Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе руководителя Управления Роспотребнадзора по г.Москве Андреевой Е.Е. на решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 09 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.8 КоАП РФ, в отношении ГКУ "АМПП",
установил:
постановлением руководителя Управления Роспотребнадзора по г.Москве Андреевой Е.Е. *** от ***года ГКУ "АМПП" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.8 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей.
Решением Управления Роспотребнадзора по г.Москве *** от ***года данное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ГКУ "АМПП" - без удовлетворения.
Не согласившись с такими актами должностных лиц, защитник ГКУ "АМПП" подала на них жалобу в Измайловский районный суд г.Москвы, решением судьи которого от 09 октября 2017 года приведенные выше акты должностных лиц отменены, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В настоящее время в Московский городской суд указанное решение судьи районного суда обжалует руководитель Управления Роспотребнадзора по г.Москве Андреева Е.Е, вынесшая обжалованное постановление от ***года, по доводам поданной ею жалобы, в соответствии с которыми, судьей не учтено, что деятельность ГКУ "АМПП" носит признаки возмездного договора с потребителями, который вправе выбрать по своему усмотрению, припарковать принадлежащий ему автомобиль на платную городскую парковку и оплатить ее, либо поставить его на бесплатную парковку, в соответствии с п.1 ст.779 ГК РФ, ГКУ "АМПП" оказывает услуги по предоставлению парковочных мест, а гражданин оплачивает услуги, в связи с чем на данные правоотношения распространяется действие положений Закона о защите прав потребителей, в силу ст.ст.16.1, 37 которого, продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт, а также наличных расчетов в соответствии с законодательством РФ по выбору потребителя.
В судебное заседание Московского городского суда руководитель Управления Роспотребнадзора по г.Москве Андреева Е.Е, будучи извещенной о месте и времени слушания дела, не явилась, доказательств уважительности причин своей неявки не представила, явку защитника не обеспечила, с ходатайством об отложении слушания дела не обращалась, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в ее отсутствие.
Защитник ГКУ "АМПП" по доверенности Дедова А.А. сочла оспариваемое судебное решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Исследовав материалы дела, проверив приведенные доводы поданной жалобы, выслушав сторону защиты, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения судьи районного суда не нахожу ввиду следующего.
Частью 4 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения состоит в неисполнении обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо в нарушении иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг).
Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" регулируются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав.
Данный Закон дает определение потребителя, которым является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и исполнителя - организации независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, выполняющих работы или оказывающих услуги потребителям по возмездному договору.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 вышеназванного Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1, продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
На основании п.3 ст.37 того же Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1, оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из постановления руководителя Управления Роспотребнадзора по г.Москве *** от ***года, решения Управления Роспотребнадзора по г.Москве *** от ***года, основанием для привлечения ГКУ "АМПП" к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.14.8 КоАП РФ, явилось то, что в 10.30 час. ***года по адресу: г.Москва, район "***", ул. ***на отрезке от ***до пересечения с ул. ***, должностным лицом ТУ Роспотребнадзора по г.Москве выявлено, что ГКУ "АМПП" в ходе осуществления своей деятельности по приему платежей от физических лиц за пользование парковочными местами на платных городских парковках, в нарушение требований ст.16.1 Закон а Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", не исполняет обязанность по обеспечению возможности оплаты путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя.
Исследуя материалы дела, проверяя доводы жалобы, судья районного суда исследовала представленные доказательства, правовые акты, в том числе Распоряжение Правительства Москвы от 15 октября 2012 года N615-РП "О создании Государственного казенного учреждения города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства", согласно которому, основной целью деятельности ГКУ "АМПП" является осуществление мероприятий, направленных на обеспечение создания и функционирования объектов единого парковочного пространства, в том числе, по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.14 КоАП г.Москвы, а также мероприятий по осуществлению перемещения на специализированные стоянки, хранения и возврата транспортных средств в городе Москве, задержанных в соответствии со ст.27.13 КоАП РФ, с возложением на него функций государственного заказчика при размещении заказов для достижения основной цели деятельности.
В соответствии с п.п.1.3, 2.3.18 Устава ГКУ "АМПП", учредителем данного учреждения является город Москва, функции и полномочия которого осуществляет Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г.Москвы, доходы от деятельности учреждения, в том числе от администрирования доходов, полученных в качестве платы за пользование парковочными местами на территории объектов единого парковочного пространства, поступают в бюджет города Москва.
Отменяя приведенные выше акты должностных лиц ТУ Роспотребнадзора по г.Москве и п рекращая производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.8 КоАП РФ, судья районного суда исходила из того, что в основе деятельности ГКУ "АМПП", а следовательно, и в основе правоотношений, возникающих между указанным учреждением и лицами, размещающими транспортные средства на парковочных местах платных городских парковок, лежат Правила пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве", пунктами 2.5 и 10.1 которых установлено, что лицо, размещающее транспортное средство на парковочном месте платной городской парковки, обязано в течение пятнадцати минут с момента въезда на парковочное место осуществить оплату за размещение транспортного средства на платной городской парковке одним из способов, указанных в п.п.2.3.1 - 2.3.2 настоящих Правил; функции главного администратора доходов бюджета города Москва в части поступления доходов от взимания платы за размещение транспортных средств на парковочных местах городских парковок (пользование парковочными местами) возложена на Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г.Москвы, что с очевидностью свидетельствует о том, что указанный вид деятельности ГКУ осуществляется без целей получения прибыли, без вступления в договорные отношения по предоставлению услуг на возмездной основе с лицами, размещающими транспортные средства на платных городских парковках, вследствие чего оно не может являться участником потребительских правоотношений, на которого распространяются требования Закона о защите прав потребителей.
При этом судом первой инстанции верно отмечено, что конкретные способы оплаты городской парковки, указанные в п.п.2.3.1 - 2.3.2 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств, ГКУ "АМПП", исключительно администрирующее участки улично-дорожной сети на предмет контроля за внесением платы за пользование парковочными местами на платных городских парковках города Москвы, расширить или дополнить, в том числе способами, предусматривающими наличный расчет, не вправе.
Кроме того, ГКУ "АМПП" не предоставляет гражданам парковочные места, зоны платных городских парковок на улично-дорожной сети устанавливаются приказами Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г.Москвы.
Так, ул. ***на отрезке от ***до пересечения с ул. *** г.Москвы, указанная в оспариваемых актах должностных лиц ТУ Роспотребнадзора, в парковочную зону N4042 включена приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г.Москвы от 01 декабря 2016 года N61-02-471\6.
При таком положении суд счел, что ГКУ "АМПП" по своей природе не может быть отнесено к исполнителю по договору возмездного оказания услуг.
Также ГКУ "АМПП" осуществляет деятельность по перемещению, хранению на специализированной стоянке транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 КоАП РФ, по смыслу которой, при нарушении правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных рядом статей настоящего Кодекса, применяется задержание транспортного средства. Административное задержание транспортного средства представляет собой исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку) и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
В порядке части 3 и части 10 ст.27.13 КоАП РФ, решение о задержании транспортного средства соответствующего вида принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, указанными должностными лицами составляется протокол о задержании транспортного средства, после чего они присутствуют на месте задержания транспортного средства до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку; перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
При этом, частью 11 ст.27.13 КоАП РФ предусмотрено, что расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
Исходя из изложенного, в данном случае возмещаются расходы на хранение, а не оплата услуг по хранению, что указывает на отсутствие между ГКУ "АМПП" и владельцами задержанных в порядке статьи 27.13 КоАП РФ транспортных средств договора хранения, в силу чего ГКУ не является исполнителем по отношению к владельцам транспортных средств, которые в свою очередь не являются потребителями в смысле Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Поскольку ГКУ "АМПП" не оказывает потребителям каких-либо услуг и не получает оплату за оказание услуг, оснований для применения к спорным отношениям положений вышеназванного Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 не имеется.
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ввиду того, что нормы Постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве", регламентирующие деятельность ГКУ "АМПП" по взиманию платы за пользование парковочными местами, не предоставляют данному учреждению возможности для соблюдения требований ст.16.1 Закон а Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч.4 ст.14.8 КоАП РФ, по смыслу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ ГКУ "АМПП" не может быть признано виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях ГКУ "АМПП" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.8 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, и оснований не согласиться с которым у суда второй инстанции не имеется, решение судьи является законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 09 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.8 КоАП РФ, в отношении ГКУ "АМПП" оставить без изменения, жалобу руководителя Управления Роспотребнадзора по г.Москве Андреевой Е.Е. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.