Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Вьюговой Н.М.,
судей Сальниковой М.Л, Мухортых Е.Н,
при секретаре Дмитриеве С.Е,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Сальниковой М.Л. дело по апелляционной жалобе истца Хвостова А.С. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25 сентября 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований Хвостова А.С. к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) о признании незаконным решения комиссии по вопросу предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, его отмене и принятии решения о постановке на учет - отказать в полном объеме.
УСТАНОВИЛА:
Хвостов А.С. обратился в суд с иском к ФСИН России о признании незаконным решения комиссии по вопросу предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, его отмене и принятии решения о постановке на учет, указывая на то, что имея необходимую выслугу лет, обратился в ФСИН России с рапортом о постановке на учет для получения ЕСВ. Комиссией ФСИН России в постановке на учет отказано по причине не предоставления документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369. С решением истец не согласен, считает, что оно подлежит отмене.
Истец и его представитель в судебное заседание явились, требования поддержали.
Представитель ФСИН России по доверенности Орехов И.В. явился, просил в иске отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Суд постановилвышеуказанное решение, которое истец Хвостов А.С. просит отменить по доводам апелляционной жалобы, полагая решение незаконным, поскольку судом неверно указано на непредставление с его стороны необходимых сведений, все необходимые документы были им поданы в территориальную подкомиссию УФСИН России по г. Москве, о чем им представлен перечень с отметкой.
Изучив материалы дела, выслушав истца Хвостова А.С, а также его представителя по ордеру Пашкевич Д.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ФСИН России по доверенности Канчалаба А.С, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела видно и судом установлено, что Хвостов А.С, 06.09.1981 г.р, капитан внутренней службы, инструктор-снайпер штурмового отделения отдела специального назначения УФСИН России по Калужской области обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 28.04.2014.
По результатам рассмотрения заявления и представленных Хвостовым А.С. документов, решением комиссии ФСИН России, оформленным протоколом N 85 от 25 октября 2016г. Хвостову А.С. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации".
При принятии данного решения комиссия исходила из того, что вместе с рапортом истцом были представлены документы на состав семьи 2 человека (заявитель и его супруга - Хвостова (Баранова) Валентина Евгеньевна 15.02.1986 г.р.
Из представленных Хвостовым А.С. документов следует, что заявитель с 22.10.1997 г. по настоящее время постоянно, супруга с 25.09.2013 по 25.09.2016 г.г. временно, зарегистрированы в жилом помещении (часть жилого дома) по адресу: *, общей площадью 38 кв.м, принадлежащем на праве общей совместной собственности отцу заявителя Хвостову С.Н. 28.08.1959 г.р. и матери заявителя Хвостовой В.Н. 04.09.1959 г.р. Всего на данной жилплощади зарегистрировано 7 чел, из которых временно зарегистрирован 1 чел.
По данному адресу представлены основные документы: свидетельство о государственной регистрации права, выписка из домовой книги, выписка из финансового лицевого счета. Не представлены следующие документы: свидетельство о регистрации по месту пребывания. Сведения о месте пребывании супруги в период с 01.04.2009 по 25.09.2013 г.г. в учетном деле заявителя отсутствуют.
Представлены справки БТИ и выписки из ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, представленные всеми территориальными Управлениями Росреестра с указанием предыдущей фамилии супруги.
Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемые по договорам социального найма на территории Российской Федерации Хвостов А.С. и члены его семьи не имеют.
Ранее Хвостову А.С. социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась.
В дополнение к представленным ранее рапорту и документам заявитель рапортом от 10.12.2015 г. просил приобщить к учетному делу документы, связанные с рождением сына - Хвостова Михаила Александровича 11.08.2015г.р. и просил его учесть в составе своей семьи - 3 человека, приложив свидетельство о рождении.
Хвостовым М.А. не представлены следующие документы: свидетельство о регистрации по месту жительства, обновленная выписка из домовой книги и выписка из финансового лицевого счета.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждения и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ" утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устанавливающие порядок выплаты единовременной социальной выплаты, а также порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, согласно пункта 23 которого единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов.
При постановке на учет для получения ЕСВ учитываются обеспеченность заявителя жилыми помещениями и действия сотрудника и (или) членов его семьи, повлекшие ухудшение жилищных условий, совершенные в течение 5 предшествующих лет до дня подачи заявления.
В соответствии со статьями 53,54 ЖК РФ намеренное ухудшение жилищных условий, как и любое другое злоупотребление правом, порождает неблагоприятные последствия для лица, его совершившего. Виновные лица могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только через 5 лет со дня совершения неправомерных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ).
Согласно пункту 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 -ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Подпункт "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов.
Согласно пп. "и" п. 5 указанных Правил, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
Согласно п. 11 Правил, при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Как установлено судом и видно из материалов дела, основанием отказа Комиссии ФСИН России явилось то, что заявителем не представлены выписки из домовой книги, финансово-лицевого счета, свидетельство о регистрации по месту пребывания, а так же сведения о месте пребывания супруги в период с 01.04.2009 по 25.09.2013 г.г.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласна, поскольку отсутствие вышеуказанных документов исключило возможность комиссии ФСИН России сделать однозначный вывод об обеспеченности истца и членов его семьи жилым помещением, исследовать вопрос о возможном ухудшении жилищных условий, тогда как данные обстоятельства являются ключевыми для принятия решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом в территориальную подкомиссию УФСИН России по Калужской области, были представлены все необходимые сведения, касающиеся наличия или отсутствия собственного жилья у его супруги, включая сведения о ее нахождении на территории Российской Федерации за предыдущие пять лет, отклоняются судебной коллегией, так как факт непредставления всех необходимых документов для разрешения вопроса о постановке истца на учет для получения ЕСВ был установлен; заявителю было указано на отсутствие свидетельства о регистрации по месту жительства, обновленной выписки из домовой книги и из финансового лицевого счета, а так же сведений о месте пребывания супруги в период с 01.04.2009 по 25.09.2013 г.г.
Доводы апелляционной жалобы о длительном рассмотрении рапорта истца на правильность решения комиссии и выводов суда не влияют, не могут служить основанием к отмене верного по сути решения.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования или опровергали бы выводы судебного решения, основанием к отмене обжалуемого решения не являются.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.