Судья Московского городского суда Панкова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО "Стар Бет" Тащеева Н.А. на постановление судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 20 сентября 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Стар Бет",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 20 сентября 2017 г. ООО "Стар Бет" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.
В настоящей жалобе генеральный директор Общества Тащеева Н.А. выражая несогласие с постановлением судьи районного суда, просит о его отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на то, что дело было рассмотрено судьей первой инстанции без учета характера совершенного правонарушения, степени вины и наступивших последствий, конкретных обстоятельств дела; Обществу не было известно о наличии в здании медицинской организации, учитывая, что данное здание является торгово-офисным центром площадью более 1500 кв.м.; ООО "Дан-Стом" фактически не осуществляло медицинскую деятельность, в связи с чем осмотр территории и помещений этой организации не проводился и не мог быть проведен, а в материалах дела отсутствуют объяснения представителя ООО "Дан-Стом". В жалобе законный представитель ООО "Стар Бет" Тащеев Н.А. также указывает на чрезмерную суровость назначенного Обществу наказания в виде административного штрафа, размер которого, по его мнению, не соответствует характеру совершенного правонарушения и может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и его работников.
В судебное заседание Московского городского суда явился защитник ООО "Стар Бет" Кочемасов А.Н, который поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Кочемасова А.Н, проверив доводы жалобы, нахожу постановление судьи районного суда законным и обоснованным.
Согласно подп. "г" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2011 г. N 1130, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, являются, в том числе обеспечение соискателем лицензии (лицензиатом) выполнения требований статьи 15 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Пунктом 2 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлено, что букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок не могут быть расположены, помимо прочего, в объектах жилищного фонда, объектах незавершенного строительства, во временных постройках, в киосках, под навесами и в других подобных постройках; в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены детские, образовательные, медицинские, санаторно-курортные учреждения.
Согласно ч. 3 указанной статьи букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок также не могут быть расположены на земельных участках, на которых расположены указанные в части 2 настоящей статьи объекты.
В соответствии с п. 7 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах осуществление лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом грубым нарушением является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных, в том числе подп. "г" п. 4 настоящего Положения.
Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением лицензионных требований влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела, в период с 06 апреля 2017 г. по 28 апреля 2017 г. должностными лицами ИФНС России N 27 по г. Москве на основании распоряжения начальника Инспекции от 05 апреля 2017 г. N 04-2017 в отношении ООО "Стар Бет" (юридический адрес: *), осуществляющего деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализатора по адресу: *, на основании лицензии от 14 марта 2012 г. N 12, проведена выездная внеплановая проверка.
В ходе проверки произведен осмотр помещения букмекерской конторы, расположенной по вышеуказанному адресу, в результате которого установлено, что в нарушение требования подп. "г" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах и п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 15 Федерального закона N244-ФЗ от 29 декабря 2006 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" пункт приема ставок букмекерской конторы Общества располагается в границах земельного участка с кадастровым номером *, в одном здании с медицинским учреждением "Стоматология", принадлежащем ООО "Дан-Стом", осуществляющим деятельность от 12 января 2015 г. на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности N ЛО-77-01-009580.
28 апреля 2017 г. по факту выявленного нарушения главным государственным налоговым инспектором ИФНС России по г. Москве N 27 в отношении ООО "Стар Бет" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, на основании которого постановлением судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 20 сентября 2017 г. Общество привлечено к административной ответственности.
Факт совершения ООО "Стар Бет" административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств: заявлением Рия В.И. о нарушении требований законодательства, распоряжением от 05 апреля 2017 г. о проведении внеплановой выездной проверки, актом проверки от 18 апреля 2017 г, протоколом об административном правонарушении, протоколом осмотра помещения от 12 апреля 2017 г, договором аренды N 07-00555/03 от 06 октября 2003 г. и дополнительным соглашением к договору, договором купли-продажи недвижимости N 59-3512 от 08 июля 2016 г, выпиской из ЕГРП, лицензией на осуществление медицинской деятельности N ЛО-77-01-009580 от 12 января 2015 г, показаниями инспектора ИФНС России N 27 по г. Москве М. Д.Н. допрошенного в судебном заседании суда первой инстанции в качестве свидетеля и другими материалами дела.
Таким образом, действия ООО "Стар Бет" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции, полно выяснив имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке ст. 26.11 КоАП РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
Довод жалобы о том, что Обществу не было известно о нахождении в одном здании с пунктом приема ставок букмекерской конторы медицинского учреждения "Стоматология", не может служить основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку данное обстоятельство не влияет на квалификацию действий ООО "Стар Бет" и не свидетельствует об отсутствии его вины в совершении вменяемого правонарушения. ООО "Стар Бет" является юридическим лицом, самостоятельно осуществляющим коммерческую деятельность, отвечающим за ее результаты и несущим риск убытков, связанных с этой деятельностью. Исходя из предмета и целей деятельности Общества оно обязано самостоятельно обеспечивать свое функционирование с соблюдением требований закона, в том числе регламентирующих соответствующий вид деятельности. Механизмы и способы такого обеспечения относятся к компетенции Общества, отвечающего за ненадлежащую реализацию своих функций. Таким образом, обеспечение реальной возможности осуществлять деятельность, связанную с организацией и проведением азартных игр, в строгом соответствии с требованиями закона является обязанностью ООО "Стар-Бет", невыполнение которой, повлекшее нарушение установленных правил и норм, является виновным, и ответственность за него подлежит возложению на Общество, которое в данном случае не приняло всех необходимых и достаточных мер для соблюдения лицензионных требований.
Довод заявителя о том, что на момент проверки "Стоматология", принадлежащая ООО "Дан-Стом", фактически не осуществляла медицинскую деятельность, подтверждением чему может служить отсутствие в материалах дела письменных объяснений представителя этого медицинского учреждения, а также тот факт, что осмотр его территории и помещений не производился, судья районного суда правомерно счел необоснованным.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
В п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ определено понятие медицинской организации, под которой понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.
Согласно п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Из анализа приведенных норм следует, что законодательное ограничение осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены, в том числе медицинские учреждения, относится ко всем медицинским организациям, осуществляющим деятельность в сфере оказания медицинских услуг на основании выданных в установленном порядке лицензий. Поскольку у ООО "Дан-Стом" имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности N ЛО-77-01-009580, выданная Департаментом здравоохранения г. Москвы 12 января 2015 г. бессрочно (л.д. 50-51), то оно является медицинским учреждением, в том смысле, который придает данному понятию п. 2 ч. 2 ст. 15 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Довод жалобы о чрезмерной суровости назначенного Обществу наказания в виде административного штрафа со ссылкой на то, что его размер не соответствует характеру совершенного правонарушения и может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и его работников, а также на то, что выявленное правонарушение не повлекло и не могло повлечь наступление существенного вреда охраняемым законом интересам, несостоятелен.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, ст. 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Вместе с тем оснований для применения положений ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в данном случае не усматривается. Избранная в отношении Общества мера административного наказания в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, является справедливой и соразмерной содеянному, она соответствует характеру совершенного Обществом административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественному и финансовому положению.
Доказательств невозможности исполнения Обществом назначенного наказания заявителем не представлено, равно как не представлено доказательств того, что с учетом конкретных обстоятельств данного дела, наложенный на него административный штраф в размере 500 000 руб. является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица.
С письменным заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения постановления о назначении административного наказания в порядке, предусмотренном ст. 31.5 КоАП РФ, Общество также не обращалось.
Таким образом, судья районного суда, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания и соразмерности возможных ограничений прав и законных интересов юридического лица, обоснованно не усмотрел оснований для наложения на ООО "Стар Бет" административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Обществу в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с выводами судьи районного суда не свидетельствует о том, что им допущены существенные нарушения КоАП РФ (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 20 сентября 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Стар Бет" оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО "Стар Бет" Тащеева Н.А - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.В. Панкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.