Судья Московского городского суда Панкова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Тарабеи М.Д. в защиту ООО "реСтор" на постановление начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по ЦАО N 3 УФССП России по г. Москве от 23 декабря 2016 г. и решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 16 октября 2017 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении ООО "реСтор",
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по ЦАО N 3 УФССП России по г. Москве от 23 декабря 2016 г. ООО "реСтор" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей.
Решением судьи Басманного районного суда г. Москвы от 16 октября 2017 г. указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО "реСтор" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, заявитель ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебного решения, ссылаясь на то, что в ходе производства по делу об административном правонарушении были допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, поскольку о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и о рассмотрении дела Общество не было надлежащим образом уведомлено.
В судебное заседание Московского городского суда явился защитник ООО "реСтор" Тарабеи М.Д, который поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Тарабеи М.Д, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Исходя из положений данной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении - это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно части 4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений ст. 28.2, ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых ст. 28.2 КоАП РФ к порядку составления протокола об административном правонарушении влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишает его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Как следует из материалов дела, 28 декабря 2015 г. судебным приставом-исполнителем Таганского РОСП на основании исполнительного листа от 31 июля 2013 г. N 2-1575/2013, выданного Таганским районным судом г. Москвы, предметом исполнения требований которого доведение до сведения потребителей решения суда в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу через средство массовой информации - Российское агентство новостей потребительского рынка "РОСПОТРЕБИНФОРМ" ( www. rospotrebinform ), возбуждено исполнительное производство N 27060/15/77019-ИП.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства ООО "реСтор" установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требования, содержащегося в исполнительном листе.
Учитывая, что в установленный срок названное требование судебного пристава-исполнителя ООО "реСтор" не исполнило, 25 ноября 2016 г. в отношении Общества вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и выдано требование об исполнении содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок до 20 декабря 2016 г.
Кроме того, в данном требовании указано, что в случае его неисполнения в срок до 13 часов 00 минут 20 декабря 2016 г. в 15 часов 30 минут 20 декабря 2016 г. по адресу: *, судебным приставом-исполнителем в отношении ООО "реСтор" будет составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ (л.д. 54).
20 декабря 2016 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по ЦАО N 3 УФССП России по Москве в отношении ООО "реСтор" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в котором отмечено, что представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, на его составление не явился (л.д. 56-57).
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что ООО "реСтор" извещалось о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а содержащееся в вышеупомянутом требовании указание на то, что в случае его неисполнения такой протокол будет составлен, не может расцениваться в качестве надлежащего извещения. Более того, сведений о направлении названного требования в адрес ООО "реСтор" и его получения лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в материалах дела не имеется.
Доказательства, подтверждающих факт направления ООО "реСтор" копии протокола об административном правонарушении, в деле также отсутствуют.
Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что требования ст. 28.2 КоАП РФ должностным лицом не соблюдены.
Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст. 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Между тем в настоящее время такая возможность утрачена, поскольку возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное нарушение требований названного Кодекса является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также на законность принятых решений, однако, оставлено судом первой инстанции без внимания вопреки положениям ст.ст. 24.1, 26.1 названного Кодекса.
По делу имеются и другие процессуальные нарушения требований КоАП РФ.
В частности, из материалов дела усматривается, что данное дело об административном правонарушении было рассмотрено должностным лицом административного органа в отсутствие представителя ООО "реСтор", однако сведений об извещении Общества о месте и времени рассмотрения дела нет.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, что повлекло нарушение права ООО "реСтор" на защиту.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по ЦАО N 3 УФССП России по г. Москве от 23 декабря 2016 г. и решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 16 октября 2017 г, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении ООО "реСтор" подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении ООО "реСтор" подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу Тарабеи М.Д. в защиту ООО "реСтор" удовлетворить.
Постановление начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по ЦАО N 3 УФССП России по г. Москве от 23 декабря 2016 г. и решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 16 октября 2017 г, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении ООО "реСтор" отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу решения.
Судья Московского городского суда О.В. Панкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.