не отнесено.
Не признавая законным такое основание к отказу в заключении договора найма служебной квартиры, суд первой инстанции обосновано указал, что спорное жилое помещение предоставлено Смирнову М.В. и членами его семьи в связи с выездом из него другого военнослужащего. В этой связи органы военного ведомства имеют право повторного заседания жилищного фонда в соответствии с п.5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в порядке, установленном Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280. При таком положении суд обосновано возложил на ответчика обязанность по заключению с истцом договора найма служебного жилья (п.1 ст.100 ЖК РФ).
Из пояснений представителя ответчика следует, что не оспаривая право повторного заседания жилищного фонда в соответствии с п.5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, администрация муниципального образования не согласна с наличием у нее обязанности по предоставлению жилья в качестве служебного, поскольку такого статуса данная квартира, входящая в муниципальный жилищный фонд, не имеет.
Согласно п.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей (п.5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Исходя из положений ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд в Российской Федерации включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.
Исходя из положений указанных норм, реализация права на обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" не ставится законом в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному или муниципальному жилищному фонду. Независимо от того, в каком жилищном фонде находятся помещения, они не теряют своего целевого назначения по обеспечению права на жилище специальной категории граждан - военнослужащих и членов их семей.
При таком положении предоставление военнослужащим жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является обязанностью соответствующей администрации.
Само по себе отсутствие у спорного жилья статуса специализированного, не исключает обязанность администрации исполнять предусмотренные законом положения о предоставлении жилья военнослужащим в порядке повторного заселения.
При этом, разрешая вопрос о предоставлении истцам спорной квартиры по указанным основаниям, ответчик не лишен возможности разрешить одновременно вопрос о придании спорному жилому помещению в установленном порядке статуса "служебного". Доводы же жалобы об отсутствии у ответчика такой обязанности по изменению статуса жилья, не основаны на положениях вышеуказанных норм закона, которые прямо предусматривают обязанность принимать меры к предоставлению особой категории лиц - военнослужащим, жилья в порядке повторного заселения.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой сводятся к повторению правовой позиции ответчика, изложенной при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 24 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.