Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи
Темираева Э.В.
судей
Багаевой С.В. и Лишуты И.В.
при секретаре Магкеевой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Дзгоева А.А. на решение Ленинского районного суда г. Владикавказа от 10 ноября 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Дзгоева Анатолия Ахпердовича к АМС г. Владикавказа о признании причины срока первоначального обращения в АМС г. Владикавказа с заявлением о постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по категории вынужденные переселенцы, уважительной, об обязании АМС г. Владикавказа внести изменения в список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поставив его, а также членов его семьи: дочь... сына... на жилищный учет не.., а с... года, о признании за истцом и указанными членами его семьи права числиться в качестве гражданина - участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, как вынужденных переселенцев, нуждающихся в постоянном жилье с момента первоначальной даты обращения с заявлением о постановке на учет - 1... года оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия Алания Лишуты И.В, объяснения представителя АМС г. Владикавказа Черджиевой Л.К, действовавшей по доверенности... г, просившей решение суда оставить без изменения, представителя третьего лица - МВД по РСО-Алания Овсепян А.Х, действовавшей по доверенности от... года, оставившей решение на усмотрение суда, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
установила:
Дзгоев А.А. обратился в суд с исковым заявлением к АМС г. Владикавказа о признании причины пропуска срока уважительным, об обязании внести в список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о признании права числиться в качестве участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, Федеральной целевой программы "Жилище" с...
В обоснование искового заявления указал, что он... дважды обращался в префектуру Затеречного МО г. Владикавказа с заявлением о постановке его на учет для получения жилищного сертификата в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", на соответствующий год.
Однако, ему префектурой Затеречного МО г. Владикавказа в принятии документов было отказано, в связи с предстоящим принятием нового ЖК РФ.
Спустя некоторое время он вновь обратился в администрацию с заявлением о постановке его на жилищный учет и пакетом необходимых документов.
В... он для уточнения даты и основания постановки его на учет обратился с заявлением в жилищный отдел АМС г. Владикавказа. Согласно ответу Управления жилищных отношений АМС г. Владикавказа N... года он состоит на жилищном учете по местожительству как вынужденный переселенец с... года. В Сводном республиканском списке очередности по состоянию на
... года он вновь обратился в АМС г. Владикавказа с заявлением о восстановлении его в списках с момента первоначального обращения с заявлением о постановке на жилищный учет, то есть с... года. Однако, ответ на указанное заявление от АМС г. Владикавказа в его адрес не поступил.
В связи с чем, обратился в суд и с учетом уточненных исковых требований просил признать причины пропуска срока первоначального обращения в АМС г. Владикавказа с заявлением о постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по категории вынужденные переселенцы, уважительной, обязать АМС г. Владикавказа внести изменения в список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поставив его, а также членов его семьи: дочь... на жилищный учет не с... года, а с 1... года, признать за ним и указанными членами его семьи право числиться в качестве гражданина- участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, как вынужденные переселенцы, нуждающиеся в постоянном жилье с момента первоначальной даты обращения с заявлением о постановке на учет -...
В судебном заседании представитель АМС г. Владикавказа Хамицева З.Э, действующая по доверенности N.., исковые требования не признала, просила в иске отказать. Кроме того, заявила о пропуске истцом срока обращения в суд с данным иском.
В судебном заседании привлеченные в качестве третьих лиц Дзгоева М.А, Дзгоев А.А, просили исковые требования Дзгоева А.А. удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания - Гамосов A.M, действующий по доверенности от... года, разрешение требований истца оставил на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель третьего лица - МВД по РСО-Алания Овсепян А.Х, действующая на основании доверенности от... года, также разрешение настоящего спора оставила на усмотрение суда.
По данному делу судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Дзгоев А.А. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит состоявшееся судебное постановление подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отказывая Дзгоеву А.А. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что факт обращения... с заявлением о постановке его на жилищный учет в АМС г. Владикавказа не нашел своего подтверждения.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" вынужденным переселенцем является гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ "О вынужденных переселенцах" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности.
Постановлением Правительства РФ N 845 от 8 ноября 2000 года было утверждено Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
В силу п. 37 данного Положения органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности. Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).
Для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца (п. 38).
На основании п. 42 указанного Положения, предоставление вынужденным переселенцам из государственного и муниципального фондов жилых помещений для постоянного проживания осуществляется на основании решения, принятого органом местного самоуправления в порядке очередности, исходя из даты принятия на учет нуждающихся.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы установлено, что формой государственной поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы является предоставлении им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Данным Постановлением также утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной подпрограммы.
Согласно подпункту "ж" пункта 5 указанных Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции (далее - орган по контролю в сфере миграции) в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом первой инстанции было установлено, что Дзгоев А.А. прибыл с семьей в РСО-Алания в... в качестве беженца из...
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец... г. обратился с заявлением с приложением необходимых документов на имя главы АМС г. Владикавказа с просьбой принять его на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях как вынужденного переселенца.
Из материалов дела также видно, что в заявлениях на имя главы АМС г. Владикавказа о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории РСО-Алания, Дзгоев А.А. указывает, что признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений, социальной выплаты) и состоит в очереди...
Достоверных доказательств того, что Дзгоев А.А. обращался в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по категории вынужденные переселенцы с приложением необходимых документов именно... г, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для включения Дзгоева А.А. в список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с... не имеется, в связи с чем, обоснованно отказал ему в удовлетворении исковых требований.
Вместе с тем, отказывая Дзгоеву А.А. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на истечение срока исковой давности.
Однако с указанным выводом судебная коллегия не может согласиться, поскольку в соответствии со ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ.
В связи с этим судебная коллегия считает необходимым исключить из мотивировочной части решения указание на пропуск Дзгоевым А.А. срока исковой давности.
Апелляционная жалоба не содержит доводы, которые могли бы служить основанием для отмены судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владикавказа от 10 ноября 2017 года оставить без изменения.
Исключить из мотивировочной части решения вывод суда о пропуске истцом срока исковой давности.
Апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий Темираев Э.В.
Судьи: Багаева С.В.
Лишута И.В.
Справка: гражданское дело рассмотрено Ленинским районным судом г. Владикавказа под председательством судьи Хадиковой З.Т.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.