Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании представителя наименование организации по доверенности фио на решение судьи Останкинского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
"Постановление заместителя главного государственного инспектора адрес в области охраны окружающей среды фио от дата N 0810-904/2014-1, которым наименование организации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере сумма оставить без изменения, жалобу представителя наименование организации по доверенности фио - без удовлетворения",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора адрес в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля ДПиООС года N 0810-904/2014-1 от дата наименование организации привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, по которому назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи районного суда указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, представителем наименование организации по доверенности фио подана жалоба в Московский городской суд, в которой она ставит вопрос об их отмене, прекращении производства по делу по доводам, изложенным в жалобе, ссылаясь на необоснованность выводов суда о доказанности вины Общества в совершении вмененного правонарушения, а также на тот факт, что из оспариваемого постановления не представляется возможным установить, что выявленные в ходе проверки отходы образовались исключительно в результате деятельности общества.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя наименование организации по доверенности фио, поддержавшую доводы жалобы, нахожу обжалуемое решение судьи, постановление должностного лица законными и обоснованными, не подлежащими отмене или изменению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до сумма прописью; на должностных лиц - от десяти тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от дата N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от дата N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 3 Закона адрес от дата N 68 "Об отходах производства и потребления в адрес" установлены основные принципы обращения с отходами являются: 1) охрана и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; 2) ответственность органов государственной власти адрес за обеспечение благоприятной окружающей среды и безопасных условий проживания человека в процессе обращения с отходами;3) минимизация образования отходов и уменьшение степени их опасности;4) разделение отходов при их сборе и подготовке к переработке;5) приоритет переработки отходов перед их уничтожением;6) приоритет уничтожения отходов перед их захоронением;?) недопущение организации свалок отходов и захламления территории; 8) развитие рынка вторичных материальных ресурсов и вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья;9) ответственность субъектов хозяйственной и иной деятельности за раздельный сбор вторичных материальных ресурсов и их переработку (обработку) во вторичное сырье; 10) возмещение вреда, причиненного окружающей среде, и направление средств, полученных в счет возмещения, на природоохранные мероприятия; 11) использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот; 12) доступность информации в области обращения с отходами; 13) участие в межрегиональном сотрудничестве в области обращения с отходами.
Положениями ст. 7 Закона адрес от дата установлено, что производители отходов - субъекты хозяйственной и иной деятельности при осуществлении деятельности по обращению с отходами обязаны: 1) соблюдать требования к обращению с отходами, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, законами и иными нормативными правовыми актами адрес; 2) использовать малоотходные технологии на основе современных научно-технических достижений; 3) обеспечивать раздельный сбор, сортировку, обезвреживание, транспортирование отходов; 4) выполнять мероприятия по складированию, консервации и сохранению отходов, которые временно не используются; 5) обеспечивать раздельный сбор, временное хранение вторичных материальных ресурсов (металл, стекло, текстиль, макулатура, тара, упаковка, полимерные материалы, резина, реактивы, технические жидкости и масла, бытовые приборы и оборудование, электротехническое и электронное оборудование, электрические батарейки, ртутные термометры, продукты сельского хозяйства и иные виды вторичных материальных ресурсов); 6) не допускать смешивание отходов, передаваемых на переработку, если такое смешивание запрещено применяемыми технологиями переработки отходов; 7) при ввозе на территорию адрес вторичных материальных ресурсов для переработки (обработки) во вторичное сырье иметь договор на переработку (обработку) вторичных материальных ресурсов во вторичное сырье с организацией, осуществляющей переработку (обработку) вторичных материальных ресурсов во вторичное сырье, расположенной на территории адрес, и предварительно уведомлять о нем уполномоченный орган; 8) вести учет образуемых, накапливаемых, перерабатываемых, обезвреживаемых, уничтожаемых и вывозимых для захоронения отходов; 9) предоставлять уполномоченному органу и органу исполнительной власти адрес, осуществляющему государственное управление в области охраны окружающей среды, информацию об обращении с отходами; 10) возмещать в установленном порядке вред, причиненный окружающей среде, здоровью и имуществу человека в результате нарушений законодательства в области обращения с отходами, норм и правил обращения с отходами.
Согласно ч. 2 ст. 7 Закона адрес от дата производители отходов - физические лица обязаны: 1) соблюдать федеральное законодательство и законодательство адрес в области обращения с отходами, санитарно-эпидемиологические, ветеринарно-санитарные, экологические и иные нормы и правила обращения с отходами; 2) принимать меры по предупреждению негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека; 3) своевременно информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления о нарушениях норм и правил обращения с отходами, возникновении чрезвычайных ситуаций при обращении с отходами; 4) возмещать в установленном порядке вред, причиненный окружающей среде, здоровью и имуществу человека в результате нарушений законодательства в области обращения с отходами, норм и правил обращения с отходами.
В соответствии со ст. 8 Закона адрес от дата деятельность по сбору, хранению, переработке и обезвреживанию отходов осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов адрес, инструктивных и методических документов, стандартов, нормативов и правил, утвержденных в установленном порядке.
Сбор отходов должен осуществляться раздельным способом в соответствии с установленными классами опасности отходов, физическими свойствами и агрегатным состоянием отходов, содержанием в составе отходов летучих компонентов, особенностями последующего жизненного цикла отходов и существующими технологиями по их переработке, обезвреживанию и уничтожению.
Временное хранение отходов до их переработки, обезвреживания, уничтожения, использования или размещения должно осуществляться с учетом классов опасности, физических свойств и агрегатного состояния отходов в местах, специально оборудованных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических и иных норм и правил.
В соответствии ст. 1 ФЗ от дата N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 11 ФЗ от дата N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В соответствии с ФККО, а также постановлением Правительства от дата N981-ПП "Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями адрес на занимаемых земельных участках" отработанные ртутьсодержащие лампы относятся к 1 классу опасности.
Пунктом 3.13.4 Постановления Правительства Москвы от дата N 981-ПП "Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями адрес на занимаемых земельных участках" предусмотрено, что размещаемые отходы производства и потребления должны складироваться таким образом, чтобы исключалась возможность их падения, опрокидывания, разливания, обеспечивалась доступность и безопасность их погрузки для отправки на специализированные предприятия для обезвреживания, переработки или утилизации.
Пунктом 3.13.5. Постановления Правительства Москвы от дата N 981-ПП "Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями адрес на занимаемых земельных участках" способы складирования (в штабели, пакеты и т.п.) отходов производства и потребления в местах временного хранения должны обеспечивать:-устойчивость штабелей, пакетов и грузов, находящихся в укладках;- механизированную разборку штабеля и подъем груза навесными захватами подъемно-транспортного оборудования;- безопасность работающего на штабеле или около него;- возможность применения и нормального функционирования средств защиты работающих и пожарной техники;- циркуляцию воздушных потоков при естественной и искусственной вентиляции в закрытых складах;- соблюдение требований к охранным зонам линий электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.
Согласно п. 3.5 приложения к постановлению Правительства от дата N 981-ПП "Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями адрес на занимаемых земельных участках", обязанностью юридических и физических лиц, осуществляющих обращение с отходами производства и потребления, является обеспечение раздельного сбора образующихся отходов в соответствии с их видом, классом опасности в зависимости от их свойств, содержанием в составе отходов токсичных веществ, агрегатным состоянием, физическими свойствами и другими признакими.
Согласно п. 4.1 вышеназванного Постановления, временное хранение отходов производства и потребления на территориях природопользователей осуществляется в специально отведенных и оборудованных для этой цели местах (на площадках временного хранения отходов).
В соответствии с п. 4.9 вышеуказанного Постановления, для хранения отходов производства и потребления I-III классов опасности в зависимости от их свойств, в зависимости от агрегатного состояния и физических свойств необходимо использовать закрытую и/или герметичную тару: - металлические или пластиковые контейнеры, лари, ящики и др.; -металлические или пластиковые бочки, баки, баллоны, стеклянные емкости и др.; -прорезиненные или полиэтиленовые пакеты, бумажные, картонные, тканевые мешки, кули и др.
Судом установлено и из материалов настоящего дела следует, что Останкинской межрайонной прокуратурой адрес совместно с ТО управления Роспотребнадзора по адрес с время по время дата проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства в деятельности наименование организации, расположенного по адресу: адрес.
При проведении проверки установлено, что в ходе своей хозяйственной деятельности у наименование организации образуются собственные отходы потребления в виде I-IV класса опасности: отработанные люминисцентные лампы, ТБО, отработанные масла, отработанные проявители, отработанная смывка, обтирочный материал. В ходе проведения выездной проверки, из анализа представленных материалов установлено, что наименование организации отсутствует: специальное место для хранения отходов 1 класса опасности, обустроенное в соответствии с действующим законодательством. В ходе проверки по указанному адресу было выявлено хранение отработанных ртутьсодержащих ламп вне специально отведенного места, а именно: в туалетном помещении. Также было установлено, что место для хранения отработанных ртутьсодержащих ламп отсутсвует.
Действия наименование организации квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность наименование организации подтверждаются следующими доказательствами:
постановлением заместителем Останкинского межрайонного прокурора адрес о возбуждении дела об административном правонарушении от дата в отношении наименование организации по ст. 8.2 КоАП РФ;
- копиями свидетельств о постановке на учет юридических лиц в отношении наименование организации;
- копией свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ;
- копией приказа о дата ;
- копией свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе;
- свидетельство о государственной регистрации права;
-копией должностной инструкции директора магазина;
- копией устава наименование организации;
- письменными объяснениями от дата фио, о том, что в магазине не предусмотрено специальных помещений для хранения использованных ламп, скорее всего использованные лампы нe успели утилизировать, так как в этот день в магазине проводились работы по замене лампы в торговом зале;
- справкой помощника Останкинского межрайонного прокурора адрес от дата, согласно которой, помощником прокурора совместно с ТО управления Роспотребнадзора по адрес с время по время дата проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства в деятельности наименование организации, расположенного по адресу: адрес. В ходе проверки выявлены использованные люминесцентные ртутьсодержащие лампы, которые находились в туалетном помещении, за складским помещением, без специальных чехлов;
- фотоматериалом.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности наименование организации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины наименование организации в его совершении.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных требований закона.
С учетом изложенного, суд пришел к правомерному выводу о наличии в действиях наименование организации состава вмененного административного правонарушения.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях наименование организации.
Утверждение заявителя о том, что должностным лицом нарушен порядок привлечения юридического лица к административной ответственности, поскольку, обжалуемое постановление было вынесено в отсутствие законного представителя юридического лица, доказательства надлежащего извещения законного представителя юридического лица в материалах дела отсутствуют, является необоснованным, поскольку, из материалов дела следует, что копия определения о времени, месте и вызове лиц на рассмотрение дела об административном правонарушении от дата, о рассмотрении дела об административном правонарушении на дата на время, направлено по почте, и согласно почтовому уведомлению было вручено наименование организации дата
Довод заявителя о том, что проверка, по результатам которой Общество привлечено к административной ответственности, была проведена с грубыми нарушениями требований Федерального закона от дата N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку о проведении проверки Общество не было уведомлено, несостоятелен. В рассматриваемой ситуации нарушения выявлены прокуратурой в результате осуществления мероприятий прокурорского надзора. В силу прямого указания в п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от дата N 294-ФЗ его положения не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
В силу ст. ст. 21, 22 Федерального закона от дата N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Доводы о том, что у прокуратуры отсутствовали законные основания для проведения проверки, подлежат отклонению, поскольку, наделяя прокуратуру полномочиями по проверке исполнения законов, положения Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" не конкретизируют перечень поводов для проведения такой проверки и не ограничивают компетенцию прокурора в решении вопроса о наличии оснований для принятия необходимых мер.
Доводы жалобы о том, что при проведении осмотра территории были нарушены требования статьи 27.8 КоАП РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку из материалов дела не усматривается, что по данному делу в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении составлялся соответствующий протокол осмотра, обязательность составления которого предусмотрена статьей 27.8 КоАП РФ.
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3,5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора адрес в области охраны окружающей среды N 0810-904/2014-1 от дата и решение судьи Останкинского районного суда адрес от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении наименование организации оставить без изменения, жалобу представителя наименование организации по доверенности фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.