Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора Артамоновой О.Н. дела по жалобам защитника ООО "***" по доверенности *** на постановления заместителя главного государственного инспектора района ЮАО г. Москвы по пожарному надзору, заместителя начальника 3 регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по ЮАО Главного Управления МЧС России *** от 17 ноября 2016 года N N ***, ***, ***, решения судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 18 октября 2017 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью "***" (далее - ООО "***"),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора района ЮАО г. Москвы по пожарному надзору, заместителя начальника 3 регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по ЮАО Главного Управления МЧС России от 17 ноября 2016 года N ***, оставленным без изменения решением судьи Чертановского суда г. Москвы от 18 октября 2017 года, ООО "***" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора района ЮАО г. Москвы по пожарному надзору, заместителя начальника 3 регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по ЮАО Главного Управления МЧС России от 17 ноября 2016 года N ***, оставленным без изменения решением судьи Чертановского суда г. Москвы от 18 октября 2017 года, ООО "***" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора района ЮАО г. Москвы по пожарному надзору, заместителя начальника 3 регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по ЮАО Главного Управления МЧС России от 17 ноября 2016 года N ***, оставленным без изменения решением судьи Чертановского суда г. Москвы от 18 октября 2017 года, ООО "***" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с данными постановлениями, защитник ООО "***" по доверенности Казанцев С.Ю. обратился в Московский городской суд с жалобами, в которых просит постановления и решения отменить, считая их незаконными и необоснованными, поскольку судьей не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, судьей не исследованы полно и всесторонне имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана неправильная оценка, допущено нарушение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании явилась защитник ООО "***" по доверенности Петрунина И.В, которая жалобу и доводы, изложенные в ней, поддержала в полном объеме.
Прокурор Артамонова О.Н. в судебном заседании против удовлетворения жалоб возражала, согласившись с решениями судьи и постановлениями должностного лица административного органа.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника Петрунину И.В, прокурора Артамонову О.Н, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения) гласит, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения) нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 20.4 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения) нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, 19 сентября 2016 года прокуратурой ЮАО г. Москвы во исполнение поручения прокуратуры г. Москвы "О проверки соблюдения требований пожарной безопасности, миграционного и трудового законодательства", с привлечением специалистов 3 РОНПР Управления по ЮАО Главного управления МЧС России по г. Москве проведена проверка соблюдения противопожарного законодательства на территории объекта ОАО "Каспийск", расположенного по адресу: г. Москва, Электролитный проезд, д. 10.
В ходе осмотра нежилых помещений, площадью 195, 4 кв. м, арендуемых ООО "***" (договор субаренды N БК-15 от 01.07.2016 года, под складские цели), расположенных по вышеназванному адресу, выявлены нарушения в области пожарной безопасности, а именно:
-сотрудники организации не прошедшие инструктаж по мерам пожарной безопасности допущены к работе (нарушение пункта 3 ППР в РФ);
-в помещении отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны (нарушен пункт 6 ППР в РФ);
-не ведется учет осмотра, проверок и перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения (нарушен пункт 478 ППР в РФ);
-помещения не обеспечены огнетушителями согласно нормам пожарной безопасности (нарушен пункт 478 ППР в РФ);
-допускается загромождение эвакуационных путей (коридоров) предметами мебели (нарушен подпункт "Б" пункта 36 ППР в РФ).
Действия ООО "***" квалифицированы по части 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Данные обстоятельства и вина ООО "***" в совершении вмененных административных правонарушений подтверждается: постановлениями и.о. прокурора ЮАО г. Москвы о возбуждении дела об административном правонарушении от 28 октября 2016 года в отношении ООО "***"; актом о результатах проверки от 19 сентября 2016 года; уведомлениями о явке в прокуратуру для составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; договором аренды нежилых помещений заключенного 29 апреля 2015 года за N Б-001 между ОАО "Каспийск" и ООО "Бакштаг"; актом приема передачи в аренду нежилых помещений от 01 мая 2015 года; договором аренды нежилых помещений заключенного 01 апреля 2016 года за N В-001 между ОАО "Каспийск" и ООО "Бакштаг"; актом приема передачи в аренду нежилых помещений от 01 апреля 2016 года; договором субаренды нежилого помещения заключенного 01 июля 2016 года между ООО "Бакштаг" и ООО "***", последний по акту приема передачи от 01 июля 2016 года получил в субаренду нежилые помещения: 2-й этаж X N N 3, 4; строение 4, общей площадью 195 кв. м по адресу: г. Москва, Электролитный проезд, д. 10 под цели: склад, офис; правоустанавливающими документами ООО "***", иными доказательствами, имеющимися в деле.
Указанные доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО "***" приняты все зависящие меры по соблюдению Правил пожарной безопасности.
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований Правил обществом не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, действия ООО "***" по части 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о совершении ООО "***" административных правонарушений, предусмотренных частью 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Доводы настоящей жалобы повторяют ранее изложенные в районном суде основания, были предметом рассмотрения в районном суде и не влекут отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, так как направлены на переоценку исследованных судьёй доказательств и не опровергают вывод о наличии в действиях ООО "***" состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы в ходе рассмотрения дела судьей Чертановского районного суда г. Москвы в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию. В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, которое нарушило требования пожарной безопасности, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Допрос в качестве свидетелей сотрудника МЧС Гочияева А.А. и Фаттяхетдинова И.А. произведен судьей районного суда в порядке статей 17.9, 25.6 КоАП РФ, их показания оценены в порядке статьи 26.11 КоАП РФ, не согласиться с которой оснований не имеется. При рассмотрение дела судьей, сотрудник МЧС Гочияев А.А. действовал в пределах своих полномочий, его показания были отражены в решении суда, не согласие защиты с этими показаниями, не влечет их недопустимость как доказательства по делу.
Постановления о привлечении ООО "***" к административной ответственности вынесены должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, имелись основания для рассмотрения указанных дел в рамках одного производства и назначения наказания с учетом положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При вынесении заместителем главного государственного инспектора района ЮАО г. Москвы по пожарному надзору, заместителем начальника 3 регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по ЮАО Главного Управления МЧС России Пупковым И.Н. постановлений от 17 ноября 2016 года N N ***, ***, ***, а также при пересмотре указанных постановлений судьей Чертановского районного суда г. Москвы 18 октября 2017 года положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ учтены не были.
Рассмотрение возбужденных в отношении ООО "***" дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, подведомственно одному должностному лицу.
Кроме того, вступившим в законную силу 09 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" части 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ утратили силу, а часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ изложена в следующей редакции: " Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Поскольку постановления о назначении административного наказания в отношении ООО "***" на момент рассмотрения настоящей жалобы не исполнены, на общество распространяются положения названного выше Федерального закона.
В связи с указанным обстоятельством, действия ООО "***" подлежат переквалификации с частей 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ на часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ).
Названные дела об административных правонарушениях в отношении ООО "***" по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ подлежат объединению в одно производство, с разрешением вопроса о назначении одного наказания с учетом положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, что составит 150 000 рублей.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Рассмотренные в отношении ООО "***" дела об административных правонарушениях по частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объединить в одно производство.
Постановления заместителя главного государственного инспектора района ЮАО г. Москвы по пожарному надзору, заместителя начальника 3 регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по ЮАО Главного Управления МЧС России от 17 ноября 2016 года N N ***, ***, ***, решения судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 18 октября 2017 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "***", изменить, переквалифицировать действия ООО "***" с частей 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ), и, назначить ООО "***" административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В остальной части указанные постановления и решения оставить без изменения, жалобы защитника ООО "***" по доверенности *** - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.