Дата вступления в законную силу - 11 мая 2018 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
5 апреля 2018 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд РБ в составе судьи Захарова Е.И,
при секретаре Зарбаевой В.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-36/2018 по административному исковому заявлению Чжан Юнгуй к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Правительству РБ об установлении кадастровой стоимости земельногоучастка,
УСТАНОВИЛ:
28 декабря 2017 года в Верховный Суд РБ поступило административное исковое заявление Чжан Юнгуй к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Правительству РБ об установлении кадастровой стоимости земельногоучастка.
Административными ответчиками по делу являются Правительство РБ, Управление Росреестра по РБ, заинтересованным лицом - Администрация г. Улан-Удэ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по РБ".
Исковые требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка площадью "... ", кадастровый номер.., расположенного по адресу: "... ". Постановлением Правительства РБ N 2 от 13.01.2016 г. утверждены результаты оценки кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 25 450 751 рублей на.., что значительно превышает его рыночную стоимость, которая, согласно отчету об определении рыночной стоимости, равна 8 828 000 рублей. Кадастровая стоимость земельного участка влияет на размер земельного налога, уплачиваемого истцом.
В ходе судебного разбирательства для определения рыночной стоимости земельного участка судом назначена экспертиза, производство которой поручено ООО "Перспектива". Согласно заключению ООО "Перспектива" рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2015 года составляет 8 628 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства представитель административного истца уточнил исковые требования, просил установить кадастровую стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2015 г. равной его рыночной стоимости в размере 8 628 000 рублей на основании проведенной судебной экспертизы.
В судебное заседание административный истец Чжан Юнгуй не явился, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель Чжан Юнгуй - Сенюшин А.Н. поддержал исковые требования с учетом уточнения.
Представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия Лубсанова О.Д. в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело без участия представителя Управления. Также сообщает, что оснований не доверять проведенной судебной оценочной экспертизе не имеется, в удовлетворении исковых требований не возражает.
Представитель Правительства Республики Бурятия в суд не явился, извещены надлежащим образом.
Представитель Администрации г.Улан-Удэ Абидуева Д.А. просила в удовлетворении исковых требований октазать.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с п.4 ст.247 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В пункте 3 данной статьи указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Государственной кадастровой оценке посвящена глава III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен ст.24.18 данного Федерального закона.
Согласно части 2 данной статьи результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно части 3 данной статьи для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В части 4 данной статьи указано, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Часть 11 данной статьи предусматривает, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ч.1 ст.245 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" дано разъяснение о том, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке посредством предъявления требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В п.6 данного Постановления указано, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Судом при рассмотрении дела установлено, что Чжан Юнгуй является собственником земельного участка площадью "... ", кадастровый номер... расположенного по адресу: "... "
Постановлением Правительства Республики Бурятия N 2 от 13 января 2016 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Бурятия.
Как следует из представленной истцом кадастровой справки, выданной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Бурятия, кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 25 450 751 рублей по состоянию на 01 января 2015 г.
При подаче иска административный истец представил суду отчет об оценке N РН179-12/17, составленный ИП Малыгин М.Н, относительно которого у суда возникли сомнения в правильности содержащихся в нем выводов.
В связи с изложенным в целях определения рыночной стоимости земельных участков была назначена судебная оценочная экспертиза.
В соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы.., проведенной ООО "Перспектива", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... принадлежащего Чжан Юнгуй, по состоянию на... составляет 8 628 000 рублей.
Из заключения эксперта следует, что эксперт исследовал социально-географическое положение Республики Бурятия, провел анализ рынка коммерческой недвижимости города Улан-Удэ, общего состояния рынка земельных участков г.Улан-Удэ, исследовал объем предложений объектов продажи земельных участков, а также ценообразующие факторы.
Эксперт использовал информацию газеты "Все для Вас", базы данных агентств недвижимости, Интернет ресурсы (www.uurielt.ru, www.ruads.org).
Эксперт при проведении экспертизы использовал сравнительный подход с применением метода сравнения продаж как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией. Отказ от использования затратного и доходного подхода подробно мотивирован в экспертизе.
Применяя сравнительный подход, эксперт выбрал 3 аналога - земельные участки, расположенные в черте г. Улан-Удэ.
По результатам экспертизы эксперт пришел к выводу о том, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2015 г. равна 8 628 000 рублей.
Оценивая экспертизу по правилам ст.ст.82, 84 КАС РФ, суд считает его допустимым доказательством, поскольку экспертиза проведена экспертом, имеющим специальное образование и квалификацию, являющимся действительным членом Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", включен в реестр оценщиков.
Оснований не согласиться с указанной экспертизой у суда нет, так как проверив экспертизу, не содержащий в себе каких-либо неясностей и противоречий, суд находит ее соответствующим требованиям федеральных стандартов оценки и положениям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Учитывая, что доказательств, опровергающих изложенные в экспертизе выводы об установлении рыночной стоимости, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объекта недвижимости, заинтересованными лицами в материалы дела не представлено, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Доводы представителя Администрации города Улан-Удэ о том, что в отчете должна быть отражена вся необходимая информация объекта-аналога, в т.ч. кадастровый номер, адрес объекта по данным Росреестра, зона по градостроительному регламенту и др. подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 10 федерального стандарта оценки N 1 объектом - аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
Вся необходимая информация в отношении объектов-аналогов оценщиком приведена в отчете.
Действующим законодательством об оценочной деятельности не предусмотрена обязанность оценщика включать в отчет сведения о кадастровых номерах объектов-аналогов, об адресе объекта-аналога по данным Росреестра, о зонах по градостроительному регламенту, о наличии ограничений и обременений прав на объект-аналог, подъездные пути к объекту-аналогу.
Иные возражения основаниями для признания отчета недопустимым доказательством не являются.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" дано следующее разъяснение.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Чжан Юнгуй удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "... ", относящегося к категории земель населенных пунктов, под строительство пристроя торгово-делового комплекса с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 8 628 000 рублей, по состоянию на 1 января 2015 г.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 28 декабря 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда РБ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.