Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Жуковой Л.В. в защиту общества с ограниченной ответственностью "СпецЗеленСтрой" на вступившие в законную силу постановление N **** исполняющего обязанности заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 05 августа 2016 года, решение судьи Щербинского районного суда города Москвы от 16 марта 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 20 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N *** исполняющего обязанности заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 05 августа 2016 года общество с ограниченной ответственностью "СпецЗеленСтрой" (далее - ООО "СпецЗеленСтрой", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.23 КоАП г. Москвы, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Решением судьи Щербинского районного суда города Москвы от 16 марта 2017 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника Жуковой Л.В. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 20 сентября 2017 года постановление N **** исполняющего обязанности заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 05 августа 2016 года и решение судьи Щербинского районного суда города Москвы от 16 марта 2017 года оставлены без изменения, жалоба защитника Жуковой Л.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Жукова Л.В. просит об отмене названных постановления должностного лица и судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что у Общества отсутствовала обязанность получать разрешение на пересадку деревьев и кустарников; дендроплан, перечетная ведомость, проектная документация, прошедшая государственную экспертизу, на основании которых должностным лицом производился подсчет деревьев, отсутствуют в материалах дела; в случае модификации проектной документации, не затрагивающей конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности капительного строительства, государственная экспертиза не проводится; действия Общества необоснованно квалифицированы по ч. 2 ст. 4.23 КоАП города Москвы; судебными инстанциями нарушены требования о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела, а также принцип презумпции невиновности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности и обоснованности постановления должностного лица и судебных актов.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 4.23 КоАП г. Москвы наступает за невыполнение условий разрешения на пересадку зеленых насаждений.
Согласно статьи 2 Закона города Москвы от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" (далее Закон о защите зеленых насаждений) защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
В соответствии со ст. 3 Закона о защите зеленых насаждений вырубка деревьев и кустарников при выполнении требований настоящего Закона может быть разрешена в случаях реализации проекта, предусмотренного документами территориального планирования и имеющего положительное заключение государственной экспертизы, разрешение на строительство и (или) иное специальное разрешение, выдаваемое в порядке, установленном Правительством города Москвы.
Согласно ст. 7 названного Закона на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается: повреждать или уничтожать зеленые насаждения, за исключением случаев, установленных ст. 3 настоящего Закона; производить другие действия, способные нанести вред зеленым насаждениям, в том числе запрещенные настоящим Законом и иными законодательными актами.
В соответствии со ст. 8 упомянутого Закона осуществление градостроительной деятельности в городе Москве ведется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений.
Порядок осуществления вырубки и пересадки зеленых насаждений на территории города Москвы утвержден постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" (далее Правила).
Согласно пункту 8.1.3 Правил уничтожение и пересадка зеленых насаждений, находящихся в границах земельного участка, предоставленного для целей строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства или находящегося в частной собственности в соответствии с установленным видом разрешенного использования, производятся без порубочного билета и (или) разрешения на пересадку зеленых насаждений в соответствии с проектной документацией на основании разрешения на строительство, выданного Комитетом государственного строительного надзора города Москвы, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы или Департаментом культурного наследия города Москвы, при наличии положительного заключения государственной экспертизы указанной проектной документации, проведенной уполномоченным государственным учреждением города Москвы.
В остальных случаях строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства уничтожение и пересадка зеленых насаждений производятся на основании порубочного билета на объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта и (или) разрешения на пересадку зеленых насаждений, оформленных в установленном порядке (приложения 17А, 20).
Согласно материалам дела, 03 июня 2016 года в ходе проведения проверки соблюдения требований природоохранного законодательства при строительстве нового участка автомобильной дороги "М-3 Украина - город Московский - деревня Сосенки - деревня Ямонтово - до автомобильной дороги поселок Коммунарка - аэропорт Остафьево" по адресу: г. Москва, п. Сосенское, вблизи дер. Летово, должностным лицом Управления государственного экологического контроля Департамента охраны окружающей среды установлено, что ООО "СпецЗеленСтрой", выполняющим работы по вырубке и пересадке зеленых насаждений на указанном объекте строительства по договору от 25.04.2016 N****, произвело пересадку деревьев с мест вырубки не в соответствии с разработанной на основании разрешения на строительство от 22.04.2016 N****, выданного Комитетом государственного строительного надзора города Москвы, проектной документацией, имеющей положительное заключение государственной экспертизы ГАУ "Московская Государственная экспертиза" от 18.05.2015 N****.
Указанные действия ООО "СпецЗеленСтрой" квалифицированы по ч. 2 ст. 4.23 КоАП г. Москвы.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО "СпецЗеленСтрой" подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 23 июня 2016 года; актом обследования N 80/2016 от 22 июня 2016 года; копией договора N ****, заключенного между ОАО "****" и ООО "СпецЗеленСтрой"; копией проектной документации реконструкции и строительства автомобильной дороги "М-3 Украина - город Московский - деревня Сосенки - деревня Ямонтово - до автомобильной дороги поселок Коммунарка - аэропорт Остафьево" и перечетной ведомости деревьев и кустарников; фототаблицей; показаниями исполняющего обязанности главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды С**** А.В. и представителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы К**** К.В, допрошенных при рассмотрении жалоб судьёй районного суда и Московского городского суда.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях ООО "СпецЗеленСтрой" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.23 КоАП г. Москвы, соответствует фактическим обстоятельствам дела и перечисленным выше доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались должностным лицом и судьями районного суда и Московского городского суда и получили надлежащую оценку в судебных постановлениях в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии у ООО "СпецЗеленСтрой" обязанности получать разрешение на пересадку деревьев и кустарников и необоснованной квалификации действий Общества по ч. 2 ст. 4.23 КоАП г. Москвы основаны на неверном толковании заявителем норм права.
Согласно п. 1.1 Постановления Правительства Москвы от 04.10.2005 N 770-ПП "О Методических рекомендациях по составлению дендрологических планов и перечетных ведомостей" (далее Методические рекомендации) дендроплан - это топографический план, отображающий размещение деревьев и кустарников, полученный в результате геодезической съемки в сопровождении перечетной ведомости.
Пунктом 1.2 Методических рекомендаций определено, что дендроплан составляется при разработке проектной документации на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию, в том числе объектов озеленения. В этом случае он обеспечивает выбор рационального размещения проектируемых объектов строительства с целью максимального сохранения здоровых и декоративных растений.
Стройгенплан, совмещенный с дендропланом, согласовывается с балансодержателем территории, главой управы района, АПУ административного округа и утверждается в составе проектной и градостроительной документации в установленном порядке (пункт 2.7 Методических рекомендаций).
Согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что Комитетом государственного строительного надзора города Москвы выдано разрешение на реконструкцию и строительство автомобильной дороги "М-3 Украина - город Московский - деревня Сосенки - деревня Ямонтово - до автомобильной дороги поселок Коммунарка - аэропорт Остафьево" по адресу: г. Москва, п. Сосенское, вблизи дер. Летово", от 25.04.2016 N*****
В соответствии с проектной документацией строительства автомобильной дороги "М-3 Украина - город Московский - деревня Сосенки - деревня Ямонтово - до автомобильной дороги поселок Коммунарка - аэропорт Остафьево" (раздел 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Автомобильная дорога" том 3.4 ***** Дендроплан существующих зеленых насаждений и перечётная ведомость) в зону работ по пересадке подпадают 79 деревьев и 422 кустарника. Проектом благоустройства предусмотрена посадка 1350 деревьев и 14 990 кустарников, устройство газона на площади 63099 кв.м. Места посадки и пересадки древесно-кустарниковой растительности предусмотрены вдоль проектируемой дороги.
Таким образом, на указанном объекте вопрос о пересадке деревьев, попадающих в зону строительства, определен проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы ГАУ "Московская Государственная экспертиза" от 18.05.2015 N***
Факт невыполнения ООО "СпецЗеленСтрой" условий пересадки существующих на участке зеленых насаждений, изложенных в проектной документации, подтверждается материалами дела, в том числе показаниями государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды С**** А.В, из которых следует, что в ходе обследования территории строительства им было обнаружено, что часть деревьев, назначенных к пересадке в соответствии с дендропланом, отсутствовала на местности, при этом на установленных местах пересадки деревья обнаружены не были.
При этом сведения, сообщённые должностным лицом С****м А.В. подтверждаются объяснениями генерального директора ООО "СпецЗеленСтрой" Гвая Ю.Н, данными по обстоятельствам, изложенным в определении о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которым Общество, приступив к работе по пересадке зеленых насаждений не смогло произвести пересадку в соответствии с проектом **** ТОМ 2.3.5-р. Совместно с ГКУ "Развитие Московского региона", техническим заказчиком ООО ПИ "Владимиравтодорпроект", администрацией п. Московский, и генеральным подрядчиком ОАО "МСУ-1", подрядчиком ООО "СпецЗеленСтрой" на техническом совещании было принято решение о разработке и утверждении новых схем пересадки деревьев и кустарника (л.д. 40).
Таким образом, ООО "СпецЗеленСтрой" нарушило условия пересадки существующих на участке строительства автомобильной дороги "М-3 Украина - город Московский - деревня Сосенки - деревня Ямонтово - до автомобильной дороги поселок Коммунарка - аэропорт Остафьево" зеленых насаждений, допустив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 4.23 КоАП города Москвы.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 4.23 КоАП города Москвы, в отношении ООО "СпецЗеленСтрой".
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо административного органа, а затем судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям ООО "СпецЗеленСтрой" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.23 КоАП г. Москвы, и виновности ООО "СпецЗеленСтрой" в его совершении.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ООО "СпецЗеленСтрой", не усматривается.
Наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 4.23 КоАП города Москвы, с учётом требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ
Порядок и срок давности привлечения ООО "СпецЗеленСтрой" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление N **** исполняющего обязанности заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 05 августа 2016 года, решение судьи Щербинского районного суда города Москвы от 16 марта 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 20 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 4.23 КоАП города Москвы, в отношении общества с ограниченной ответственностью "СпецЗеленСтрой" оставить без изменения, жалобу защитника Жуковой Л.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.