ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Дорыданова И.В.
Дело N 33- 1239/2018
Докладчик Нагайцева Л.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 апреля 2018 го да город Липецк
С удебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А,
судей Берман Н.В, Степановой Н.Н,
при секретаре Сырых К.Д,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу ответчика государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 16 января 2018 года, которым постановлено:
"Признать за Геворгян Агаси Амазасповичем право на страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области назначить Геворгян Агаси Амазасповичу страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ (с момента обращения), включив в страховой стаж в целях определения права на пенсию по старости период службы в рядах Вооруженных Сил СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года".
Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Геворгян А.А. обратился в суд с иско м к государственному учреждению - Управлени ю Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области (далее ГУ-УПФР в г. Липецке) о признании права на страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что решением ГУ-УПФР в г.Липецке от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ N ему отказано в назначении страховой пенсии по старости по мотиву того, что его индивидуальный пенсионный коэффициент составил 7,499, в то время как м инимальный коэффициент в 2017 году состав ил 11,4. К омиссией ГУ - УПФР по г. Липецку Липецкой области в подсчет страхового стажа не включен период работы на территории Республики Армения после распада СССР продолжительностью 1 год 11 месяцев 08 дней и период службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Истец п росил признать не законным решение ГУ-УПФР в г.Липецке от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в назначении пенсии, возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж период службы в Вооруженных Сил ах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, период работы в Октемберянском промобъединении "Армагрохимия" Республики Армения ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, признать право на получение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, возложив на ответчика обязанность по ее выплате с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ
Представитель истца Геворгян а А.А. п о доверенности Кулаков В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Липецке Липецкой области по доверенности Козадеров А.В. иск не признал, ссылаясь на отсутствие оснований для назначения страховой пенсии по старости Геворгян а А.А, поскольку при расчете размера страховой пенсии индивидуальный пенсионный коэффициент составил 7. 499, то есть меньше допустимого минимума, который в 2017 г. составля л 11,4.
Суд постановилрешение об удовлетворении иска, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ-УПФР в г. Липецке просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность в части включения в страховой стаж Геворгяна А.А. периода работы на территории Республики Армения с 01.01.1991г. по 01.04.1993г. и признании за истцом права на пенсию в связи с неправильным применением судом норм Соглашения от ДД.ММ.ГГГГг. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Изучив апелляционную жалобу ответчика, выслушав объяснения представителя истца Геворгян а А.А. п о доверенности Кулаков а В.В, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия считает решение суда правильным.
Условия назначения страховой пенсии по старости установлены ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которой предусмотрена возможность назначения страховой пенсии по старости мужчинам, достигшим возраста 60 лет, при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 (части 1, 2 и 3 статьи 8).
При этом статья 35 данного Федерального закона, устанавливающая переходные положения, предусматривает, что с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии. В период с 2015 по 2020 год максимальное учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год, указанный в части 19 статьи 15 настоящего Федерального закона, определяется согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону (части 3 и 4 ст. 35).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости в 2017 году составляла 11,4.
Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные правила были предусмотрены Федеральным законом от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Российская Федерация и Республика Армения являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
Согласно п. 2 ст. 6 названного Соглашения, при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств (независимо от времени приобретения), а также на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 г.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Геворгян А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ обратился в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ГУ - УПФР в г. Липецке Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N истцу отказано в назначении пенсии из-за отсутствия необходимого для назначения пенсии индивидуального пенсионного коэффициента не менее 11,4. Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) истца установлен учреждением ПФР в размере 7,499, что меньше допустимого минимума. При определении ИПК в расчет стажевого коэффициента ответчиком принят стаж продолжительностью 8 лет 5 месяцев 20 дней. При этом из периода работы истца в Октемберянском ПО "Армагрохимия" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для расчета ИПК ответчиком учтен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, до распада СССР. Период работы в той же организации после 01.01.1991г. не включен в страховой стаж по мотиву отсутствия сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, при определении права на пенсию не учтен период военной службы истца по призыву в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая дело, суд установил, что Геворгян А. А. проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено справкой Армавирского военного комиссариата Министерства Обороны Республики Армения от ДД.ММ.ГГГГ N, выданной на основании учетн ой карточк и.
Руководствуясь положениями п одп. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" суд обоснованно включил период прохождения военной службы по призыву в страховой стаж истца. Решение суда в указанной части является правильным, ответчиком не обжалуется.
Удовлетворяя требование истца о включении в страховой стаж периода работы в Октемберянском ПО "Армагрохимия" с 1 января 1991г. по 1 апреля 1993 г, суд правомерно исходил из того, что данный период работы подтверждается архивной справк ой Армавирск ого территориальн ого представительств а Национального архива Армении от ДД.ММ.ГГГГ. N. Справка соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода документам, сведения представлены на основании книг приказов Октемберянского пром. о бъединения "Армагрохимия" : приказ а о приеме истца на работу N от ДД.ММ.ГГГГ, приказ а об увольнении N от ДД.ММ.ГГГГ.
Признавая необоснованным решение ГУ-УПФР в г. Липецке в части отказа во включении в страховой стаж периода работы истца по трудовому договору после распада СССР по мотиву отсутствия сведений об уплате страховых взносов в ПФР, суд первой инстанции правильно применил положения п. 2 ст. 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, из буквального толкования которого следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный после распада этих государств - до ДД.ММ.ГГГГ (а не до ДД.ММ.ГГГГг, как посчитал ответчик).
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Вместе с тем, Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств-участников Соглашения, за время не только до ДД.ММ.ГГГГ, а также и после этой даты.
Согласно п. 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992г, периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального з акона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф З ) могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из анализа приведенных норм следует, что к период ам работы, протекавш ей на территории других стран - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, требование по уплате страховых взносов не предъявляется.
В соответствии с пунктом 15 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N 1056) документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств - бывших республик Союза ССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. Форма документов может быть произвольной.
Т ребований к тому, чтобы документы о стаж е за спорный период в обязательном порядке были подтверждены компетентным органом пенсионного обеспечения соответствующего государства, законодательством не предусмотрено.
Учитывая, ч то представленная истцом архивная справка содержит необходимые реквизиты, предусмотренных законом оснований не учитывать спорный период работы для решения вопроса о назначении страховой пенсии у ответчика не имелось.
Поскольку с учетом включенных судом в страховой стаж перио дов индивидуальн ый пенсионн ый коэффициент истца состав ляет 13,347, что превышает установленный в 2017 г оду минимум, суд обоснованно удовлетворил требование истца о признании прав а на назначение страхов ой пенси и по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального Закона РФ "О страховых пенсиях" со дня обращения в учреждение ПФР.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда основано на анализе пенсионного законодательства, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые были надлежащим образом исследованы и оценены судом.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалоб ы не опровергают вывод ов суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Решение суда является законным и обоснованным, отмен е не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 16 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна: судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.