Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ в
составе:
председательствующего судьи Холонгуевой О.Р,
судей коллегии Гончиковой И.Ч, Кушнаревой И.К,
при секретаре Архинчеевой Н.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Викуловой Е.А. Дмитриевой Т.М. Манноновой Т.А. Заятдиновой Л.Д. Байхаева В.Б, Булановой А.П. Заиграевой Л.И, Бадмаевой А.Ш. Бабий Т.В. Перелейводы Н.Г. к Министерству социальной защиты населения РБ, Республиканскому государственному учреждению "Центр социальной поддержки населения" о признании права на присвоении звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе представителя истцов Викулова О.В,
на решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 07 декабря 2017 года,
которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Гончиковой И.Ч, выслушав представителя истцов по доверенностям Викулова О.В, представителей Министерства социальной защиты населения РБ Данзанову С.В, Республиканского государственного учреждения "Центр социальной поддержки населения" Дырхеева Д.Д.-Н, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд к Министерству социальной защиты населения РБ, Республиканскому государственному учреждению "Центр социальной поддержки населения" о признании права на присвоении звания "Ветеран труда".
Требования мотивированы тем, что истцы длительное время работают на различных должностях в АО "Улан-Удэнский авиационный завод". За большой вклад в развитие промышленности и многолетний добросовестный труд приказом Министра промышленности и торговли РФ N382П от 5 декабря 2016 г. истцам объявлена благодарность.
В связи с применением данной меры поощрения и наличием необходимой продолжительности трудового стажа, истцы обратились к ответчикам с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда". Однако в удовлетворении заявлений им было отказано с указанием на то, что благодарность Минпромторга России от 5 декабря 2016 г. не является ведомственной наградой, дающей право на присвоение звания "Ветеран труда". Данный отказ истцы считают незаконным.
В судебное заседание истцы не явились, были извещены о дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом, направили в суд своего представителя.
В судебном заседании представитель истцов Викулов О.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения РБ Данзанова С.В. просила отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что в связи с изменением законодательства приказ Минпромторга от 27 июня 2008 г. N8 "О ведомственных знаках отличия в труде Министерства промышленности и торговли" на момент награждения (05 декабря 2016 г.) истцов благодарностью не соответствовал нормам федерального закона от 29.12.2015 г. N388-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости". Кроме того, Министерство социальной защиты населения РБ не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель РГУ "Центр социальной поддержки населения" Дырхеев Д.Д-Н. полагал, что иск не подлежит удовлетворению в связи с отсутствием у истцов оснований для присвоения звания "Ветеран труда".
Решением Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 07 декабря 2017 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истцов по доверенности Викулов О.В. просит решение районного суда отменить как незаконное и необоснованное.
В суде апелляционной инстанции представитель истцов Викулов О.В. доводы жалобы поддержал, представители Министерства социальной защиты населения РБ Данзанова С.В, Республиканского государственного учреждения "Центр социальной поддержки населения" Дырхеев Д.Д.-Н. просили оставить решение суда без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения, истцы, надлежащим образом извещенные о месте и времени апелляционного рассмотрения дела, не явились, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 382 П от 05 декабря 2016г. истцам, работающим на различных должностях в АО "Улан-Удэнский авиационный завод" объявлена благодарность за большой личный вклад, внесенный в развитие промышленности, многолетний добросовестный труд.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 ноября 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с п.1 ст. 7 (в редакции закона, действующей с 01.07.2016 г.) ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
При этом, пунктом 1.1 ст. 7 данного федерального закона установлено. что порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 1.1 введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ, вступил в силу с 01 июля 2016 года).
Во исполнение указанных положений Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия" утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия.
Во исполнение подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 N 578 приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28.10.2016 N 3838 "О ведомственном знаке отличия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, дающем право на присвоение звания "Ветеран труда", учрежден единственный ведомственный знак отличия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда" - медаль "Трудовая доблесть" (вступил в силу 07.01.2017).
Таким образом, на дату обращения истцов с заявлением о присвоении им звания "Ветеран труда"(в январе 2017 г.) ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", являлась медаль "Трудовая доблесть", в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Благодарность Минпромторга России не является ведомственным знаком отличия, дающим истцам право на присвоение звания "Ветеран труда".
Доводы апелляционной жалобы о том, что приказ Минпромторга России N 3838, которым утверждена медаль "Трудовая доблесть" в качестве ведомственного знака отличия, опубликован только 27.12.2016 г. и мог применяться только с 07.01.2017 г, судебная коллегия отклоняет, поскольку указанное обстоятельство не означает, что в период с 01.07.2016 г. по 07.01.2017 г. ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда" являлась объявленная благодарность.
В соответствии с п.1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 578 от 25.06.2016 г, Положение устанавливает порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" (далее - знаки отличия), федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации (далее - федеральные органы исполнительной власти), а также порядок награждения знаками отличия.
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия.
Вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований настоящего Положения.
Таким образом, из приведенного нормативного регулирования порядка присвоения звания "Ветеран труда" следует, что с начала действия вышеуказанного Положения, звание "Ветеран труда" могло быть присвоено в случае награждения лиц ведомственными знаками отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", учрежденных в порядке, предусмотренном данным Положением.
Между тем, благодарность Министерства промышленности и торговли отнесена к ведомственным знакам отличия в труде в соответствии с приказом Минпромторга России от 27.06.2008 г. N 8.
Соответственно, указанный знак отличия не может быть отнесен к тем знакам отличия, которые учреждены в соответствии с установленным п.1.1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" порядком.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно сослался на отсутствие правовых оснований полагать о том, что действовавшие до 01.07.2016 г. приказы министерств и ведомств, утверждающие ведомственные знаки отличия в труде, которые давали право на присвоение звания "Ветеран труда" продолжают служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда" после 1.07.2016 г. и до вступления в силу новых приказов, изданных в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 578 от 25.06.2018 г.
Таким образом, установив отсутствие предусмотренных действующим законодательством оснований для присвоения звания "Ветеран труда", районный суд обоснованно постановилрешение об отказе в иске о признании незаконным решения РГУ "Центр социальной поддержки населения".
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, мотивированы, являются законными и обоснованными, оснований не соглашаться с ними у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что до 07.01.2017, т.е. до вступления в силу приказа Минпромторга России от 28.10.2016 N 3838 "О ведомственном знаке отличия Министерства промышленности и торговли РФ, дающем право на присвоение звания "Ветеран труда", истцы имели право на присвоение звания "Ветеран труда", так как благодарность Министерства промышленности и торговли РФ входила в перечень ведомственных знаков отличия в соответствии с приказом Минпромторга России N 8 от 27.06.2008 в редакции приказа Минпромторга России N 1942 от 10.06.2016, основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" установлены переходные положения о сохранении за гражданами, награжденными по состоянию на 30 июня 2016 г. ведомственными знаками отличия в труде, права на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, т.е. по нормам ранее действующего законодательства.
Таким образом, законом установлены переходные положения о сохранении прав на присвоение звания "Ветеран труда" только в отношении граждан, награжденных по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде.
Ссылка в апелляционной жалобе на приказ Минпромторга России N 8 от 27.06.2008 в редакции приказа N 1942 от 10.06.2016, не опровергает правильность выводов суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов, поскольку утвержденные данным приказом ведомственные знаки отличия дают право на присвоение звания "Ветеран труда", только в случае, если они были присвоены до 01.07.2016, т.е. до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 25.06.2016 N 578 и внесенных изменений в Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Установив, что награждение истцов Благодарностью Минпромторга России имело место после 30.06.2016, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы истцов о том, что к возникшим правоотношениям подлежат применению нормы соответствующего законодательства в редакции до внесения изменений в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы о присвоении звания "Ветеран труда" другим работникам не могут являться основанием к отмене решения, так как присвоение иным лицам звания "Ветеран труда" не свидетельствует о наличии у истцов права на присвоение аналогичного звания, вопрос о присвоении звания "Ветеран труда" решается в каждом конкретном случае с учетом установленных в отношении гражданина обстоятельств.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, исследованных судом первой инстанции, при этом они не опровергают правильность выводов суда и основанием для отмены решения суда являться не могут.
Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 07 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: О.Р.Холонгуева
Судьи: И.Ч.Гончикова
И.К.Кушнарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.