Председатель Верховного Суда Республики Бурятия Кириллова А.А., рассмотрев жалобу Хулханова О.А., его представителя Бадмаева Д.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 Советского района г. Улан-Удэ от 12 января 2018 г., решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 21 февраля 2018 г., постановленные в отношении Хулханова О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Советского района г. Улан-Удэ от 12 января 2018 г. Хулханов О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 тыс. руб. с лишением права управления транспортными средствами сроком два года.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 21 февраля 2018 г. постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба Хлханова О.А. без удовлетворения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Хулханов О.А, его представитель Бадмаев Д.А. обратились в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просят их отменить, производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.12.26 КоАП РФ невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
В силу п.2.3.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
Из материалов дела следует, что 25 октября 2017 г. в 23 часа 45 минут, Хулханов О.А, управляя транспортным средством марки " "... "" с государственным регистрационным знаком... следуя по "... ", не выполнил законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами:
протоколом 03 АА N 1181840 об административном правонарушении (л.д.6); протоколом 03 ВМ N 258409 об отстранении от управления транспортным средством (л.д.8); актом 03 АН N 128811 освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (л.д.9); протоколом 03 МН N 021474 о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (л.д.12); протоколом 75 ЗК N 001992 о задержании транспортного средства (л.д.15); рапортом инспектора ДПС (л.д. 5).
Оценив и проверив перечисленные доказательства на предмет допустимости и достоверности, мировой судья правомерно признал Хулханова О.А. виновным в совершении административного правонарушения, правильно при этом квалифицировав его действия по ч.1 ст.12.26 КоАП РФ и назначив наказание в пределах санкции указанной статьи.
Доводы жалобы подлежат отклонению.
В соответствии с ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что основанием привлечения к административной ответственности по статье 12.26 КоАП РФ является зафиксированный в протоколе об административном правонарушении отказ лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, заявленный как непосредственно должностному лицу Государственной инспекции безопасности дорожного движения, так и медицинскому работнику.
При рассмотрении этих дел необходимо проверять наличие законных оснований для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а также соблюдение установленного порядка направления на медицинское освидетельствование. О законности таких оснований свидетельствуют: отказ водителя от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения при наличии одного или нескольких признаков, перечисленных в пункте 3 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475 (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке); несогласие водителя с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; наличие одного или нескольких признаков, перечисленных в пункте 3 названных Правил, при отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. О соблюдении установленного порядка направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, в частности, свидетельствует наличие двух понятых при составлении протокола о направлении на такое освидетельствование.
Из акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения видно, что у Хулханова выявлен запах алкоголя изо рта, что послужило основанием для его освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
От освидетельствования на состояние алкогольного опьянения Хулханов отказался, в связи с чем ему было предложено пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Пройти медицинское освидетельствование Хулханов отказался, что подтверждается соответствующей записью в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование и подписью.
Допрошенный в суде сотрудник ДПС Д. пояснил, что у Хулханова имелись признаки опьянения, в связи с чем ему было предложено пройти освидетельствование, на что он заявил отказ. Далее было предложено пройти медицинское освидетельствование, от чего он также отказался.
Оснований не доверять пояснениям сотрудника ДПС, данным в ходе осуществления им должностных полномочий, у судов не имелось, в том числе и ввиду отсутствия доказательств, свидетельствующих о его заинтересованности в исходе дела либо неприязненного отношения к Хулханову О.А.
То обстоятельство, что менее чем через час Хулханов самостоятельно прошел медицинское освидетельствование, по результатам которого состояние опьянения у него установлено не было, об отсутствии состава административного проступка не свидетельствовало.
В частности, в последнем абзаце пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации" N 18 от 24 октября 2006г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части КоАП РФ" разъяснено, что представление впоследствии в суд водителем, который отказался от прохождения медицинского освидетельствования, акта освидетельствования, опровергающего факт его нахождения в состоянии опьянения, само по себе не свидетельствует о незаконности требования сотрудника милиции. Судье в указанном случае необходимо учитывать обстоятельства отказа от прохождения медицинского освидетельствования, временной промежуток между отказом от освидетельствования и прохождением освидетельствования по инициативе самого водителя, соблюдение правил проведения такого освидетельствования.
Правила медицинского освидетельствования, в том числе лиц, самостоятельно обратившихся в медицинское учреждение, регламентированы соответствующим Порядком, утверждённым Приказом Министерства здравоохранения РФ N 933н от 18 декабря 2015г. Согласно данному Порядку, медицинское заключение "состояние опьянения не установлено" выносится при отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя и отсутствии в пробе биологического объекта наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ. Результаты оформляются актом (п. 8).
Из акта медицинского освидетельствования, представленного Хулхановым следует, что состояние опьянения у него не установлено.
При таких обстоятельствах, сам по себе акт медицинского освидетельствования, с достоверностью не свидетельствовал как об отсутствии опьянения, так и о незаконности требований сотрудников ГИБДД о направлении на медицинское освидетельствование.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, заключается в нарушении п. 2.3.2 Правил дорожного движения РФ, которым на водителя транспортного средства возложена обязанность проходить по требованию сотрудников полиции освидетельствование на состояние опьянения. Невыполнение законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения представляет собой оконченное административное правонарушение.
Приобщенная к материалам дела видеозапись с достоверностью подтверждает соблюдение в отношении Хулханова процедуры применения мер обеспечения производства по делу.
Исходя из протокола об административном правонарушении, Хулханов отказался давать пояснения по делу, каких-либо замечаний не приносил, от подписи отказался.
Таким образом, существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по делу не допущено.
В силу ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае действия лица в состоянии крайней необходимости, под которой в соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ понимается причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Обстоятельства, на которые ссылается автор жалобы нельзя квалифицировать в качестве опасности, угрожающей правам иных лиц, так как данная опасность могла быть устранены иными средствами. В частности, пассажир транспортного средства, которым управлял Хулханов О.А. - З. не лишался возможности самостоятельного отъезда домой после получения сведений о смерти своего отца. Соответственно, крайней необходимости отказываться от исполнения обязанности, предусмотренной Правилами дорожного движения, у Хулханова О.А. не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 4 Советского района г. Улан-Удэ от 12 января 2018 года, решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 21 февраля 2018 года, вынесенные в отношении Хулханова О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Хулханова О.А, его представителя Бадмаева Д.А. без удовлетворения.
Председатель Верховного Суда
Республики Бурятия А.А. Кириллова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.