Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А.,
судейколлегии Мирзаевой И.И, Кушнаревой И.К,
при секретаре Архинчеевой Н.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тюменцевой Е.Л. к Администрации муниципального образования "Заиграевский район", Муниципальному казенному учреждению "Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям" Администрации МО "Заиграевский район" о проведении текущего ремонта жилого помещения, по апелляционной жалобе истца Тюменцевой Е.Л. на решение Заиграевского районного суда РБ от 20 декабря 2017 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Кушнаревой И.К, проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тюменцева Е.Л. обратилась в суд с иском к Администрации МО "Заиграевский район", в котором просила обязать ответчика устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, произвести текущий ремонт жилого помещения в срок до 31.10.2017 г, а именно: подключить жилое помещение, расположенное по адресу: "... ", к электрической сети для обеспечения квартиры искусственным освещением; произвести замену и установку окон в квартире, подключить жилое помещение к централизованному горячему водоснабжению; осуществлять подачу горячей воды питьевого качества по сетям питьевого водопровода путем разъединения сетей питьевого водопровода и сетей водопровода, предназначенного для подачи технической воды в целях отопления жилого помещения.
Иск мотивирован тем, что Администрация района по договору социального найма жилого помещения от 01.04.2017 г. предоставила истцу жилое помещение по адресу: "... ". В жилое помещение истец не может вселиться так как его состояние не соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям. Ответчиком произведено частичное устранение нарушений путем проведения текущих ремонтных работ. Однако, водопровод горячего водоснабжения не приведен в соответствие с требованиями СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" путем разъединения сетей питьевого водопровода и сетей водопровода. В жилом помещении отсутствует централизованное горячее водоснабжение, в зимний период в сети питьевого водопровода подается вода непитьевого качества. Кроме того, окна в квартире находятся в неудовлетворительном состоянии, имеются щели, дыры с внутренней и фасадной сторон дома, общарпаны, оконные приборы работают неисправно. Электричество в квартире отключено. В вечернее и ночное время суток температура не соответствует установленным нормативам.
Определением суда от 01.11.2017 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ "Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям" Администрации МО "Заиграевский район" (далее - Комитет).
Представитель Комитета, будучи надлежаще извещенным о дне, времени и месте судебного заседания, не явился. Судом в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело без участия его представителя.
В судебном заседании истец Тюменцева Е.Л. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Градобоева А.Д. исковые требования не признала, пояснила, что текущий ремонт производится за счет нанимателя. Устранение нарушений в части водоснабжения и теплоснабжения невозможно, поскольку в районе отсутствует централизованная система горячего водоснабжения.
Районный суд постановилвыше приведенное решение, которым отказал в удовлетворении исковых требований Тюменцевой Е.Л.
В апелляционной жалобе истец Тюменцева Е.Л. просит отменить решение суда, ссылаясь на те же доводы, что и в исковом заявлении. Указывает, что при рассмотрении настоящего дела судом ненадлежащим образом оценены доказательства, собранные по делу. Судом не дана оценка незаконным действиям органа местного самоуправления по подаче горячей воды ненадлежащего качества по сетям питьевого горячего водоснабжения, выводы суда не мотивированы. Кроме того, судом не дана надлежащая оценка нарушениям законодательства, связанным с состоянием квартиры по ул. "... ".
Истец Тюменцева Е.Л, представитель истца по устной доверенности Грешилова Г.В. доводы жалобы поддержали, суду пояснили, что указанная квартира предоставлена по договору найма в разрушенном состоянии. В течение года Тюменцева Е.Л. не может принять квартиру в пользование и вселиться. Администрацией района недостатки устранены частично, однако два деревянных окна находятся в непригодном для использования состоянии. Свет подключили.
Представитель Администрации МО "Заиграевский район" Градобоева А.Д. возражала против удовлетворения жалобы.
В суд апелляционной инстанции представитель Комитета не явился, ответчик извещен надлежащим образом.
С учетом надлежащего извещения сторон, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) - в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Согласно п. 1 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение.
Часть 2 ст. 15 ЖК РФ определяет, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Из совокупности приведенных норм жилищного законодательства следует, что по договору социального найма наймодателем должно быть передано нанимателю для проживания жилое помещение, которое отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам. В случаях, когда таким жилым помещением является квартира, проживающие в ней граждане должны иметь возможность для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Как установлено судом и следует из материалов дела 01.04.2017 г. между муниципальным образованием "Заиграевский район" в лице заместителя руководителя администрации по развитию инфраструктуры - Председателя МКУ "Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям" и Тюменцевой Е.Л. заключен договор N 1-2017 г. социального найма благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: "... ".
Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что наймодатель (администрация МО "Заиграевский район") обязан передать нанимателю (Тюменцевой Е.Л.) по акту в течение 10 дней со дня подписания настоящего договора свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям (акт должен содержать дату его составления, реквизиты и стороны договора социального найма, сведения об исправности жилого помещения, а также санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем на момент подписания акта, дату проведения текущего ремонта, сведения о пригодности жилого помещения для проживания, подписи сторон, составивших акт).
Между тем, акт передачи жилого помещения Тюменцевой Е.Л. не составлялся.
17.05.2017 года Тюменцева Е.Л. обратилась в прокуратуру с заявлением о нарушении ее жилищных прав предоставлением ей жилого помещения в непригодном для проживания состоянии.
Заключением межведомственной комиссии от 05.06.2017 г, назначенной решением Комитета, рекомендовано провести ремонт электрической проводки, установить раковину в ванной комнате, квартира, признана пригодной для проживания.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РБ" N 03.6.51-Н от 15.06.2017 г, условия проживания в квартире признаны не соответствующими требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", указано на отсутствие умывальной раковины в ванной комнате, осветительных приборов, электрических патронов, электричества в квартире, наличие дефектов, щелей полов.
15.06.2017 г. по результатам проверки в адрес Комитета внесено представление об устранении нарушений жилищных прав Тюменцевой Е.Л, приведение жилого помещения в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями, составлении акта передачи жилого помещения.
Во исполнение представления прокурора района Комитетом произведен частичный ремонт: отремонтирована электрическая проводка, установлены розетки и электрические патроны, радиаторы отопления, краны, устранены щели и дефекты, осуществлена стяжка полов, установлены раковина, смеситель и душевая лейка в ванной комнате, заменены трубы, плинтусы.
Согласно справке главного государственного инспектора по пожарному надзору - начальника ОНД Заиграевского района УНДПР ГУ МЧС России по РБ от 05.09.2017 г, в ходе обследования квартиры, расположенной по адресу: п.Заиграево ул.Ленина, д. 42 кв. 22 установлено: в квартире имеются электрические розетки и электрические выключатели света в исправном состоянии; в квартире имеются электрические плафоны, где осуществлена изоляция электрических проводов, прибор учета электроэнергии - электрический счетчик, расположенный на площадке в щитовой, около квартиры, опломбирован. В ходе обследования квартиры нарушений пожарной безопасности не обнаружено.
23.11.2017 г. между Комитетом и Тюменцевой Е.Л. подписан акт приема-передачи жилого помещения, в котором указано, что в комнате одно двойное стекло треснуто. Кроме того, Тюменцева Е.Л. дополнительно указала, что на момент приемки жилого помещения, в том числе рамы и подоконники в комнате и кухне имеют щели, не окрашены.
Экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РБ" N 03.6.115-Н от 07.09.2017 г, установлено, что ранее выявленные дефекты устранены, однако, отсутствует искусственное освещение в квартире и централизованное горячее водоснабжение. В систему горячего водоснабжения подается техническая вода из системы теплоснабжения, что не соответствует требованиям п. 8.1.1. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" и СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения", СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения". На основании установленных обстоятельств, экспертом сделан вывод, что условия проживания в жилом помещении не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Отказывая Тюменцевой Е.Л. в удовлетворении иска, суд первой инстанции, ссылаясь на ст. 65, пп. 3, 4 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ, абзац 2 подп. "е" п. 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 г. N 315, Приложение N 8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, районный суд посчитал, что работы по ремонту окон относятся к текущему ремонту и должны проводиться нанимателем за свой счет. Исследовав акты, справки, составленные после проведенного ремонта ответчиками, органом пожарного надзора, управляющей компанией, подтверждающие, что жилое помещение находится в удовлетворительном состоянии, пригодном для проживания, пришел к выводу, что жилое помещение пригодно для проживания и отвечает требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, а представленные истцом доказательства не свидетельствуют о непригодности жилого помещения к проживанию и необходимости замены оконных блоков в квартире, как просила истец в иске. По мнению суда, работы по замене окон не относятся к текущему ремонту, однако необходимость их замены истцом не доказана.
Работы по замене оконных блоков в соответствии с п. 4 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, - приложение N 8 к постановлению Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" - относятся именно к капитальному ремонту. Данный вывод суда является правильным.
Между тем, в иске Тюменцева Е.Л. просила обязать наймодателя произвести текущий ремонт.
В силу ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с п. 3 указанной статьи наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в ч. 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
Из п. 2.1. договора социального найма от 01.04.2017 г. следует, что наниматель принимает от наймодателя по акту в десятидневный срок пригодное для проживания жилое помещение, в котором проведен текущий ремонт.
Из приведенного условия следует, что текущий ремонт в жилом помещении должен быть произведен до передачи его нанимателю. Следовательно, ссылка ответчика на то, что обязанность по проведению текущего ремонта лежит на нанимателе, не состоятельна и не соответствует данному условию договора.
Наниматель несет ответственность за содержание жилого помещения только после его приемки у наймодателя. В соответствии с подп. "е" п. 2.1 к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, относятся в том числе работы по побелке, покраске подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
В суде апелляционной инстанции истец и его представитель подтвердили, что просят провести текущий ремонт, заменить стекло, неисправные шпингалеты, устранить щели и зазоры, покрасить рамы и подоконники. На данные недостатки истец ссылалась и при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Поскольку суд пришел к выводу, что замена оконных блоков не относится к текущему ремонту, то необходимо было разрешить требования истца о понуждении к производству текущего ремонта.
Из представленного суду апелляционной инстанции акта Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора N 628 от 06.03.2018 г, следует, что окна в кухне и спальной комнате имеют: отслоение и разрушение окраски, зазоры и щели на оконных коробках и подоконниках, в спальной комнате разбито стекло.
Данный акт принят судом апелляционной инстанции, в качестве доказательств позиции истца, так как оформлен после вынесения судом решения, и не мог быть представлен в суд первой инстанции, не противоречит иным материалам дела, подтверждает достоверность акта приема-передачи жилого помещения от 22.12.2017 г, состояния жилого помещения, зафиксированного на фотографиях, представленных истцом.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что наймодателем до передачи жилого помещения нанимателю по договору социального найма не был произведен текущий ремонт в полном объеме. Ни из одного документа, имеющегося в материалах дела, не следует, что наймодателем производились работы по ремонту окон, в то время, как окна в кухне и спальной нуждались в таком ремонте. В данном случае обстоятельства пригодности жилого помещения для проживания правового значения для разрешения не имели, поскольку существо спора заключалось в исполнении стороной обязательств по договору социального найма, который предусматривает передачу жилого помещения нанимателю после проведения текущего ремонта.
В соответствии с распоряжением Главы Администрации МО "Заиграевский район" от 30.11.2015 г. N 416-р осуществление полномочий администрации МО городское поселение "Поселок Заиграево" по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, содержанию муниципального жилищного фонда, иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, осуществление требований по содержанию зданий (включая жилые дома) сооружений, к внешнему виду фасадов возложено на Комитет.
В части понуждения провести текущий ремонт окон в квартире решение суда подлежит отмене, а требования истца частичному удовлетворению. В соответствии с приведенным распоряжением Главы районной Администрации на Комитет следует возложить обязанность по ремонту окон в спальне и на кухне, а именно: устранению зазоров, щелей оконных рам и подоконников, поокраске оконных коробок и подоконников с внутренней и наружной сторон квартиры, и замене поврежденных стекол окна спальной комнаты,.
В остальной части решение постановлено законно с правильным применением действующего закона.
Требования в части обязания ответчиков подключить электричество в квартире не подлежало удовлетворению, поскольку исполнено до вынесения судом решения, что не отрицалось истцом в суде апелляционной инстанции.
В части требований подключения жилого помещения к централизованному горячему водоснабжению, обеспечению горячей водой питьевого качества по сетям питьевого водопровода, путем разъединения питьевого водопровода и сетей теплоснабжения, судом первой инстанции принято правильное решение об отказе в удовлетворении требований.
Как следует из представленных материалов, на территории Заиграевского района отсутствует централизованная система горячего водоснабжения, горячее водоснабжение осуществляется из открытой системы теплоснабжения, из которой нагретый теплоноситель поступает к потребителям в виде горячей воды.
При отсутствии на территории района централизованной системы горячего водоснабжения требования истца о подключении жилого помещения к централизованному горячему водоснабжению удовлетворению не подлежали.
Статьей 19 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) установлены санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Пунктами 1, 3 ст. 39 Закона N 52-ФЗ определено, что на территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения").
Согласно пункту 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 данные санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска.
В соответствии с п. 4.1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоноситель - пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения.
В п. 11 ст. 2 названного Федерального закона указано, что теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии и (или) сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
То есть, при открытой системе теплоснабжения теплоснабжающая организация поставляет в систему теплоснабжения теплоноситель, использование которого допускается, в том числе для горячего водоснабжения.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами, на территории РФ допускается обеспечение потребителей горячей водой посредством открытой системы теплоснабжения.
В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" вопросы водоснабжения, в том числе горячего относятся к вопросам и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, которые обязаны обеспечить соответствие качества подаваемого ресурса санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В целях исполнения указанной обязанности органы самоуправления разрабатывают инвестиционные программы, иные мероприятия, а также определяют сроки исполнения и источники финансирования для их реализации (ст. 24 Закона о водоснабжении). Надзорные органы, граждане, равно, как и суд, не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность органов местного самоуправления, требовать проведения конкретных мероприятий, если проведение таких мероприятия (например, как просит истец, разъединить водопровод и сеть теплоснабжения) не предусмотрено законом или инвестиционной программой органа местного самоуправления, а тем более в отсутствии доказательств нарушения прав потребителя в данных конкретных правоотношениях.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 20 декабря 2017 года отменить в части отказа в иске Тюменцевой Е.Л. к МКУ "Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям" о понуждении к проведению текущего ремонта окон. В данной части принять новое решение.
Исковые требования Тюменцевой Е.Л. к МКУ "Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям" в части обязания провести текущий ремонт окон, а именно произвести их замену и установку удовлетворить частично.
Обязать МКУ "Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям" произвести работы по текущему ремонту окон в спальной комнате и кухне квартиры по адресу: "... ": - устранить зазоры и щели оконных рам и подоконников, покрасить оконные коробки с внутренней и внешней сторон жилого помещения и подоконники, а также заменить поврежденные стекла окна в спальной комнате.
В остальной части решение оставить без изменения, а жалобу истца Тюменцевой Е.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.