Судья Московского городского суда Панкова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Голуб Л.Г. в защиту АО "Федеральная пассажирская компания" (далее - АО "ФПК") на постановление заместителя начальника Московского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 10 февраля 2017 г. и решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 25 сентября 2017 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении АО "ФПК",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Московского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 10 февраля 2017 г. АО "ФПК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Решением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 25 сентября 2017 г. г. указанное постановление оставлено без изменения, жалоба АО "ФПК" - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Голуб Л.Г. в защиту АО "ФПК", выражая несогласие с состоявшимися по делу решениями, просит об их отмене, ссылаясь на то, что проверка, по результатам которой АО "ФПК" было привлечено к административной ответственности, проведена с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку уведомление о ее проведении было направлено на адрес электронной почты работника структурного подразделения Общества, что не может расцениваться как надлежащее уведомление самого Общество, которое могло быть осуществлено по адресу электронной почты *, указанному на официальном сайте данного юридического лица; в основу вывода о виновности Общества положен акт проверки, который не может быть признан допустимым доказательством, так как не содержит подписей всех должностных лиц, проводивших проверку.
В судебное заседание Московского городского суда явился защитник АО "ФПК" Петренко Д.А, который поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Петренко Д.А, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела, в период с 12 декабря 2016 г. по 13 января 2017 г. должностными лицами Московского ТО Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту в отношении пассажирского вагонного депо Москва Северо-Западного филиала АО "ФПК", расположенного по адресу: *, проведена внеплановая выездная проверка соблюдения санитарного законодательств и требований санитарных правил.
По результатам проверки выявлены нарушения требований п. 5.1.21, 5.1.41, 5.1.55, 5.1.58, 5.1.60, 5.1.70, 5.1.79 СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте", утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 03 марта 2003 г, а именно :
-в вагонах NN 23756, 21954 чистое постельное белье хранится навалом в мешках в нерабочих тамбурах, разряжены аккумуляторные батареи ;
- в вагоне N 22218 на обшивке диванов имеются трудновыводимые пятна;
- в вагоне N 22283 разряжены аккумуляторные батареи, в салоне вагона по коридору неисправна люминесцентная лампа, слабый слив воды в туалетах;
- в вагоне 22176 в одном туалете не осуществляется смывание водой унитазной чаши;
- в вагоне N 22218, предназначенном для перевозки организованной детской группы, неисправна система электроосвещения (полностью разряжены аккумуляторные батареи), уборка внутренних помещений вагонов, переходных площадок, очистка ступенек проведена неудовлетворительно, не промыты мусорные ниши, дезинфекционная обработка мусоросборников не проведена;
- в составе поезда сообщением Москва-Мурманск N 91 не представлен ассортимент реализуемых продуктов питания и напитков, согласованный с органами Роспотребнадзора на железнодорожном транспорте;
- сроки и объемы экипировки при подготовке пассажирских составов в рейс в пассажирском вагонном депо Москва Северно-западное филиала АО "ФПК" не согласованы с органами Роспотребнадзора на железнодорожном транспорте.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 13 января 2017 г. N 83.
31 января 2017 г. заместителем начальника Московского ТО Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту по факту выявленных нарушений в отношении АО "ФПК" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, на основании которого постановлением заместителя начальника Московского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 10 февраля 2017 г. АО "ФПК" привлечено к административной ответственности.
Факт совершения АО "ФПК" административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, относимость и допустимость которых сомнений не вызывают: распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки, актом проверки и другими материалами дела.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья районного суда на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установилвсе юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения настоящего дела, и пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях АО "ФПК" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что Обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.
В жалобе заявитель ссылается на то, что проверка, по результатам которой АО "ФПК" привлечено к административной ответственности, была проведена с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку уведомление о ее проведении было направлено на адрес электронной почты работника структурного подразделения Общества, что не может расцениваться как надлежащее уведомление самого Общество, которое могло быть осуществлено по адресу электронной почты *, указанному на официальном сайте данного юридического лица. Приведенный довод не может повлечь отмену состоявшихся по делу решений.
Согласно п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Как усматривается из материалов дела, о проведении внеплановой выездной проверки Общество было уведомлено Московским ТО Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту более чем за 24 часа до начала ее проведения путем направления копии соответствующего распоряжения по адресу электронной почты * (л.д. 38).
То обстоятельство, что данный адрес электронной почты не указан на официальном сайте Общества, судья районного суда обоснованно не признал нарушением Федерального закона N 294-ФЗ, так как по сведениям, находящимся в сети "Интернет" в открытом доступе, * является адресом корпоративной электронной почты Северо-Западного филиала АО "ФПК", в отношении вагонного депо которого и проводилась проверка. При этом ни Федеральный закон N 294-ФЗ, ни КоАП РФ, ни какой-либо иной нормативный правовой акт не содержат ограничений относительно способов уведомления юридического лица о предстоящей проверке. Следовательно, такое уведомление может быть направлено по адресу электронной почты как самого юридического лица, так и проверяемого филиала этого юридического лица, если он имеется в распоряжении проверяющего органа.
Довод жалобы о том, что акт проверки не может быть признан допустимым доказательством, так как он подписан не всеми должностными лицами, проводившими проверку, также несостоятелен, поскольку Федеральный закон N 294-ФЗ не содержит требования об обязательном подписания акта проверки всеми должностными лицами, уполномоченными на ее проведение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления должностного лица и судебного акта.
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции ст. 6.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника Московского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 10 февраля 2017 г. и решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 25 сентября 2017 г, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении АО "ФПК", оставить без изменения, жалобу Голуб Л.Г. в защиту АО "ФПК" - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.В. Панкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.