Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе
председательствующего Наумовой И.В,
судей Самыгиной С.Л, Фомина И.Н.
при секретаре Минюковой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кравченко В.И. о признании незаконным решения администрации Белгородского района от 09.10.2017 N1493-кс об отказе в выдаче разрешения на перепланировку и переустройство квартиры, возложении обязанности выдать разрешение на перепланировку и переустройство квартиры
по апелляционной жалобе Кравченко В.И.
на решение Белгородского районного суда Белгородской области от 30.11.2017.
Заслушав доклад судьи Самыгиной С.Л, объяснения представителя административного ответчика администрации Белгородского района - Носатовой Г.Б, считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Кравченко В.И. является собственником квартиры общей площадью *** кв.м с кадастровым (условным) номером N, расположенной по адресу: "адрес".
Решением Комитета строительства администрации Белгородского района от 24.10.2016 N9-п Кравченко В.И. было отказано в выдаче документа о согласовании реконструкции, переустройства и (или) перепланировки указанного выше объекта недвижимости, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 36 ЖК Российской Федерации заявителю надлежит получить согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме на проведение запланированных работ по демонтажу части ограждающей конструкции - подоконной части и наружных стен многоквартирного жилого дома.
Решением Белгородского районного суда Белгородской области от **.**.****, вступившим в законную силу **.**.****, удовлетворено в части исковое заявление Кравченко В.И. к администрации Белгородского района о признании незаконным и отмене вышеуказанного решения от 24.10.2016 N9-п, возложении на ответчика обязанности выдать разрешение на перепланировку на основании ранее поданного заявления и представленных документов: признано незаконным решение администрации Белгородского района в лице ее уполномоченного органа - Комитета строительства администрации Белгородского района - об отказе в выдаче разрешения на перепланировку и переустройство; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
По результатам рассмотрения обращения Кравченко В.И. о повторном рассмотрении заявления о выдаче разрешения на перепланировку и переустройство вышеназванной квартиры Комитет строительства администрации Белгородского района принял решение от 09.10.2017 N1493-кс об отказе в его удовлетворении. В обоснование принятого решения Комитет строительства администрации Белгородского района, сославшись на положения части 14 статьи 1 ГрК Российской Федерации, подпункта "в" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491 (далее по тексту - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), пункта 3.2 Свода правил 54.13330.2016 "Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003", утвержденных Приказом Минстроя России от 03.12.2016 N883/пр, указал, что в соответствии с проектом перепланировки и переустройства жилого помещения, подготовленного ООО " ***", заявителем планируется увеличение общей площади его квартиры за счет объединения помещений квартиры и балконов, в результате чего произойдет уменьшение площади общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном многоэтажном доме. Кроме того, Комитет строительства администрации Белгородского района обратил внимание заявителя на то, что поскольку в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме элементы систем отопления, водоснабжения и канализации являются частью общего имущества граждан, а переустройство и перенос оборудования системы отопления может явиться причиной нарушения работоспособности вышеуказанной системы, данные работы не могут производиться без предварительного согласования с управляющей компанией ООО " ***", однако такого согласования заявителем предоставлено не было.
27.10.2017 Кравченко В.И. обратился в суд с административным иском, в котором просил: признать незаконным и отменить решение администрации Белгородского района от 09.10.2017 N1493-кс об отказе в выдаче разрешения на перепланировку и переустройство квартиры; возложить на административного ответчика обязанность выдать разрешение на перепланировку и переустройство жилого помещения.
Обосновывая заявленные требования, административный истец указал, что решение от 09.10.2017 N1493-кс не содержит оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, предусмотренных частью 1 статьи 27 ЖК Российской Федерации. В ходе запланированных работ по перепланировке и переустройству квартиры не произойдет присоединения к ней части общего имущества многоквартирного дома, поскольку балконы являются его собственностью и входят в состав квартиры, обслуживают только одно жилое помещение (квартиру N), иными жильцами дома не используются. При этом механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, обслуживающее более одного помещения, в ходе переустройства квартиры не затрагиваются. Полагал, что требование в части указания на необходимость предоставления согласования с ООО " ***" является незаконным ввиду того, что орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя предоставления других документов, кроме тех, истребование которых допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 26 ЖК Российской Федерации.
Решением Белгородского районного суда Белгородской области от 30.11.2017 в удовлетворении административного иска было отказано.
В апелляционной жалобе Кравченко В.И, ссылаясь на незаконность постановленного судом решения, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно апелляционной жалобы администрацией Белгородского района представлены возражения.
В суд апелляционной инстанции административный истец Кравченко В.И. и его представитель Юреня Н.Н. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены телефонограммами от 09.02.2018 и 08.02.2018 соответственно.
На основании части 2 статьи 150, части 6 статьи 226 КАС Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность судебного постановления по правилам статьи 308 КАС Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по существу правильного решения суда первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что указанные в представленном Кравченко В.И. в администрацию Белгородского района проекте переустройства и перепланировки жилого помещения работы представляют собой реконструкцию жилого помещения, которая в соответствии с пунктом 6 части 7 статьи 51 ГрК Российской Федерации требует согласия всех правообладателей объекта капитального строительства. При этом с заявлением о разрешении на проведение работ по реконструкции квартиры административный истец не обращался. Кроме того, суд указал на несостоятельность утверждения административного ответчика в оспариваемом решении о том, что элементы систем отопления, водоснабжения, канализации являются общим имуществом в многоквартирном доме, однако данный вывод не повлиял на правильность итогового вывода об отказе в выдаче разрешения на переустройство и перепланировку квартиры.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и сделанными при неправильном применении норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Между тем, суд апелляционной инстанции признает наличие иных оснований для отказа в удовлетворении административного иска Кравченко В.И.
Согласно части 1 статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия органа государственной власти, если установит, что оспариваемые решение, действие нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствуют нормативным правовым актам (пункт 1). В случае отсутствия совокупности названных условий суд отказывает в удовлетворении требования о признании незаконными оспариваемых решения, действия (пункт 2).
Судебная коллегия не усматривает наличия такой совокупности условий для признания незаконным оспариваемого решения Комитета строительства администрации Белгородского района от 09.10.2017 N1493-кс.
В силу статьи 25 ЖК Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 1); перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2 данной статьи).
В соответствии с частью 1 статьи 26 ЖК Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обращается в орган, осуществляющий согласование, либо через многофункциональный центр с документами, указанными в части 2 статьи 26 ЖК Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением администрации Белгородского района Белгородской области от 28.03.2017 N33 "Об утверждении Реестра муниципальных услуг (функций) муниципального района "Белгородский район" Белгородской области" и Постановлением администрации Белгородского района Белгородской области от 01.09.2014 N 119 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения" на территории муниципального района "Белгородский район" Белгородской области" Комитет строительства администрации Белгородского района является уполномоченным структурным подразделением администрации Белгородского района, предоставляющим муниципальную услугу по приему заявлений и выдаче документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на территории муниципального района "Белгородский район" Белгородской области.
Таким образом, оспариваемое решение об отказе в выдаче документов о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения принято уполномоченным органом.
В силу части 1 статьи 290 ГК Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Пунктом 3 части 1 статьи 36 ЖК Российской Федерации закреплено, что к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Таким образом, ограждающие конструкции являются общим имуществом собственников в многоквартирном доме.
В подпункте "в" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Подпунктом 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N170, предусмотрено, что балконы отнесены к несущим конструкциям.
Федеральный закон от 30.12.2009 N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", определяя понятие строительной конструкции, устанавливает, что это часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции, должна отвечать требованиям механической безопасности и находиться в состоянии, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части (пункты 8, 24 части 2 статьи 2).
Из содержания приведенных выше норм следует, что оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного помещения.
Ограждающие несущие конструкции, в том числе и балконные плиты, включаются в состав общего имущества как конструктивные части здания, обеспечивающие его прочность и устойчивость. С учетом данных технических особенностей этих конструкций балконные плиты отвечают основному признаку общего имущества как предназначенного для обслуживания нескольких или всех помещений в доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 ЖК Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 40 ЖК Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.
Такое толкование вышеприведенных законоположений не противоречит позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 09.11.2011 NГКПИ11-1727, определениях от 10.10.2017 N8-КГ17-164 и от 19.12.2017 N18-КГ17-192.
Согласно представленному в Комитет строительства администрации Белгородского района проекта переустройства и перепланировки жилого помещения в ходе проектируемой перепланировки и переустройства предполагается произвести следующие работы: разобрать ненесущую перегородку из перегородочных керамзитобетонных блоков между коридором (помещением N1) и жилой комнатой (помещением N4); разобрать ненесущую перегородку из перегородочных керамзитобетонных блоков между кухней (помещением N3) и жилой комнатой (помещением N4); демонтировать оконно-дверной блок между кухней (помещением N3) и балконом (помещением N9); разобрать подоконный фрагмент наружной ненесущей стены между кухней (помещением N3) и балконом (помещением N9); выполнить остекление, утепление ограждающих конструкций (стены, потолка, пола) балкона (помещения N9); демонтировать оконно-дверной блок между жилой комнатой (помещением N4) и балконом (помещением N9); разобрать подоконный фрагмент наружной ненесущей стены между жилой комнатой (помещением N4) и балконом (помещением N9); разобрать ненесущую перегородку из перегородочных керамзитобетонных блоков между санузлом (помещением N2) и коридором (помещением N1); разобрать ненесущую перегородку из перегородочных керамзитобетонных блоков между жилой комнатой (помещением N4) и кладовой (помещением N5); разобрать ненесущую перегородку из перегородочных керамзитобетонных блоков с дверным проемом между коридором (помещением N1) и кладовой (помещением N5); разобрать ненесущую перегородку из перегородочных керамзитобетонных блоков между жилой комнатой (помещением N6) и кладовой (помещением N5); разобрать ненесущую перегородку из перегородочных керамзитобетонных блоков между коридором (помещением N1) и жилой комнатой (помещением N6); разобрать ненесущую перегородку из перегородочных керамзитобетонных блоков с дверным проемом между коридором (помещением N1) и жилой комнатой (помещением N7); разобрать часть ненесущей перегородки из перегородочных керамзитобетонных блоков между жилой комнатой (помещением N6) и жилой комнатой (помещением N7); демонтировать оконно-дверной блок между жилой комнатой (помещением N7) и балконом (помещением N8); разобрать подоконный фрагмент наружной ненесущей стены между жилой комнатой (помещением N7) и балконом (помещением N8); выполнить остекление, утепление ограждающих конструкций (стены, потолка, пола) балкона (помещения N8); возвести новые ненесущие перегородки из керамзитобетонных блоков между ванной (помещением N2) и жилой комнатой (помещением N5), ванной (помещением N2) и коридором (помещением N1), ванной (помещением N2) и санузлом (помещением N3), санузлом (помещением N3) и коридором (помещением N1), кухней (помещением N4) и жилой комнатой (помещением N5); установить раздвижную четырехсекционную дверь по металлическим направляющим на полу и на потолке между кухней (помещением N4) и жилой комнатой (помещением N5); возвести новые ненесущие перегородки из керамзитобетонных блоков между жилой комнатой (помещением N5) и кладовой (помещением N6), коридором (помещением N1) и кладовой (помещением N6), кладовой (помещением N6) и жилой комнатой (помещением N7), коридором (помещением N1) и жилой комнатой (помещением N7), коридором (помещением N1) и жилой комнатой (помещением N8); возвести новые ненесущие перегородки из керамзитобетонных блоков в кухне (помещении N4), жилой комнате (помещении N7), жилой комнате (помещении N8), коридоре (помещении N1); выполнить полы в ванной и санузле (помещениях N2 и N3); выполнить в ванной (помещении N2) установку полотенцесушителя, ванной, душевой кабины и умывальника с подключением к существующим стоякам; выполнить в санузле (помещении N3) установку умывальника и унитаза с подключением к существующим стоякам; выполнить перенос радиаторов системы отопления в кухне и жилых комнатах (помещениях NN4, 5, 8).
Таким образом, перечисленные в указанном выше проекте работы свидетельствуют о намерении административного истца провести переустройство и перепланировку квартиры в многоквартирном доме, предполагающие демонтаж части перегородок и присоединение к перепланированному помещению части общего имущества многоквартирного дома - 3-х балконов, в результате чего указанная в свидетельстве о праве собственности на квартиру общая площадь жилого помещения увеличится на 11,94 кв.м.
Административным истцом не оспаривается, что им не было получено и предоставлено в Комитет строительства Белгородского района предусмотренное частью 2 статьи 40 ЖК Российской Федерации согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме на перепланировку принадлежащей ему квартиры, предполагающую присоединение к ней части общего имущества в многоквартирном доме.
Несоответствие проекта переустройства и перепланировки жилого помещения требованиям законодательства отнесено к основаниям для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (пункт 3 части 1 статьи 27 ЖК Российской Федерации).
Следовательно, оспариваемое решение от 09.10.2017 N1493-кс об отказе в выдаче документов о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения соответствует действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
Само по себе отсутствие в тексте решения указания на предусмотренное частью 1 статьи 27 ЖК Российской Федерации основание для отказа согласовании переустройства и перепланировки квартиры, притом что из его содержания усматривается причины принятия такого решения, не влечет признание его незаконным.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить необоснованность истребования у заявителя согласования переустройства системы отопления с управляющей компанией (ООО " ***"). Действующее законодательство не предусматривает процедуру согласования собственником жилого помещения реконструкции, перепланировки или переустройства с управляющей компанией.
Вместе с тем, данный неправильный вывод не повлиял на правильность оспариваемого решения, мотивированного, прежде всего, непредоставлением заявителем согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на проведение перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к перепланированному помещению части общего имущества многоквартирного дома (балконов).
Утверждение Кравченко В.И. в апелляционной жалобе о том, что переустройство и перепланировка принадлежащей ему квартиры не влечет присоединения к ней части общего имущества в многоквартирном доме, а потому предоставление согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на проведение перепланировки помещения не требуется, основано на неверном истолковании действующего законодательства.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены правильного по существу решения суда.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белгородского районного суда Белгородской области от 30.11.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кравченко В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.