Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Ананова А.В. в защиту Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник района Куркино" на вступившие в законную силу постановление заместителя государственного инспектора Москвы в области охраны окружающей среды - начальника отдела государственного экологического контроля СЗАО Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы от 01 февраля 2017 года, решение судьи Тушинского районного суда города Москвы от 27 апреля 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 30 августа 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя государственного инспектора Москвы в области охраны окружающей среды - начальника отдела государственного экологического контроля СЗАО Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы от 01 февраля 2017 года ГБУ "Жилищник района Куркино" (далее также - Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.39 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Решением судьи Тушинского районного суда города Москвы от 27 апреля 2017 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника Симонова Д.В. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 30 августа 2017 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставлены без изменения, жалоба защитника Ястребова М.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Ананов А.В. просит об отмене указанных судебных решений и принятии нового судебного акта, ссылаясь на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие виновность Учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения; по делу имеются неустранимые сомнения, которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу Учреждения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также жалобы на постановление по такому делу выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.
В силу ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 настоящего Кодекса.
По смыслу указанных положений следует, что при оставлении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении без удовлетворения решение суда вышестоящей инстанции должно содержать мотивы, по которым доводы жалобы были отклонены.
Принимая во внимание, что возможность обжалования судебного акта и его пересмотр в вышестоящей инстанции является одним из неотъемлемых элементов конституционного права на судебную защиту, положения ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ не позволяют суду игнорировать или произвольно отклонять доводы жалобы, не приводя фактические и правовые мотивы отказа в их удовлетворении, и, следовательно, выносить соответствующее решение без рассмотрения в полном объеме и оценки приводимых доводов, без указания на конкретные основания, по которым те или иные доводы отвергаются либо принимаются во внимание, а также без ссылок на соответствующие нормы материального и процессуального права.
Признавая виновным Учреждение в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.39 КоАП г. Москвы, должностное лицо и судебные органы как на доказательство сослались, в том числе на акт N 15/2-08-47-050-44/2016 от 20.12.2016, согласно которому должностным лицом ГПБУ "Мосприрода" во время обследования, проведенного 20 декабря 2016 года, установлено, что на смежной территории с ЛЗ "Долина реки Сходня в Куркино" с адресным ориентиром: Куркинское шоссе, за хосписом N 7, стр. 33 (бывшая территория воинской части), обнаружена несанкционированная свалка снега, также выявлена автомашина "*****" (самосвал), госномер *****, со снегом под разгрузку (л.д. 147).
Между тем 12 января 2017 года в отношении ГБУ "Жилищник района Куркино" должностным лицом ГПБУ "Мосприрода" составлен протокол N 15-47-050-225/2016 по ст. 8.39 КоАП РФ, согласно которому 20 декабря 2016 года в 10 час. 00 мин. в ходе обследования особо охраняемой природной территории города Москвы Ландшафтный заказник "Долина реки Сходня в Куркино" с адресным ориентиром: г. Москва, Куркинское шоссе, стр. 33, за хосписом N 7, были обнаружены навалы снега на участке ООПТ, совершенные автомашиной "*****", государственный регистрационный номер *****, находящейся на данной территории со снегом под разгрузку (л.д. 43-44).
27 января 2017 года в отношении ГБУ "Жилищник района Куркино" должностным лицом Управления государственного экологического контроля ДПиООС Москвы составлен протокол N 1406-895/2016 по ст. 4.39 КоАП г. Москвы, согласно которому 28 декабря 2016 года в 11 час. 00 мин. выявлено, что на территории по адресу: г. Москва, территория бывшей воинской части с адресными ориентирами: Куркинское ш, стр. 33, на границе с ЛЗ "Долина реки Сходня в Куркино" с произрастающими зелеными насаждениями осуществляется размещение и складирование снега (свалка) путем завоза автомашиной с городской территории. Из материалов, представленных ГПБУ "Мосприрода" (акт N 15/2-08-47-050-44/2016 от 20.12.2016), объяснений государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ К. и обращения гражданки Б. от 19.12.2016 N 32530 следует, что ввоз снега на данную территорию осуществляется ГБУ "Жилищник района Куркино" (установлен факт заезда автотранспорта, принадлежащего ГБУ "Жилищник района Куркино").
С момента поступившего обращения гражданки Б. и
акта N 15/2-08-47-050-44/2016 от 20.12.2016
размеры навалов снега на фотоматериалах
визуально соответствуют навалам снега на момент проводимого обследования территории 28.12.2016.
Согласно ст. 4.39 КоАП г. Москвы административным правонарушением признается нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил и требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии с диспозицией ст. 8.39 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Таким образом, для разграничения составов административных правонарушений, предусмотренных ст. 4.39 КоАП г. Москвы и ст. 8.39 КоАП РФ, значение имеет правовой статус территории (земельного участка), на котором физическим или юридическим лицом (его должностными лицами) допущено нарушение установленных правил и требований в области охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов: в случае, если такое нарушение допущено на земельном участке, входящем в состав территории государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, государственного природного заказника, либо территории, на которой находятся памятники природы, или иной особо охраняемой природной территории либо в их охранных зонах, ответственность наступает по ст. 8.39 КоАП РФ; в случае, если нарушение установленных правил и требований в области охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов допущено на земельном участке, не входящем в территории вышеуказанного перечня и расположенном в г. Москве, виновное лицо подлежит ответственности по ст. 4.39 КоАП г. Москвы.
Между тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо планы (чертежи, схемы, выкопировки), из которых можно было бы определить правовой статус территории, на которой ГБУ "Жилищник района Куркино" совершено нарушение установленных правил и требований в области охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов. Имеющиеся в деле фотографии места совершения административного правонарушения (л.д. 164-173) такую информацию не содержат.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Тушинского районного суда города Москвы от 27 апреля 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 30 августа 2017 года не могут быть признаны законными и подлежат отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Тушинский районный суд города Москвы.
При новом рассмотрении жалобы на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении судье районного суда необходимо учесть изложенное, провести всестороннюю, полную и объективную оценку всех обстоятельств дела, и вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Тушинского районного суда города Москвы от 27 апреля 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 30 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.39 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник района Куркино" - отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Тушинский районный суд г. Москвы.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.