Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Пильгуна А.С,
и судей Кочергиной Т.В, Раскатовой Н.Н,
при секретаре Хромовой А.Н,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н.
дело по апелляционной жалобе представителя истцов Картоева Х.Х, Эстамировой И.М, Картоевой З.Х. по доверенности - Ипатовой О.В.
на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 31 июля 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Картоева Хамзата Хасановича, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Картоева Салмана Хамзатовича, Картоева Юсуфа Хамзатовича, Картоева Юнуса Хамзатовича, Эстамировой Индиры Магометовны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка Картоевой Зулайхан Хамзатовны, Картоевой Залобан Хамзатовны, действующей с согласия своей матери Эстамировой Индиры Магометовны, к Департаменту городского имущества г. Москвы об обязании поставить на учет по улучшению жилищных условий, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истцы Картоев Хамзат Хасанович, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Картоева Салмана Хамзатовича, Картоева Юсуфа Хамзатовича, Картоева Юнуса Хамзатовича, Эстамирова Индира Магометовна, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка Картоевой Зулайхан Хамзатовны, Картоева Залобан Хамзатовна, действующая с согласия своей матери Эстамировой Индиры Магометовны, обратились в суд с иском к ДГИ г. Москвы об обязании поставить на учет по улучшению жилищных условий, с момента подачи заявления о принятии на учет.
Исковые требования мотивированы тем, что они направили ответчику пакет документов, необходимых для решения вопроса о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ в целях последующей постановки на жилищный учет, однако ДГИ г. Москвы письмом от 21.10.2016г. исх. N... сообщило о необходимости предоставления дополнительных документов.
Картоев Х.Х, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Картоева С.Х, Картоева Ю.Х, Картоева Ю.Х, Эстамирова И.М, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Картоева З.Х, Картоева З.Х, действующая с согласия своей матери Эстамировой И.М. в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимали.
Представитель истцов Ипатова О.В. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ДГИ г. Москвы в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истцов по доверенности - Ипатова О.В.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истцов Ипатову О.В, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы; заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону; заявители проживают в жилых помещениях в многоквартирных домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
В соответствии со ст. 11 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные заявителем к заявлению, и документы, полученные уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по межведомственным запросам, которые подтверждают наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
В силу ст. 1 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
В судебном заседании установлено, что истцы Картоев Х.Х, Картоев С.Х, Картоев Ю.Х, Картоев Ю.Х, Эстамирова И.М, Картоева З.Х, Картоева З.Х. зарегистрированы в квартире по адресу: адрес, принадлежащей на праве собственности Картоеву Хасану Джабраиловичу - отцу Картоева Хамзата Хасановича.
13.09.2016 года Картоев Хамзат Хасанович подал заявление о признании его и его семьи нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
В ответе от 21.10.2016 года исх. N... ДГИ г. Москвы сообщил истцам о принятом решении об отказе в приеме заявления в связи с отсутствием копии документа о личности фио, справок о наличии или отсутствии у Картоева Х.Х, фио, Эстамировой И.М. жилых помещений, право собственности на которые зарегистрировано в период 1991-1998 г. по прежнему жительства вне г. Москвы, а также не было представлено согласие всех совершеннолетних членов семьи на обработку персональных данных.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обосновано пришел к выводу, что право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, применительно к правилам, установленным ст. 8 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29, зависит от их жилищной обеспеченности и обязанность по предоставлению документов, подтверждающих наличие или отсутствие у них жилых помещений за пределами города Москвы, возлагается на заявителей, однако истцами названных документов к поданному в ДГИ г. Москвы заявлению приложено не было. Кроме того, суд обоснованно принял во внимание, что вне зависимости от факта ведения общего хозяйства с лицами, проживающими совместно с Картоевым Х.Х, при постановке на учет в качестве нуждающихся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ должны быть поданы документы на всех зарегистрированных в соответствующем жилом помещении вместе с Картовым Х.Х. граждан, однако заявители, обращаясь в ДГИ г. Москвы, документы на фио не представили, он не давал согласия на обработку его персональных данных.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства к правильно установленным фактическим обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что в форме заявления о постановке на учёт в ДГИ г. Москвы имеется в конце заявления соответствующий абзац о согласии на обработку персональных данных, а также довод о том, что эта же форма содержит согласие на запрос той информации, которая необходима для рассмотрения заявления, судебной коллегией отклоняется, как основанный на неверном толковании норм материального права.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В силу ч.4 ст. 11 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" с заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
Так, Постановлением Правительства Москвы от 07.04.2011 N 115-ПП "Об утверждении Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ" на заявителя возложена обязанность по предоставлению, в том числе сведений о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами города Москвы (в том числе за пределами Российской Федерации), в отношении которых заявитель и члены его семьи обладают или обладали на протяжении пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, самостоятельным правом пользования или правом собственности (при наличии).
В этой связи, довод представителя истцов о том, что справки о наличии либо отсутствии в собственности у истцов, а также у фио жилых помещений вне г. Москвы могли быть получены Департаментом городского имущества г. Москвы самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия, судебной коллегией отклоняется.
Также, судебная коллегия обращает внимание на то, что согласно ч. 2 ст. 1 Закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" к членам семьи заявителя относятся супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединённые признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении.
Постановлением Правительства Москвы от 07.04.2011 N 115-ПП "Об утверждении Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ" с заявлением представляются копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих следующие сведения о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства) заявителя и членов его семьи.
Однако истцами не представлено доказательств того, что фио, не подававший заявления о признании его нуждающимся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, давал согласие на обработку его персональных данных.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 31 июля 2017 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истцов Картоева Х.Х, Эстамировой И.М, Картоевой З.Х. по доверенности - Ипатовой О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.