Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РБ в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В.
судей Тубденовой Ж.В, Захарова Е.Н.
при секретаре Баторовой Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Родионова В.А. к ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД России по Республике Бурятия" об оспаривании заключения военно-врачебной комиссии
по апелляционной жалобе Родионова В.А. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 08 февраля 2018 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В, объяснения представителя административного ответчика Бубеева А.А, ознакомившись с жалобой и материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
1. Родионов В.А. предъявил административный иск к ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД России по Республике Бурятия" об оспаривании заключения военно-врачебной комиссии от 04 июля 2017 года.
Требования мотивированы тем, что Родионов проходил службу в органах внутренних дел РБ с 2001 по 2017 годы. В апреле 2017 года Родионов направлен на медицинское освидетельствование в военно-врачебную комиссию Медико-санитарной части МВД России по РБ для определения степени годности к дальнейшей службе. 04 июля 2017 года Родионову выдано свидетельство о болезни, в котором содержится заключение ВВК: заболевание получено в период военной службы.
Родионов не согласен с заключением, поскольку считает, что заболевание должно квалифицироваться как военная травма.
Районный суд отказал в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что Родионов пропустил срок обращения в суд.
В апелляционной жалобе Родионов просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца возражал против удовлетворения жалобы
2. Рассмотрев дело, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Районный суд принял решение об отказе в иске по мотиву, что Родионов обратился в суд с нарушением срока, установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ.
При этом суд не учел следующее.
Согласно части 1 статьи 1 КАС РФ данный Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Из пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565, следует, что:
военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования;
при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Требования Родионова не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке административного производства, поскольку при медицинском освидетельствовании военно-врачебная комиссия не реализует какие-либо властные полномочия по отношению к гражданину, а лишь определяет причинную связь заболевания (увечья) с исполнением обязанностей военной службы (службы в органах).
В данном случае речь идет о правоотношениях, связанных с возмещением ущерба, причиненного здоровью сотрудника в период прохождения службы в органах внутренних дел, поэтому возникший спор подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Пункт 4 статьи 309 КАС РФ предусматривает, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом первым части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
На основании указанных норм судебная коллегия отменяет решение районного суда и прекращает производство по делу. В целях обеспечения доступности правосудия и своевременного рассмотрения дела заявление Родионова подлежит направлению в районный суд для принятия в порядке гражданского судопроизводства.
Руководствуясь пунктом 4 статьи 309, статьей 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 08 февраля 2018 года отменить, прекратить производство по административному делу.
Направить заявление Родионова В.А. в суд первой инстанции для принятия в порядке гражданского судопроизводства.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.