Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы защитника Акобяна В.С. по ордеру адвоката Деренича С.Ю. на постановление судьи Кузьминского районного суда г. Москвы от 26 декабря 2017 года, которым гражданин Республики Армения Акобян Вараздат Славикович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выезда из Российской Федерации, с помещением в ЦВСИГ ГУ МВД России по г.Москве,
установил:
***года инспектором ОР ППСП ОП "Жулебинский" ОМВД России по району "Выхино-Жулебино" г.Москвы в отношении гражданина Республики Армения Акобяна Вараздата Славиковича составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Определением врио начальника ОП "Жулебинский" ОМВД России по району "Выхино-Жулебино" г.Москвы от ***года данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Кузьминский районный суд г.Москвы, судьей которого 26 декабря 2017 года вынесено приведенное выше постановление.
Не согласившись с таким постановлением судьи районного суда, защитник по ордеру адвокат Деренич С.Ю. в интересах Акобяна В.С. подал на него в Московский городской суд жалобу, по доводам которой просит его изменить в части назначения дополнительного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного контролируемого выезда, которое счел чрезмерно суровым, с учетом того, что Акобян В.С. на территорию Российской Федерации въезжает неоднократно с 2009 года, ранее в установленном порядке вставал на миграционный учет, пребывал на законных основаниях, к административной ответственности не привлекался, в связи с чем у судьи районного суда имелись основания дли применения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В судебное заседание Акобян В.С. не явился, согласно справке ЦВСИГ ГУ МВД России по г.Москве, выдворен за пределы Российской Федерации через КПП "Домодедово" 26 января 2018 года, обеспечил явку защитника по ордеру адвоката Деренича С.Ю, поддержавшего в полном объеме указанные доводы жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, нахожу обжалуемое постановление судьи районного суда подлежащим отмене в связи со следующим.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, нарушения, предусмотренные частью 1.1 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
По общему правилу, установленному в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
На основании п. 2 ст. 5 того же Федерального закона от 25 июля 2002 года, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом.
Статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусмотрено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Как следует из протокола об административном правонарушении инспектора ОР ППСП ОП "Жулебинский" ОМВД России по району "Выхино-Жулебино" г.Москвы от ***года, в 21.45 час. ***года по адресу: г. Москва, ***, при проверке соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками ОМВД России по району "Выхино-Жулебино" г.Москвы был выявлен гражданин Республики Армения Акобян Вараздат Славикович, прибывший на территорию Российской Федерации *** года в порядке, не требующем получение визы, и который по истечении установленного срока пребывания уклонился от выезда из Российской Федерации, чем нарушил положения п.2 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
При этом, данные обстоятельства сотрудниками полиции были проверены и подтверждены сведениями из миграционной карты *** N***, из досье иностранного гражданина АС ЦБДУИГ "Мигрант".
Между тем, оспариваемым постановлением судьи районного суда от 26 декабря 2017 года гражданин Республики Армения Акобян Вараздат Славикович признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, но в связи с тем, что он не встал на миграционный учет по истечению 15 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, чем нарушил требования ст.20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Данные обстоятельства судья счел надлежащим образом установленными и подтвержденными материалами дела, а вину заявителя в совершении административного правонарушения по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ - доказанной.
С такими выводами судьи районного суда согласиться нельзя ввиду того, что они сделаны без надлежащей проверки всех обстоятельств настоящего дела, а также представленных доказательств, с нарушением норм материального права.
Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с требованиями ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона
По смыслу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении, на что также указано и в п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
На основании ст. ст. 26.1 - 26.2 КоАП РФ, предметом доказывания по делу являются обстоятельства, изложенные как обстоятельства правонарушения в протоколе об административном правонарушении.
Пунктами 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Вместе с тем, при вынесении 26 декабря 2017 года обжалуемого постановления данные требования КоАП РФ судьей районного суда выполнены не были, приведенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства и добытые сотрудниками полиции доказательства судом не проверены и не оценены, изложенные обстоятельства совершения административного правонарушения противоречат материалам дела, событие правонарушения, вмененного в вину Акобяну В.С, надлежащим образом не установлено, в результате чего последний привлечен к административной ответственности за нарушение требований ст.20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", так как не встал на миграционный учет со дня прибытия в место пребывания, которые ему не вменялись, и нарушение которых квалифицируются по ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
Таким образом, действия Акобяна В.С. судьей районного суда квалифицированы по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, а фактически вменено совершение административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.18.8 КоАП РФ.
Указанные существенные нарушения требований КоАП РФ не позволили судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, постановление судьи от 26 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Акобяна В.С. нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
В связи с отменой постановления судьи по указанным основаниям, суд не входит в обсуждение доводов поданных стороной защиты жалоб, так как они подлежат рассмотрению судьей районного суда при новом рассмотрении дела по существу.
С учетом того, что сроки давности привлечения последнего к административной ответственности по данной категории дела, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ, не истекли, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в районный суд.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть приведенные выше нарушения, на основе тщательно исследованных доказательств, к числу которых относится, в том числе, протокол об административном правонарушении, правильно установить событие административного правонарушения, фактические обстоятельства по делу, конкретные даты въезда гражданина Республики Армения Акобяна В.С. на территорию Российской Федерации и истечения установленного ему срока временного пребывания, дать им надлежащую оценку, в случае необходимости истребовать дополнительные доказательства, и с учетом добытого принять законное и обоснованное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Кузьминского районного суда г. Москвы от 26 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Армения Акобяна Вараздата Славиковича отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.