Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего судьи Пашкевич А.М.
судей Михалиной С.Е, Исюк И.В.
при секретаре Родиной С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Исюк И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ДГИ г. Москвы в лице представителя по доверенности Петухова В.И. на решение Троицкого районного суда г. Москвы от 16 октября 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Гавриловой Э. Р. к Департаменту городского имущества г.Москвы о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка удовлетворить.
Обязать Департамент городского имущества г.Москвы утвердить предоставленную Гавриловой Э. Р. в ДГИ г.Москвы 20 апреля 2017 года схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
УСТАНОВИЛА:
Истец Гаврилова Э.Р. обратилась в суд с иском к ответчику ДГИ города Москвы о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым N хх. Намереваясь увеличить площадь указанного участка за счет включения в него граничащих с этим участком земель неразграниченной государственной собственности, а именно получить государственную услугу перераспределение земель, истец подала ответчику соответствующее заявление, приложив к нему все необходимые документы. Решением ДГИ г. Москвы от 28.06.2017 г. в предоставлении истребуемой государственной услуги отказано со ссылкой на то, что проект межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, не разработан. Предельные максимальные размеры земельных участков в г. Москве не установлены. В связи с чем, Гаврилова Э.Р. просила суд обязать ДГИ города Москвы утвердить предоставленную ею в ДГИ г. Москвы 20 апреля 2017 г. схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Представитель истца Гамбаров Д.А. поддержал исковые требования, подтвердив изложенные в нем обстоятельства.
Представитель ответчика ДГИ г. Москвы в суд не явился, извещался о дате и времени судебного заседания надлежащим образом. В отзыве указал, что согласно п. 3 ч. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение возможно лишь при условии, что площадь земельного участка, находящегося в собственности граждан в результате перераспределения увеличится не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. В связи с тем, что в г. Москве не установлены предельные размеры земельных участков, имеющих вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, предоставление данной государственной услуги истцу невозможно.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика ДГИ города Москвы по доверенности Петухов В.И. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей ДГИ г. Москвы по доверенностям Григорян А.О, Миндзаева Г.О, представителя Гавриловой Э.Р. по доверенности Гимолеева Р.Р, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов жалобы.
На основании п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, установлены ст. 39.28 ЗК РФ.
Согласно п. 1 Положения о Департаменте, утвержденным Постановлением от 20.02.2013 года N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Правительства Москвы, Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, в том числе, функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы (за исключением жилых помещений), земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, предоставление государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений.
Реализация полномочий собственника земель, относящихся к категории неразграниченной государственной собственности и расположенных в границах города Москвы, значит, и предоставление государственной услуги по перераспределению земель, отнесена к компетенции ДГИ г. Москвы.
В целях реализации указанных полномочий постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 г. N 199-ПП утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг Департаментом.
Предоставление государственной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности", регламентировано приложением 22 к указанному постановлению (далее по тексту - Административный регламент).
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Гаврилова Э.Р. является собственницей земельного участка, площадью хх кв.м. с кадастровым N хх, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: г.Москва, хх.
Вышеуказанный земельный участок учтен в ЕГРН с уточненной площадью, а именно с внесением сведений о его границах, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, а также данными публичной кадастровой карты, относящейся к официально открытой информации Управления Росреестра по г. Москве.
Земельный участок с кадастровым N хх граничит с землями, относящимися к землям неразграниченной государственной собственности, что подтверждается открытой информацией: данными публичной кадастровой карты.
20 апреля 2017 г. истец Гаврилова Э.Р. обратилась в ДГИ г. Москвы с целью получения государственной услуги по перераспределению земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым N хх, находящегося в ее (истицы) собственности, приложив схему испрашиваемого перераспределения, вследствие которого площадь принадлежащего ей участка увеличится до хх кв.м, за счет включения в его территорию неразграниченных государственных земель.
ДГИ г. Москвы принято решение N хх от 28.06.2017 г, которым истцу Гавриловой Э.Р. отказано в предоставлении истребуемой государственной услуги, в соответствии с положениями п.2.10.1.1 Административного регламента, а именно: в связи с отсутствием установленных для г. Москвы максимальных размеров земельных участков, имеющих вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства", что подтверждаются письмом ДГИ г. Москвы (л.д. 5-7), Выпиской из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в службу "одного окна" (л.д. 8), схемой расположения земельного участка (л.д. 9).
В соответствии с ч. 9 ст. 78 Градостроительного кодекса г. Москвы, утвержденные до 01 июля 2012 года документы территориального планирования, градостроительного зонирования, документация по планировке территорий, присоединенных к городу Москве в соответствии с Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 года N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью", действуют до вступления в силу документа территориального планирования города Москвы - Генерального плана города Москвы, если иное не предусмотрено законодательством города Москвы.
Права на территорию поселения Краснопахорское в г. Москве, ранее территориально находившуюся в границах Подольского района Московской области, распространялось действие п.1.2.2. решения Совета депутатов муниципального образования "Подольский район" Московской области от 25.06.2004 года N 9/3-ПС "Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Подольского района", согласно которому максимальный размер земельного участка с видом разрешенного использования - "для ИЖС" устанавливался в 0,15 га.
После вступления в силу Постановления Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Москвы", являющегося по своей правовой природе документом территориального планирования города Москвы, действие п.1.2.2. решения Совета депутатов муниципального образования "Подольский район" Московской области от 25.06.2004 г. N 9/3-ПС утратило силу в соответствии с ч. 9 ст. 78 Градостроительного кодекса г. Москвы.
Так как ранее действовавшие нормы, в части установления максимального размера земельного участка с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" утратили силу, а само Постановление Правительства Москвы от 28.03.2017 года N 120-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Москвы" не установило максимальные размеры участков, имеющих указанный вид разрешенного использования, суд пришел к правильному выводу о том, что на территории г. Москвы как на день обращения Гавриловой Э.Р. в ДГИ г. Москвы, так и на день рассмотрения дела судом, максимальный размер земельного участка, имеющего вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", не предусмотрен.
В силу положений главы V.4 ЗК РФ, а также Постановления Правительства Москвы от 28.03.2017 г. N 120-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Москвы", отказ в предоставлении государственной услуги по перераспределению земель на территории г. Москвы по основанию пп. 8 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, ввиду отсутствия параметров ограничения, действующих на данной территории, не обоснован.
При этом, судом первой инстанции был отклонен довод представителя ответчика ДГИ г. Москвы о том, что отсутствие нормативно установленных максимальных размеров земельных участков с видом разрешенного использования "для ИЖС" является основанием к отказу в предоставлении истребованной истцом государственной услуги, поскольку положения п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ содержат исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков.
Аналогичный исчерпывающий перечень приведен в Административном регламенте.
В указанных исчерпывающих перечнях нет такого основания для отказа в предоставлении истребуемой истцом государственной услуги как "отсутствие нормативно установленных максимальных размеров участка".
Расширительное толкование исчерпывающих перечней, с заменой понятия "превышения максимального размера участка" понятием "отсутствие нормативно установленных размеров участка", т.е. по своей правовой природе введение иного, нормативно не предусмотренного основания к отказу, правомерным не является.
Проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, установив юридически значимые для дела обстоятельства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении искового заявления. Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, а также доказательства, принятые судом во внимание, приведены в мотивировочной части решения суда и, оснований считать их неправильными не имеется.
По существу, доводы, приведенные в апелляционной жалобе выражают несогласие с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Троицкого районного суда г. Москвы от 16 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ДГИ г. Москвы в лице представителя по доверенности Петухова В.И, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.