Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Демидчик Н.В,
судей Адушкиной И.В, Елиной Т.А,
при секретаре Крыловой Е.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 марта 2018 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Семиной Г.И. к администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе в установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости как муниципальному служащему, возложении обязанности засчитать в стаж муниципальной службы период работы и установить ежемесячную доплату к пенсии по старости по апелляционной жалобе главы Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия Ташкина В.И. на решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 15 декабря 2017 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Семина Г.И. обратилась в суд с иском к администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе в установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости как муниципальному служащему, возложении обязанности засчитать в стаж муниципальной службы период работы и установить ежемесячную доплату к пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что в период с 22 апреля 1981 г. по 11 февраля 2000 г. она занимала должность главного бухгалтера централизованной бухгалтерии Ковылкинского горисполкома.
14 сентября 2008 г. истцу назначена пенсия по старости.
21 ноября 2014 г. Семина Г.И. обратилась к ответчику с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости как муниципальному служащему. Однако решением ответчика от 29 декабря 2014 г. ей отказано в удовлетворении заявления.
С учетом уточнения исковых требований Семина Г.И. просила признать незаконным и отменить решение ответчика от 29 декабря 2014 г. N 5530 об отказе в установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости как муниципальному служащему, обязать ответчика засчитать в стаж муниципальной службы период ее работы с 22 апреля 1981 г. по 10 февраля 2000 г. в должности главного бухгалтера централизованной бухгалтерии Ковылкинского горисполкома и установить ей ежемесячную доплату к пенсии по старости как лицу, замещавшему муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия с 21 ноября 2014 г.
Решением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 15 декабря 2017 г. иск удовлетворен.
Глава Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия Ташкин В.И. подал апелляционную жалобу на решение суда, в которой просит решение отменить. Приводит доводы о том, что время работы истца в должности главного бухгалтера централизованной бухгалтерии Ковылкинского горисполкома в перечень периодов деятельности, которые включаются в стаж муниципальной службы, не входит; централизованная бухгалтерия создавалась при органах местного самоуправления и являлась самостоятельной структурной единицей, в связи с чем работа на должностях в централизованных бухгалтериях не может быть засчитана в стаж муниципальной службы; должность главного бухгалтера централизованной бухгалтерии Ковылкинского горисполкома не отнесена к должностям муниципальной службы ни реестром должностей муниципальной службы, ни уставом Ковылкинского муниципального района.
В возражениях на апелляционную жалобу Семина Г.И. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия не явился. О времени и месте судебного заседания указанное лицо надлежащим образом извещено, глава Колвыкинского муниципального района Республики Мордовия Ташкин В.И. представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании истец Семина Г.И. относительно жалобы возразила.
Рассмотрев дело в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 22 апреля 1981 г. Семина Г.И. принята главным бухгалтером централизованной бухгалтерии горисполкома, 11 февраля 2000 г. - назначена на должность главного специалиста бухгалтерии администрации муниципального образования Ковылкино, 14 ноября 2005 г. - освобождена от указанной должности по собственному желанию.
С 14 сентября 2008 г. Семиной Г.И. установлена страховая пенсия по старости.
21 ноября 2014 г. Семина Г.И. обратилась к главе администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия с заявлением об установлении ей в соответствии с Законом Республики Мордовия "О муниципальной службе в Республике Мордовия" ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости.
Письмом главы администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 29 декабря 2014 г. N 5530 Семиной Г.И. отказано в установлении ей ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого стажа муниципальной службы - 15 лет. По мнению ответчика, стаж муниципальной службы истца составляет 5 лет 9 месяцев 3 дня. Указано, что должность, которую занимала Семина Г.И. с 22 апреля 1981 г. по 11 февраля 2000 г, не предусмотрена реестром должностей муниципальной службы в Республике Мордовия.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что должность главного бухгалтера централизованной бухгалтерии Ковылкинского горисполкома является должностью руководителя структурного подразделения исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, лицо, замещающее данную должность, исполняет обязанности по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, в связи с чем пришел к выводу о том, что должность главного бухгалтера централизованной бухгалтерии Ковылкинского горисполкома подлежит отнесению к должностям муниципальной службы.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 11 Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ) муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г.) установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в Республике Мордовия, определены Законом Республики Мордовия от 08 июня 1999 г. N 30-З "О муниципальной службе в Республике Мордовия" (далее по тексту Закон Республики Мордовия от 08 июня 1999 г. N 30-З).
Согласно статье 30 названного закона (в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости) право на пенсию за выслугу лет имеют лица, имеющие стаж муниципальной службы не менее 15 лет, включая иные периоды деятельности, исчисленные в соответствии с приложением N 3 к настоящему Закону, при условии замещения ими муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Мордовия и (или) государственных должностей государственной службы Республики Мордовия не менее 5 лет.
В соответствии с указанными нормами права для возникновения у лица права на пенсию за выслугу лет необходимо соблюдение двух условий: стаж муниципальной службы не менее 15 лет и замещение муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Мордовия и (или) государственных должностей государственной службы Республики Мордовия не менее 5 лет.
Законом Республики Мордовия от 8 июня 2007 г. N 48-З "О регулировании отношений в сфере муниципальной службы" (далее по тексту Закон Республики Мордовия от 8 июня 2007 г. N 48-З) определены периоды, подлежащие включению в стаж муниципальной службы.
В соответствии со статьей 7 Закона Республики Мордовия от 8 июня 2007 г. N 48-З (в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости) в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы, исчисляемый для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную муниципальную службу, помимо периодов трудовой деятельности, указанных в части 1 статьи 25 Федерального закона, включаются иные периоды трудовой деятельности согласно приложению 5 к настоящему Закону.
Названным приложением предусмотрено включение в стаж муниципальной службы времени работы (в том числе на выборных должностях) в государственных органах бывшего Союза ССР, союзных и автономных республик в партийных и советских органах, действовавших на территории бывшего Союза ССР до 1 января 1992 г, и органах местного самоуправления Республики Мордовия.
В силу части 1 статьи 25 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости) в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы), муниципальных должностях, государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы), иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Республике Мордовия согласно приложению 1 к настоящему Закону (пункт 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 8 июня 2007 г. N 48-З).
Указанным приложением предусмотрены должности главных бухгалтеров в администрациях муниципальных образований.
Первый утвержденный Законом Республики Мордовия от 8 июня 1999 г. N 30-З реестр муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Мордовия также содержал должность главного бухгалтера местного самоуправления.
Таким образом, в стаж муниципальной службы подлежат включению периоды работы в должности главного бухгалтера местного самоуправления, а также время работы в органах местного самоуправления Республики Мордовия до введения в действие реестра должностей муниципальной службы в Республике Мордовия.
С учетом изложенного, обстоятельством, имеющим значение для дела, является установление того, относилась ли централизованная бухгалтерия при горисполкоме, в которой в спорный период работала Семина Г.И, к органам местного самоуправления.
В соответствии с Положением о централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 14 января 1971 г. N 34, централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов организуются для ведения учета исполнения доходов и расходов бюджета и смет расходов учреждений, состоящих на сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) бюджетах, а также смет специальных и других внебюджетных средств.
Централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов организуются соответствующими исполкомами с разрешения Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов за счет общей численности и фонда заработной платы работников учреждений, состоящих на бюджете района (города). Численность работников централизованных бухгалтерий устанавливается, исходя из объема работы, а должностные оклады - в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой должностных окладов.
Централизованная бухгалтерия отчитывается перед соответствующим исполкомом Совета народных депутатов о своей работе.
Централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов осуществляют работу по составлению и исполнению бюджета и смет расходов бюджетных учреждений, ведут учет исполнения бюджета и смет расходов и осуществляют систематический контроль за ходом их исполнения, за состоянием расчетов, сохранностью денежных средств и товарно-материальных ценностей, за правильным и экономным расходованием государственных средств, а также обеспечивают правильное и своевременное составление периодической и годовой отчетности об исполнении бюджета.
Централизованные бухгалтерии возглавляются главным бухгалтером. Главный бухгалтер централизованной бухгалтерии подчиняется непосредственно председателю соответствующего исполкома Совета народных депутатов и руководствуется в своей работе Положением о главных бухгалтерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1980 г. N 59, указаниями Министерства финансов СССР и финансовых органов.
Главный бухгалтер централизованной бухгалтерии назначается и освобождается от должности исполкомом сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета народных депутатов по согласованию с главным бухгалтером финансового отдела исполкома районного (городского) Совета народных депутатов.
Из приведенных нормативных положений следует, что централизованная бухгалтерия является самостоятельной структурной единицей, которая не может быть отнесена к органам местного самоуправления.
В функции централизованной бухгалтерии входило не только обслуживание органов местного самоуправления, но и других бюджетных учреждений, состоящих на сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) бюджетах.
Как следует из штатных расписаний централизованной бухгалтерии исполнительного комитета Ковылинского городского Совета народных депутатов, централизованной бухгалтерии администрации г. Ковылкино, должность истца не включена в штат аппарата исполкома горсовета, администрации и относилась работодателем к централизованной бухгалтерии.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого решения ответчика, включения в стаж муниципальной службы периода работы Семиной Г.И. в качестве главного бухгалтера централизованной бухгалтерии Ковылкинского горисполкома, возложении на ответчика обязанности по установлении ежемесячной доплаты к пенсии.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене полностью с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 15 декабря 2017 г. отменить полностью, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Семиной Г.И. к администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе в установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости как муниципальному служащему, возложении обязанности засчитать в стаж муниципальной службы период работы и установить ежемесячную доплату к пенсии по старости.
Председательствующий Н.В. Демидчик
Судьи И.В. Адушкина
Т.А. Елина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.