Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника АО "Седьмой Континент" по доверенности Грешневиковой О.А. на постановление начальника инспекции ОАТИ города Москвы N ***/01 от ***года, на решение судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 30 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1. ст. 8.10 КоАП г. Москвы, в отношении АО "Седьмой Континент",
установил:
постановлением начальника инспекции ОАТИ г. Москвы N ***/01 от ***года АО "Седьмой Континент" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с таким актом должностного лица административного органа, защитник Общества подал на него жалобу в Нагатинский районный суд г. Москвы, решением судьи которого от 30 октября 2017 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд защитник АО "Седьмой Континент" по доверенности Грешневикова О.А. обжалует акты должностного лица административного органа и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, ссылаясь на отсутствие доказательств вины Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам, субъектом вмененного административного правонарушения Общество не является.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель АО "Седьмой Континент", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности Грешневиковой О.А, поддержавшей приведенные выше доводы жалобы в полном объеме.
Представитель ОАТИ г.Москвы по доверенности Иванова Н.С. возражала против удовлетворения доводов указанной жалобы, указывая на то, что представленные в материалы дела рапорт инспектора ОАТИ г.Москвы, фотоматериал свидетельствуют о том, что нежилое здание по адресу: г.Москва, ***. 43, к.3, арендует под магазин именно АО "Седьмой Континент".
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения стороны защиты и представителя административного органа, прихожу к выводу о том, что оспариваемые акты являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.10 КоАП г.Москвы, нарушение установленных Правительством г. Москвы Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.4.7, 4.8 и 4.14 КоАП г.Москвы, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории Москвы, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.
Согласно пункту 3.4 указанных Правил, контейнеры и бункеры-накопители размещаются (устанавливаются) на специально оборудованных площадках. Места размещения и тип ограждения определяются архитектурно-планировочным управлением (АПУ) административного округа по заявкам районных жилищно-эксплуатационных организаций, согласованным с Управлением Роспотребнадзора по городу Москве, Управлением государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по г. Москве, Объединением административно-технических инспекций города Москвы.
В порядке требований пункта 4.5.18 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, ответственность за уборку и содержание территорий (внутризаводских, внутридворовых) предприятий, организаций и учреждений, иных хозяйствующих субъектов, прилегающей к ним пятиметровой зоны (от границ участков, ограждений, зданий), подъездов к ним - возлагается на предприятия, организации и учреждения, хозяйствующие субъекты, в собственности, владении, аренде или на балансе которых находятся строения, расположенные на указанных территориях.
В силу пункта 10.1 Правил, должностные лица и граждане должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города, в том числе и на территориях частных домовладений.
Исходя из п. 2.2.7 и п. 2.2.10 Положения об Объединении административно-технических инспекций города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 08 сентября 2009 года N 960-ПП, Объединение осуществляет региональный государственный контроль за соблюдением требований в сфере внешнего благоустройства территорий, содержания зданий, сооружений и прочих объектов, производства работ на территории города Москвы путем проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Инспекторский состав Объединения на основании поручения начальника структурного подразделения Объединения осуществляет систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями путем ежедневного выборочного обследования состояния внешнего благоустройства территорий, содержания зданий, сооружений и прочих объектов, производства работ на территории города Москвы.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в ходе обследования территории инспектором ОАТИ г.Москвы на основании поручения начальника инспекции ОАТИ г. Москвы от ***года в 14.18 час. ***года по адресу: г.Москва, ***. 43, к.3, выявлено, что АО "Седьмой Континент", в нарушение требований пунктов 10.1, 3.4, 4.5.18 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N1018, допустило неудовлетворительное содержание территории, прилегающей к торговому объекту "Седьмой Континент", на которой имеется навал мусора, размещение контейнеров вне специально оборудованного места, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.10 КоАП города Москвы.
Факт совершения указанного административного правонарушения и вина АО "Седьмой Континент" в его совершении подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, поручением начальника инспекции ОАТИ г. Москвы от ***года о проведении контроля за состоянием внешнего благоустройства, контроля вывоза мусора, состояние контейнерных и бункерных площадок, выявление хозяйствующих субъектов, не заключивших договоры на вывоз мусора; рапортом главного инспектора инспекции ОАТИ г. Москвы, из которого следует, что при проведении мероприятий по контролю за состоянием внешнего благоустройства в 14.18 час. ***года на прилегающей территории к торговому объекту "Седьмой Континент" по адресу: г.Москва, ***. 43, к.3, выявлены навал мусора, размещение контейнеров вне специально отведенного места; актом комиссионного обследования территории от ***года; фотоматериалом, полученным инспектором ОАТИ г.Москвы в ходе визуального наблюдения за состоянием благоустройства города Москвы, которым зафиксированы указанные выше факты; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица АО "Седьмой Континент"; предписанием от ***года, которым предписано произвести очистку прилегающей территории, оборудовать контейнерную площадку в соответствии с требованиями п.3.6 Правил санитарного содержания территорий, в срок до 26 июня 2017 года; протоколом об административном правонарушении от ***года в отношении АО "Седьмой Континент" по ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы, в котором полно изложены событие административного правонарушения, указаны нормы права, нарушение которых вменяется заявителю, приведены доказательства, при этом, права лица, привлекаемого к административной ответственности соблюдены, о составлении протокола об административном правонарушении законный представитель АО "Седьмой Континент" извещен, в административный орган не явился, явку защитника не обеспечил, копия протокола для сведения направлена в его адрес заказным письмом и получена им 27 июня 2017 года, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит, включая подпись должностного лица, его составившего.
Данные доказательства составлены должностными лицами ОАТИ г.Москвы в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе визуального наблюдения за благоустройством в г.Москве в вышеуказанные время и месте, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
По смыслу п. 1.1 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, данные Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории Москвы, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.
Анализ приведенной нормы указывает на то, что ответственность за нарушение Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, несут все юридические и физические лица, являющиеся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.
В рамках рассматриваемого дела была исследована территория, закрепленная за нежилым зданием по адресу: г.Москва, ***. 43, к.3, в котором размещен универсам "Седьмой Континент", что с очевидностью усматривается из акта комиссионного обследования территории, фотоматериала, которым зафиксированы навалы мусора и контейнеры вне специально оборудованного места, принадлежность которых устанавливалась исходя из их места расположения у стен указанного универсама, на котором имелась вывеска "Универсам "Седьмой Континент" 24 часа", в торговом зале вывешены предоставленная Департаментом торговли г.Москвы лицензия на розничную продажу алкогольной продукции в универсаме "Седьмой Континент" по адресу: г.Москва, ***. 43, к.3, санитарно-эпидемиологическое заключение от 07 сентября 2010 года, выданное ОАО "Седьмой Континент" для осуществления розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами в универсаме "Седьмой Континент" по адресу: г.Москва, ***. 43, к.3, с очевидностью свидетельствующие о том, что навал мусора, размещение контейнеров вне специально оборудованного места выявлены были на территории, прилегающей и закрепленной за одноэтажным нежилым зданием, используемым хозяйствующим субъектом АО "Седьмой Континент" под универсам, в связи с чем именно данное АО должно нести ответственность за санитарное содержание пятиметровой зоны.
Ввиду изложенного, подлежат отклонению как несостоятельные утверждения в жалобе о том, что АО "Седьмой Континент" не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, договором аренды не подтвержден факт пользования Обществом нежилым зданием по адресу: г.Москва, ***. 43, к.3.
При этом, факт неудовлетворительного содержания прилегающей к торговому объекту "Седьмой Континент" территории, навал мусора, размещение контейнеров вне специально оборудованного места, стороной защиты в ходе рассмотрения настоящего дела не отрицался.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, ни должностному лицу административного органа, ни суду первой инстанции не представлены доказательства, подтверждающие тот факт, что заявителем приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пунктов 10.1, 3.4, 4.5.18 вышеназванных Правил, тогда как материалы рассматриваемого дела свидетельствуют о том, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у Общества имелась, однако оно бездействовало, что указывает на его вину.
Вопреки доводам жалобы, постановление начальника инспекции ОАТИ г.Москвы N ***/01 от ***года, которым АО "Седьмой Континент" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП г.Москвы, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа, вынесено уполномоченным на то должностным лицом, содержит указание на то, в чем конкретно выразилось правонарушение, в нем приведены пункты Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N1018, нарушение которых вменяется заявителю, указан перечень добытых доказательств, срока давности привлечения к административной ответственности соблюдены, вынесено в отсутствие законного представителя Общества, извещенного о месте и времени рассмотрения дела, копия его для сведения направлена в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности, посредством почты, и получено адресатом 11 июля 2017 года.
Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо ОАТИ г. Москвы и судья районного суда правильно установили обстоятельства дела, и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины АО "Седьмой Континент" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП г.Москвы.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях Общества объективной стороны состава вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов должностного лица и судьи, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу Общества по делу не усматривается.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.10 Закона г.Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях", с учетом характера совершенного правонарушения, выразившегося в нарушении требований к благоустройству города Москвы, степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств, имущественного положения юридического лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом и судьей районного суда соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Принцип презумпции невиновности не нарушен, бремя доказывания распределено с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи районного суда являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление начальника инспекции ОАТИ г. Москвы N***/01 от ***года, решение судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 30 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.10 КоАП города Москвы, в отношении АО "Седьмой Континент" оставить без изменения, жалобу защитника АО "Седьмой Континент" по доверенности Грешневиковой О.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.