судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Грибовой Е.Н.,
судей Гончаровой О.С, Дорохиной Е.М,
при секретаре Хромовой А.Н,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дорохиной Е.М. дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 19 декабря 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обязании принять на учет - отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с иском к ДГИ г. Москвы о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, возложении обязанности принять на учет, указывая, что в период с 22.04.1993 по 16.06.2016 гг. проживала в адрес, отнесенном к зоне отселения, добровольно выехала с прежнего места жительства и на основании договора безвозмездного пользования стала проживать в квартире N 99 дома 19 корпус 1 по адрес в г. Москве; как лицо, добровольно выехавшее из зоны отселения и имеющее право на обеспечение жилым помещением, истец обратилась с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, в удовлетворении которого ответчик отказал распоряжением от 01.09.2017 г. N 28386 со ссылкой на то, что заявитель проживает на территории г. Москвы менее 10 лет, - что по мнению фио является незаконным, поскольку ее право на получение социальных гарантий установлено законом прямого действия - Законом РФ 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - и от времени проживания в г. Москве не зависит.
В судебном заседании истец фио заявленные требования поддержала, представитель ДГИ г. Москвы - фио иск не признала.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав истца фио и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене обжалуемого решения.
Так, судом было установлено, что в период с 22.04.1993 по 16.06.2016 гг. истец фио проживала в адрес, добровольно выехала с прежнего места жительства и на основании договора безвозмездного пользования была зарегистрирована по месту жительства в однокомнатной квартире N 99 дома 19 корпус 1 по адрес в г. Москве, общей площадью 34,3 кв.м, собственником которой является иное лицо, не зарегистрированной в названной квартире по месту жительства. Согласно выписке из домовой книги (л.д. 42), помимо истца, в той же квартире также по месту жительства зарегистрировано еще двенадцать лиц, прибывших из различных регионов и стран, в том числе двое - по месту пребывания, и десять - по месту жительства.
Согласно представленному истцом удостоверению АЮ N 061133 от 22.08.2016 г. (л.д. 17), фио имеет статус лица, выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение, и право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Распоряжением ДГИ г. Москвы от 01.09.2017 г. фио было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещения в связи с тем, что период ее проживания в г. Москве составляет менее 10 лет (л.д. 37-38).
В соответствии с п. 11 ст. 13, ст. 22 вышеназванного Закона РФ N 1244-1, гражданам, выехавшим в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 указанного Закона, в том числе, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 52 ЖК РФ, принятие граждан на жилищный учет осуществляется органом местного самоуправления, расположенным по месту жительства граждан.
Порядок и условия принятия граждан на жилищный учет в органах местного самоуправления в городе Москве регламентированы ст. 27.1 Закона города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы".
В соответствии со ст. 27.1 Закона города Москвы от 27 января 2010 года N 2, жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, если они:
- подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых из муниципального жилищного фонда;
- имеют гражданство Российской Федерации;
- проживают по месту жительства на законных основаниях в присоединенных к городу Москве муниципальных образованиях в общей сложности не менее 10 лет;
- не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Аналогичные положения предусмотрены ст. 10 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами, и правомерно указал на то, что реализация права, предоставленного истцу на основании ст. 17 Законом РФ 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и постановка ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий путем обеспечения жилой площадью, возможны лишь при наличии общих оснований для принятия на жилищный учет в г. Москве, предусмотренных ч. 3 ст. 27.1 Закона г. Москвы от 27.10.2010 г. N 2 и ст. 10 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29. Такие основания в данном случае отсутствуют ввиду того, что фио проживает на территории г. Москвы менее 10 лет.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец является лицом, добровольно выехавшим из зоны проживания с правом на отселение, и имеет право на обеспечение мерами социальной поддержки, предусмотренными Законом РФ 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в связи с чем, отказ в постановке в качестве нуждающихся в жилых помещениях по причине проживания на территории города Москвы менее 10 лет является незаконным, были предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонены в силу изложенного выше.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 19 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.