Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ГБУ г.Москвы Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" по доверенности и ордеру адвоката Гудовичевой Л.В. на постановление главного государственного санитарного врача по ЮВАО г.Москвы N31-*** от ***года, на решение судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 07 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении ГБУ г.Москвы Центр социальной помощи семье и детям "Истоки",
установил:
постановлением главного государственного санитарного врача по ЮВАО г.Москвы N31-*** от ***года ГБУ г.Москвы Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с таким актом должностного лица административного органа, сторона защиты обжаловала его в Лефортовский районный суд г. Москвы, решением судьи которого от 07 ноября 2017 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд защитник ГБУ г.Москвы Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" по доверенности и ордеру адвокат Гудовичева Л.В. обжалует приведенные выше постановление должностного лица и решение судьи районного суда по доводам поданной жалобы, указывая на то, что в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ; выводы судьи основаны на неправильном применении и толковании закона; вмененные в качестве нарушений п.п.5.1 и 5.9 СанПиН 2.4.4.3172-14 являются санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, тогда как ГБУ г.Москвы "Истоки" оказывает социальные услуги несовершеннолетним, семьям с детьми, признанными нуждающимися в социальном обслуживании, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в рамках реализации государственной программы, не осуществляет образовательную деятельность, не реализует образовательные программы, не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности; также неправомерной является ссылка судьи на нарушения ГБУ требований СанПиНа 2.2.1\2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
В судебном заседании законный представитель ГБУ г.Москвы Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" в лице директора Власовой О.В. и защитник по доверенности и ордеру адвокат Гудовичева Л.В. приведённые выше доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить, дополнительно ссылаясь на отсутствие в штатном расписании ГБУ "Истоки" педагогов, в расписании занятий - образовательных программ.
Проверив материалы дела, изучив доводы указанной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, оснований для отмены или изменения постановления судьи не нахожу ввиду следующего.
Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Объективная сторона указанного административного правонарушения выражается в нарушении (несоблюдении) гигиенических нормативов, санитарно-эпидемиологических требований, определенных санитарными правилами, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений.
Статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическими требованиями признаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу ст.8, ст. 11 указанного Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека ; и ндивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Статьей 24 того же Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Исходя из положений ст.39 названного Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 17 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная деятельность - это деятельность по реализации образовательных программ.
Статьей 21 того же Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ определено, что образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями; на организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.
Санитарно-эпидемиологические т ребования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей определены в СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 года N41, и в силу пунктов 5.1 и 5.9 которых, уровни естественного и искусственного освещения в помещениях организации дополнительного образования должны соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий и настоящим санитарным правилам, без естественного освещения допускается проектировать снарядные, душевые, туалеты при спортивном зале; умывальные; туалеты для персонала; гардеробные, костюмерные, кладовые и складские помещения; радиоузлы, кинофотолаборатории, книгохранилища; все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии, неисправные и перегоревшие лампы хранятся в отдельном помещении и утилизируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов настоящего дела, в ходе проведения на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по г.Москве N***от ***года внеплановой выездной проверки ГБУ г.Москвы Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" выявлены нарушения требований ст.24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п.5.1 и 5.9 СанПиН 2.4.4.3172-14 " Санитарно-эпидемиологические т ребования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 года N41, так как по состоянию на 16.00 час. ***года по адресу: г.Москва, ***, д.11, в комнате для кружковых занятий и в комнате отдыха имелись четыре перегоревших лампы, по адресу: г. Москва, ***, д.19, корп.1, по состоянию на 15.00 час. ***года в комнате для кружковых занятий на подоконнике расставлены комнатные цветы, что не позволяет проведения равномерного освещения в помещении и рационального использования дневного света, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.4 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе, распоряжением руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве N***от ***года о проведении внеплановой выездной проверки ГБУ г.Москвы Центр социальной помощи семье и детям "Истоки"; уведомлением о проведении проверки, полученным на руки под расписку законным представителем ГБУ Власовой О.В.; актом проверки от ***года, в котором отражены выявленные в ходе проведения проверки нарушения санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей ; фотоматериалом, зафиксировавшим приведенные в акте нарушения; протоколом об административном правонарушении от ***года, составленным по результатам внеплановой выездной проверки в отношении ГБУ г.Москвы Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" по ст.6.4 КоАП РФ, в котором подробно приведено событие административного правонарушение, указаны нормы закона и СанПиНа, нарушение которых вменяется ГБУ, при этом, права лица, привлекаемого к административной ответственности соблюдены, о месте и времени вынесения протокола должностным лицом ГБУ г.Москвы Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" извещено в установленном порядке, в административный орган обеспечена явка законного представителя, которому права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ разъяснены, с протоколом об административном правонарушении он ознакомлен, с ним согласился, копию его получил на руки, о чем имеются его собственноручные подписи, также протокол содержит подпись должностного лица, его составившего, в протоколе отражены все сведения, указанные в ст.28.2 КоАП РФ; предписанием должностного лица N300 об устранении выявленных нарушений санитарных требований от ***года, полученным на руки ***года законным представителем ГБУ.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона уполномоченными на то должностными лицами ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в ЮВАО по г. Москве, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, вина ГБУ г.Москвы Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" во вмененном ему административном правонарушении доказана совокупностью перечисленных выше и исследованных судьей доказательств, которые также согласуются с показаниями допрошенной судом первой инстанции в качестве свидетеля проводившей проверку Шишковой В.В, предупрежденной об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, в порядке ст.17.9 КоАП РФ, полностью подтвердившей обстоятельства совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, изложенные в обжалуемом постановлении.
Поскольку ГБУ г.Москвы Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" в комнатах для кружковых занятий и в комнате отдыха допустило наличие четырех перегоревших ламп, нахождение на подоконнике комнатных цветов, не позволяющее проведению равномерного освещения в помещении и рационального использования дневного света, чем нарушены требования ст.24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 5.1 и 5.9 СанПиН 2.4.4.3172-14 " Санитарно-эпидемиологические т ребования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 года N41, действия заявителя должностным лицом административного органа правильно квалифицированы по ст.6.4 КоАП РФ, и с чем правомерно согласился суд первой инстанции.
На основании ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.
В соответствии с Уставом ГБУ г.Москвы Центр социальной помощи семье и детям "Истоки", данное учреждение осуществляет такие виды деятельности как выявление и дифференцированный учет несовершеннолетних, семей с детьми, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников государственных учреждений стационарного социального обслуживания, нуждающихся в социальной поддержке, определение необходимых им форм помощи и периодичности (постоянно, временно, на разовой основе) ее предоставления; полустационарное социальное обслуживание несовершеннолетних, семей с детьми, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников государственных учреждений стационарного социального обслуживания в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в социальном обслуживании; полустационарное социальное обслуживание несовершеннолетних в форме дневного пребывания; комплексная реабилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в полустационарной форме; оказание несовершеннолетним, семьям с детьми, а также лицам изБчисла детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - выпускникам государственных учреждений стационарного социального обслуживания, социально-экономических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-психологических, социально-бытовых, социально-консультативных, санитарно-гигиенических, культурно-досуговых, консультативных услуг при условии соблюдения принципов адресности и преемственности помощи; участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав: выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семей, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах; осуществление социальной реабилитации этих лиц, оказание им необходимой помощи в соответствии с разработанными индивидуальными программами реабилитации; осуществление, в пределах компетенции Учреждения индивидуальной профилактической работы с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в Учреждении, а также оказание содействия в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства; осуществление социального патронажа и социального сопровождения семей, детей и отдельных граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании; проведение работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав, участие в работе по предупреждению алкоголизма, наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних; осуществление социального патроната над детьми, нуждающимися в помощи государства.
Согласно представленным в материалы дела выпискам из штатного расписания, плана мероприятий на год, общей информации о ГБУ г.Москвы Центр социальной помощи семье и детям "Истоки", размещенной на официальном сайте учреждения в сети Интернет, в штате указанного юридического лица имеются психологи, специалисты по социальной работе, руководители кружков, учреждение оказывает, в том числе, услуги психологов и педагогов, юридические консультации, проводит культурно-досуговую работу с детьми, включая викторины, игры, психологические занятия, занятия по рисованию, творческие мастерские, беседы с детьми и родителями, игровые занятия, конкурсы, акции, эстафеты.
Учитывая вышеизложенное, ГБУ г.Москвы Центр социальной помощи семье и детям "Истоки", будучи учреждением, оказывающим на безвозмездной основе комплексную государственную социальную помощь и поддержку семьям с несовершеннолетними детьми, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выпускникам государственных учреждений стационарного социального обслуживания, осуществляющим обучение детей и граждан, желающих стать опекунами, попечителями по целевым программам, разработанным специалистами учреждения, с очевидностью относится к числу организаций, осуществляющих образовательные функции, и в связи с чем обязано соблюдать требования Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.4.4.3172-14 " Санитарно-эпидемиологические т ребования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 года N41.
Ввиду изложенного, подлежат отклонению как несостоятельные доводы жалобы о том, что вмененные в качестве нарушений п.п.5.1 и 5.9 СанПиН 2.4.4.3172-14 являются санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, тогда как ГБУ г.Москвы "Истоки" не осуществляет образовательную деятельность, не реализует образовательные программы, не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Также не могут повлиять на законность оспариваемых актов доводы жалобы о неправомерной ссылки судьи в решении на пункт 1.4 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 08 апреля 2003 года N 34 "О введении в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных пунктов. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарные правила и нормы", разделом 2 которого установлены гигиенические требования к естественному освещению помещений жилых и нежилых зданий, поскольку нарушение данного СанПиН заявителю судьей не вменяется, он приведен в качестве общей нормы, подлежащей соблюдению гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Поскольку ходатайство законного представителя ГБУ г.Москвы Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" в лице директора Власовой О.В. об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа рассмотрено в установленном законом порядке, по правилам ст. 24.4 КоАП РФ, с вынесением ***года определения об отказе в его удовлетворении, содержащим подробное и мотивированное описание оснований отказа, судья районного суда обоснованно счел несостоятельными утверждения стороны защиты о нарушении права юридического лица на защиту в связи с отказом в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в данном случае в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ГБУ г.Москвы Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Должностным лицом административного органа и судьей районного суда, в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу требований ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее административное правонарушение по ст.6.4 КоАП РФ, виновность данного лица в его совершении.
Каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости должностного лица и судьи районного суда при рассмотрении дела, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности ими не нарушен.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях ГБУ объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции ст. 6.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера деятельности юридического лица, допускающего нарушения санитарных правил и норм, является справедливым и соразмерным содеянному, обеспечивает достижение целей и задач административного судопроизводства.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену оспариваемых актов, не имеется.
При таких обстоятельствах, постановление главного государственного санитарного врача по ЮВАО г.Москвы N31-*** от ***года, решение судьи Лефортовского районного суда г.Москвы от 07 ноября 2017 года являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения, в том числе по доводам поданной стороной защиты жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление главного государственного санитарного врача по ЮВАО г.Москвы N31-*** от ***года, решение судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 07 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении ГБУ г.Москвы Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности и ордеру адвоката Гудовичевой Л.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.