Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Вишняковой Н.Е.,
Судей Смирновой Ю.А, Целищева А.А,
При секретаре Науменко Д.Н,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишняковой Н.Е. дело по апелляционной жалобе нотариуса г. Москвы Акимова Г.Б. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 30 октября 2017 года, которым постановлено:
Иск нотариуса г. Москвы Акимова Г* Б* к Московской городской нотариальной палате об оспаривании положений регламента, признании незаконными и отмене распоряжений - оставить без удовлетворения.
УСТАНОВИЛА:
Нотариус г. Москвы Акимов Г.Б. обратился в суд с иском к Московской городской нотариальной палате об оспаривании положений регламента, признании незаконными и отмене распоряжений, мотивируя свои требования тем, что положения Регламента противоречат ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате и ст. 21 Закона г. Москвы "Об организации и деятельности нотариата в городе Москве". Оспариваемые Распоряжения о проведении в отношении истца внеплановых проверок приняты в соответствии с этим Регламентом, а, следовательно, также подлежат признанию незаконными и отмене, учитывая также и то, что в Распоряжении N221 от 10.07.2017г. имеет место ссылка на редакцию недействующего на тот момент Регламента,
Представители истца в судебное заседание явились, иск поддержали, уточнив, что оспаривают абзац 3 п.2.1 Регламента относительно назначения и проведения внеплановых проверок, а также п.2.3 Регламента. Одновременно сторона истца ссылалась на то, что оспариваемые Распоряжения нарушили права истца, поскольку по результату проведения внеплановой проверки Акимову Г.Б. необоснованно объявлен выговор.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, иск не признал по основаниям письменных возражений.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит нотариус г. Москвы Акимов Г.Б.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца - Кравцеву Н.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям решение суда соответствует в полном объеме.
В силу ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате, контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты. Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, должна быть проведена через год после наделения его полномочиями нотариуса. Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими/и юридическими лицами. Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные сроки проведения проверок организации работы нотариуса.
В силу ст. 21 Закона г. Москвы "Об организации и деятельности нотариата в городе Москве", уполномоченный орган и Московская городская нотариальная палата осуществляют в пределах своей компетенции контроль в сфере нотариальной деятельности в городе Москве. Контроль осуществляется в форме проверок, которые проводятся по месту осуществления нотариусом нотариальной деятельности в плановом порядке, а также по жалобам физических лиц и представителей юридических лиц. Проверяющие не вправе давать оценку законности и обоснованности нотариальных действий. Плановая проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к нотариальной деятельности, проводится через год после наделения его полномочиями нотариуса. Нотариус обязан допускать лиц, уполномоченных на осуществление проверки, в помещение нотариальной конторы, представлять им все документы, касающиеся нотариальной деятельности. Уполномоченный орган вправе поручить Московской городской нотариальной палате проводить проверки деятельности нотариусов по жалобам, поступившим в Уполномоченный орган на действия нотариусов - членов Московской городской нотариальной палаты, а также по согласованию с ней привлекать нотариусов к проверкам
Как установлено судом и следует из материалов дела, Решением Правления МГНП от 21.03.2017г. (протокол N04) утвержден Регламент осуществления контроля за исполнением нотариусами города Москвы профессиональных обязанностей.
Пункт 2.1 Регламента предусматривает, что с целью контроля за исполнением нотариусами города Москвы своих профессиональных обязанностей назначаются и проводятся (наряду с плановыми (комплексными) и повторными) внеплановые проверки (в связи с поступившей в Палату информацией о неисполнении или ненадлежащем исполнении нотариусом профессиональных обязанностей, ненадлежащей организации работы нотариальной конторы, неисполнением или ненадлежащим исполнением нотариусом обязанностей члена Палаты).
Согласно п.2.3 Регламента, внеплановые проверки проводятся в связи с поступившей в Палату информацией о неисполнении или ненадлежащем исполнении нотариусом (или лицом, исполняющим его обязанности) профессиональных обязанностей, ненадлежащей организации работы нотариальной конторы, неисполнении или ненадлежащем исполнении нотариусом обязанностей члена Палаты. Внеплановая проверка не может быть проведена на основании поступившего в палату анонимного обращения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые положения Регламента приняты в соответствии с нормами действующего законодательства. При этом, сторона истца не смогла мотивировать, в чем заключается нарушение прав истца в связи с изданием оспариваемых актов, которые лишь содержат распоряжения о проведении проверки, что само по себе не нарушает прав нотариуса.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании, на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке ст. 67 ГПК Российской Федерации.
Доводы жалобы о противоречии Регламента в части проведения внеплановых проверок действующему законодательству, являются несостоятельными, поскольку статья 34 Основ законодательства РФ о нотариате определяет, наряду с проводимыми один раз в четыре года проверками, возможность на законодательном уровне субъекта РФ предусмотреть и иные сроки проверок.
Статья 21 Закона г. Москвы "Об организации и деятельности нотариата в городе Москве" предусматривает, что контроль осуществляется в форме проверок, которые проводятся по месту осуществления нотариусом нотариальной деятельности в плановом порядке, а также по жалобам физических лиц и представителей юридических лиц.
Таким образом, наряду с плановыми, законом предусмотрены и внеплановые проверки организации работы нотариуса.
Также судебная коллегия учитывает, что полномочия Московской городской нотариальной палаты отражены в Законе г. Москвы "Об организации и деятельности нотариата в городе Москве" (ст. 15). К числу полномочий отнесено осуществление контроля за исполнением нотариусами обязанностей членов Московской городской нотариальной палаты в пределах своей компетенции. Полномочия МГНП определяются законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, а также ее уставом и осуществляются ее органами управления.
Согласно п.3.3.5 Устава Московской городской нотариальной палаты, Палата осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей.
В целях этого контроля Правлением МГНП утвержден Регламент осуществления контроля за исполнением нотариусами города Москвы профессиональных обязанностей. Утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность Палаты, в том числе реализацию полномочий, отнесено к полномочиям правления МГНП пунктом 11.4.13 Устава.
С учетом изложенного отсутствуют основания для признания незаконными указанных стороной истца положений означенного Регламента.
Кроме того, из материалов дела следует, что Распоряжением N 221 от 10.07.2017г. Президента Московской городской нотариальной палаты Корсика К.А. назначено проведение внеплановой проверки в связи с поступившей информацией о неисполнении или ненадлежащем исполнении нотариусом профессиональных обязанностей в нотариальной конторе нотариуса г. Москвы Акимова Г.Б. В качестве основания для проведения проверки указано на докладную записку Управляющего делами МГНП от 25.05.2017г. и Решение Правления МГНП от 19.06.2017г.
Из представленной в дело докладной записки Управляющего делами МГНП Матвеева И.В. от 25.05.2017г. следует, что в ходе мониторинга своевременности и полноты предоставления нотариусами г. Москвы статистической отчетности за 2016г, установлено, что за указанный период нотариусами г. Москвы совершено 12 039 560 нотариальных действий. Из них 402 931 нотариальное действие совершено нотариусом Акимовым Г.Б, что составляет более 3,3% от общего количества нотариальных действий, совершенных всеми 703 нотариусами г. Москвы. С учетом того, что в 2016г. рабочих дней с субботами было 314, то нотариусом Акимовым Г.Б. в день, без учета режима работы нотариальной конторы, совершалось 1 283, 2 нотариальных действия в день (402 931:314) или, с учетом работы нотариальной конторы 24 часа в сутки - 53, 45 в час, или около одного нотариального действия в минуту.
С учетом выявленных показателей, вызывающих сомнение в производительности труда нотариуса и надлежащем исполнении им своих обязанностей, а также с учетом увеличением количества жалоб на нотариуса Акимова Г.Б, Управляющий делами МГНП предложил провести внеплановую проверку исполнения нотариусом профессиональных обязанностей.
Постановлением Правления МГНП от 19.06.2017г. было принято решение о проведении проверки в июле 2017г, что и явилось основанием для издания оспариваемого распоряжения от 10.07.2017г.
Таким образом, ответчик, в пределах своих полномочий назначил проведение проверки, отразив соответствующие основания для ее проведения.
Наличие в Распоряжении технической ошибки в указании ссылки на Регламент, утвержденный 14.08.2012г. (в то время как действовала уже редакция Регламента от 21.03.2017г.) не может свидетельствовать о незаконности распоряжения, учитывая, что данная ошибка не повлияла на права/обязанности истца. Более того, проверка, назначенная Распоряжением от 10.07.2017г. не состоялось, в связи с чем, Постановлением МГНП от 07.08.2017г. был установлен новый срок проверки - август 2017г, а также издано Распоряжение N260 от 09.08.2017г, в котором имеется ссылка на проведение проверки в соответствии со ст. 34 Основ законодательства о нотариате, п.8 ч 1 ст. 15, ст. 21 Закона города Москвы "Об организации деятельности нотариата в городе Москве", Регламентом осуществления контроля за исполнением нотариусами города Москвы профессиональных обязанностей, утвержденным решением Правления МГНП от 21.03.2017г.
Назначенная Распоряжением N260 от 09.08.2017г. проверка была проведена, по результату которой составлен соответствующий акт от 30.08.2017г.
Доводы жалобы о том, что впоследствии результаты проверки явились основанием для объявления истцу выговора, с чем Акимов Г.Б. не согласен, указывают на ненадлежащий способ защиты нарушенного права, избранный истцом. Оспаривание результатов проверки и последующего наложения дисциплинарного взыскания не является предметом настоящего судебного разбирательства.
Выводы решения суда подтверждены материалами дела, которым суд дал надлежащую оценку. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы судебного решения и направлены на иную оценку доказательств, что не является основанием для отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 30 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.