Судья Московского городского суда Панкова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шикина П.Е. в защиту ГКУ г. Москвы "Центр организации дорожного движения Правительства Москвы" (далее - ГКУ ЦОДД) на постановление судьи Гагаринского районного суда г. Москвы от 04 декабря 2017 г., вынесенное в отношении ГКУ ЦОДД по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Гагаринского районного суда г. Москвы от 04 декабря 2017 г. ГКУ ЦОДД признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 (двести тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, заявитель просит об отмене названного постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на то, что на участке дороги, относящемся к месту совершения вменяемого Учреждению административного правонарушения, ООО "МиланСтрой" проводились строительные работы по заказу ГКУ "УКРиС", в состав которых входили работы по установке светофорных объектов, при этом обязанность по их содержанию и восстановлению из работы была возложена на подрядчика ООО "МиланСтрой", подтверждением чему может служить письмо ГКУ "УКРиС" от 08 ноября 2017 г.; вывод судьи районного суда о непредставлении ГКУ ЦОДД доказательств передачи светофорного объекта по адресу: *, на временный баланс строительной организации, проводившей работы по благоустройству территории, не основан на законе, который не содержит понятия временного баланса. В жалобе заявитель также указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а именно: п. 7 постановления Правительства Москвы от 07 декабря 1999 г. N 1129, который, как отмечает Учреждение, не устанавливает его ответственность за содержание всех технических средств организации дорожного движения в г. Москве.
В судебное заседание Московского городского суда явился защитник ГКУ ЦОДД Шикин П.Е, который поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Шикина П.Е, проверив доводы жалобы, нахожу постановление судьи Гагаринского районного суда г. Москвы от 04 декабря 2017 г. законным и обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 1.5 ПДД РФ участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Основные положения), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Как следует из материалов дела, 08 сентября 2017 г. в 00 часов 25 минут в ходе обследования улично-дорожной сети по адресу: * установлено нарушение ГКУ ЦОДД, ответственным за содержание технических средств организации дорожного движения по вышеуказанному адресу, требований п. 1.5 ПДД РФ и п. 13 Основных положений, выразившееся в непринятии мер по устранению сбоя в работе светофорного объекта, повлекшего ДТП.
Указанные обстоятельства послужили основанием привлечения Учреждения к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протоколом об административном правонарушении, актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), справкой о ДТП, схемой места ДТП, рапортом сотрудника ГИБДД, выпиской из ЕГРЮЛ, Уставом ГКУ ЦОДД, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Совершенное Учреждением деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
В настоящей жалобе заявитель утверждает, что ГКУ ЦОДД не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, поскольку работы по установке светофорных объектов по адресу: *, проводились ООО "МиланСтрой", которое взяло на себя обязанность и по содержанию указанных объектов.
Данный довод состоятельным признать нельзя ввиду следующего.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п. 6 ст. 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из положений приведенных норм и п. 12 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений, в том числе элементов обустройства автомобильных дорог.
В силу ч. 2 ст. 1 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким органом исполнительной власти Москвы является Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Постановлением Правительства Москвы от 15 февраля 2011 г. N 32-ПП утверждено Положение о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
ГКУ ЦОДД образовано в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.12.1999 N 1129 "О создании Центра организации дорожного движения", впоследствии наименование Учреждения приведено в соответствие с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 названного постановления на ГКУ ЦОДД возложены обязанности и полномочия головной организации и заказчика по планированию, подготовке, координации и организации улично-дорожной сети в границах г. Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 14.06.2005 N 438-ПП "О мерах по улучшению эксплуатации и содержания технических средств организации дорожного движения в городе Москве" с 1 октября 2005 г. на Учреждение возложены дополнительные функции по определению и реализации технической политики в вопросах содержания, эксплуатации и текущего ремонта технических средств организации дорожного движения (далее - ТСОДД), по контролю качества проведения работ по установке ТСОДД, выполняемых подрядными организациями, и по заключению договоров с подрядными организациями на выполнение работ по эксплуатации, текущему и профилактическому ремонту технических средств организации дорожного движения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В силу п.п. 1.3, 1.4, 2.1, 2.2 Устава Учреждение является государственным казенным учреждением г. Москвы, предназначенным для совершенствования и оптимизации системы управления в сфере транспорта г, Москвы, выполнения мероприятий по организации дорожного движения г. Москвы, обеспечения реализации мероприятий в сфере организации и обеспечения безопасности дорожного движения и контроля за выполнением транспортной работы.
Функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
Полномочия собственника в отношении имущества, переданного Учреждению, осуществляет г. Москва.
Предметом деятельности ГКУ ЦОДД является, помимо прочего, обеспечение реализации мероприятий в сфере организации и обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети г. Москвы (далее - УДС), включая строительство светофорных объектов и изменение режимов работы светофорных объектов, установку дорожных знаков, размещение средств фотовидеофиксации и иных, находящихся на балансе Учреждения технических средств, и бесхозяйных технических средств организации дорожного движения, предназначенных для обеспечения безопасности дорожного движения, проведение локальных мероприятий, направленных на повышение пропускной способности УДС.
Согласно представленным в материалы дела сведениям, в частности, акта открытия объекта от 20 июня 2017 г, письмам ГКУ "УКРиС" от 04.09.2017 г. и ДЖКХ от 18 сентября 2017 г, в рамках программы "Моя улица" 13 июня 2017 г. между ГКУ "УКРиС" и ООО "Миланстрой" был заключен государственный контракт N 14Р44/017320000174 на выполнение строительно-монтажных работ по благоустройству улиц и городских общественных пространств, на основании которого ООО "Миланстрой" по адресу: *, проводились работы по благоустройству территории, а именно: замена плиточного покрытия тротуаров, замена асфальтобетонного покрытия проезжей части, замена бортового камня, утройство водоотводных лотков на тротуаре, демонтаж воздушных кабельных линий, устройство кабельной канализации, установка уличных торшеров, установка светофоров, установка дорожных знаков, установка навигационных стел, установка остановочных павильонов, устройство газонов, установка МАФ, посадка деревьев (л.д. 88).
Вместе с тем в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 14.06.2005 N 438-ПП и Уставом ГКУ ЦОДД для достижения целей и реализации предмета деятельности в числе иных выполняет функции по осуществлению контроля качества проведения работ по установке и ремонту ТСОДД, в том числе светофорных объектов, выполняемых подрядными организациями. Следовательно, заключение между "УКРиС" и ООО "Миланстрой" вышеупомянутого контракта не освобождало Учреждение от обязанности по содержанию светофорного объекта, расположенного по адресу: *, и обеспечения его бесперебойной работы, в том числе путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением ООО "Миланстрой" взятых на себя обязательств и применения мер ответственности.
Таким образом, судья районного суда обоснованно исходил из того, что установленный факт нарушения требований федерального законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог при отсутствии доказательств принятия ГКУ ЦОДД всех зависящих от него мер к соблюдению установленных правил и норм с учетом положений Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ, Федерального закона от 10 декабря 1995 г. NN196-ФЗ свидетельствует о том, что указанное Учреждение, будучи лицом, ответственным за состояние светофорных объектов по адресу: *, является субъектом вмененного ему административного правонарушения и подлежит административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Действия ГКУ ЦОДД квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Административное наказание назначено ГКУ ЦОДД в пределах ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Учреждения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП ПФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу акта, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Гагаринского районного суда г. Москвы от 04 декабря 2017 г, вынесенное в отношении ГКУ ЦОДД по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, жалобу Шикина П.Е. в защиту ГКУ ЦОДД - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.В. Панкова
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.