Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Быковой И.Ю. в защиту общества с ограниченной ответственностью "Казакова-центр" на вступившие в законную силу постановление N *** заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 06 октября 2016 года, решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 27 марта 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 04 июля 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N *** заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) от 06 октября 2016 года общество с ограниченной ответственностью "Казакова-центр" (далее - ООО "Казакова-центр", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 (семьсот тысяч) рублей.
Решением судьи Басманного районного суда города Москвы от 27 марта 2017 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника ООО "Казакова-центр" Быковой И.Ю. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 04 июля 2017 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставлены без изменения, жалоба защитника ООО "Казакова-центр" Быковой И.Ю. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник ООО "Казакова-центр" Быкова И.Ю. просит об отмене названных постановления должностного лица и судебных актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, ссылаясь на то, что земельный участок используется Обществом по целевому назначению в качестве земель населённых пунктов; судебными инстанциями неверно применены положения п. 11 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым установленный до утверждения классификатора видов разрешённого использования земельных участков вид разрешённого использования земельного участка признаётся действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору; вид разрешённого использования 1.2.9, установленный Перечнем видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве, утверждённым постановлением Правительства Москвы от 25 мая 2011 года N 228-ПП, предусматривал возможность размещения на земельном участке автомойки.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности и обоснованности постановления должностного лица и судебных решений.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ наступает за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешённым использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, и влечёт наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) д еление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.
На основании п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населённых пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов ( п. 2 ст. 7 названного Кодекса).
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно материалам дела, в ходе проведённого должностными лицами государственного земельного надзора Управления Росреестра по Москве административного обследования земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. Москва, *****, площадью **** кв.м, выявлено использование ООО "Казакова-центр" части земельного участка для осуществления деятельности автомойки в помещении, расположенном на указанном земельном участке, собственником которого является Общество, что не соответствует разрешённому виду использования земельного участка - под размещение объектов складских предприятий (1.2.9), трансформаторных подстанций (1.2.10).
22 декабря 2015 года по факту выявленного нарушения государственным инспектором по использованию и охране земель Управления Росреестра по г. Москве в отношении ООО "Казакова-центр" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, на основании которого постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Управления Росреестра по г. Москве ООО "Казакова-центр" привлечено к административной ответственности по указанной норме.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО "Казакова-центр" подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; поручением о проведении обследования земельного участка; актом административного обследования объекта земельных отношений N ** от 11 декабря 2015 года с приложенным к нему схематическим чертежом обследуемого земельного участка и фотоматериалами; данными Государственного кадастра недвижимости; сведениями о принадлежности и правовом режиме земельного участка с кадастровым номером *** выпиской из ЕГРЮЛ и другими материалами дела.
Указанные доказательства должностным лицом и судебными инстанциями проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо, а также нижестоящие судебные инстанции правильно применили положения земельного законодательства и законодательства об административных правонарушениях и пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях ООО "Казакова-центр" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что земельный участок с кадастровым N**** общей площадью ****кв. м. используется ООО "Казакова-центр" в соответствии с установленными на него видами разрешённого использования 1.2.9 и 1.2.10 Перечня видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП, является несостоятельным.
Пункт 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешённого использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Данной нормой установлен общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает осуществление кадастрового учёта в связи с изменением разрешённого использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учёта документов.
Из системного толкования статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 1, 7, 16, 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует обязанность лица оформить в установленном действующим законодательством порядке свой выбор вида разрешённого использования земельного участка из числа всех допустимых для категории, к которой относится земельный участок.
Согласно п. 4 ст. 1 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N48 "О землепользовании в городе Москве", все земли в городе Москве относятся к категории земель населённых пунктов.
В соответствии со ст. 2 ЗК РФ, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных правоотношений относится установление с учётом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Во исполнение данного законоположения Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540 утверждён Классификатор видов разрешённого использования земельных участков. При этом в силу п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешённое использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешённого использования земельных участков, признаётся действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Как следует из материалов дела, ООО "Казакова-центр" является пользователем земельного участка, кадастровый номер 77:01:0003007:55, общей площадью ***** кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ****, на основании договора аренды от 19 января 2005 г. ***, заключённого между Московским земельным комитетом и ОАО "*****" и договора замены стороны в обязательстве по договору аренды от **** N**** от 04 сентября 2009 г.
Согласно сведениям Автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН) на основании распоряжения заместителя руководителя Департамента земельных ресурсов города Москвы N **** от 16 декабря 2011 года, на земельный участок кадастровый номер **** установлены виды разрешённого использования - для размещения объектов складских предприятий (1.2.9), трансформаторных подстанций (1.2.10), предусмотренные Перечнем видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве, утверждённым постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП.
Между тем из представленных материалов дела, в частности акта проверки с приложенной к нему фототаблицей и обмером площади земельного участки со схематическим чертежом, усматривается, что на указанном земельном участке по адресу: ****, расположено нежилое здание, принадлежащее на праве собственности ООО "Казакова-Центр", с кадастровым номером ***, которое используется для осуществления деятельности автомойки.
Перечнем видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве, утверждённым постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП, устанавливался вид разрешённого использования - для размещения автозаправочных, газонаполнительных станций, автомоек - 1.2.5, то есть вид разрешённого использования, не предусмотренный распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы N 5536 от 16.12.2011 г.
Согласно письму Департамента городского имущества города Москвы от 23 сентября 2016 года N ****, в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года N 540, использование участка под размещение автомойки относится к виду разрешённого использования - "объекты придорожного сервис (4.9.1) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5))"; под размещение складских предприятий к - "склады" (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)), под размещение трансформаторных подстанций к -"коммунальное обслуживание (3.1) (земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещение железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов (1.2.13))". Обращений от ООО "Казакова-центр" об изменении разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером *** не поступало (том 1 л.д. 138-140).
Таким образом, на дату выявления вменённого Обществу правонарушения ООО "Казакова-центр" использовало земельный участок не в соответствии с разрешённым видом использования и не произвело юридически значимого выбора и изменения вида разрешённого использования принадлежащего ему земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; в сведения государственного кадастра объектов недвижимости, предусмотренные п. 14 ч. 2 ст. 7 названного Закона, не внесены изменения об основном виде разрешённого использования земельного участка, в соответствии с которым Общество фактически использовало земельный участок.
При таких обстоятельствах указанные действия ООО "Казакова-центр" образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, которая заключается в совершении действий, направленных на использование земельного участка без соблюдения установленного для него режима эксплуатации, сознательного изменения его целевого назначения.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо административного органа, а затем судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям ООО "Казакова-центр", и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и виновности ООО "Казакова-центр" в его совершении.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ООО "Казакова-центр", не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, назначено ООО "Казакова-центр" соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенных по настоящему делу постановления должностного лица и судебных решений, допущено не было.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Казакова-центр" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление N **** заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 06 октября 2016 года, решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 27 марта 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 04 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Казакова-центр" оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Казакова-центр" Быковой И.Ю. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.