Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Демидчик Н.В,
судей Адушкиной И.В, Елиной Т.А,
при секретаре Ивашкиной Е.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 марта 2018 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Сундиковой А.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить страховую пенсию по старости досрочно по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 января 2018 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Сундикова А.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить страховую пенсию по старости досрочно.
В обоснование иска указано, что 14 марта 2017 г. она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением ответчика N 84018/17 от 27 марта 2017 г. ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа работы - 30 лет. По мнению ответчика, ее специальный стаж на дату обращения составил 25 лет 3 месяца 3 дня.
В специальный стаж, помимо прочих, не включены периоды работы истца с 1 апреля 1987 г. по 31 марта 1990 г. (в том числе периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 1 июня 1988 г. по 2 июля 1988 г, с 2 октября 1989 г. по 30 ноября 1989 г.) в должности заведующей Н. Синдровским фельдшерско-акушерским пунктом Краснослободской центральной районной больницы, с 1 января 1993 г. по 31 декабря 1993 г. в должности фельдшера по приему вызовов в Больнице скорой медицинской помощи г. Саранска.
С решением ответчика она не согласна.
Просит суд признать незаконным и отменить решение ответчика N 84018/17 от 27 марта 2017 г. в части невключения в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения указанных периодов работы и отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в специальный стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения период работы с 1 апреля 1987 г. по 31 марта 1990 г. (в том числе периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 1 июня 1988 г. по 2 июля 1988 г, с 2 октября 1989 г. по 30 ноября 1989 г.) в должности заведующей Н. Синдровским фельдшерско-акушерским пунктом Краснослободской центральной районной больницы в льготном исчислении один год работы за один год и 3 месяца, период работы с 1 января 1993 г. по 31 декабря 1993 г. в должности фельдшера в Больнице скорой медицинской помощи г. Саранска в календарном исчислении и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 14 марта 2017 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 января 2018 г. иск Сундиковой А.Г. удовлетворен.
В счет возмещения судебных расходов с ответчика в пользу истца взыскано 300 руб.
Начальник Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкин В.Г. подал апелляционную жалобу на решение суда, в которой просит решение отменить. Приводит доводы о том, что периоды работ истца в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом не могут быть засчитаны в ее специальный стаж в льготном исчислении один год работы за один год и три месяца, поскольку наименование должности не дополнено специальностью, по которой работник имеет специальную подготовку; согласно акту документальной проверки от 18 октября 2016. в тарификационных списках за 1987-1990 гг. по Краснослободской центральной районной больнице Новосиндровский фельдшерско-акушерский пункт не обнаружен; материалы дела не содержат доказательств осуществление истцом в указанный период лечебной деятельности; период работы в должности фельдшера по приему вызовов в Больнице скорой медицинской помощи г. Саранска не может быть включен период работы, поскольку указанная должность не предусмотрена списками должностей, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. N 1066, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781; документально не подтверждена занятость непосредственным обслуживанием больных; характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
В возражениях на апелляционную жалобу Сундикова А.Г. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Святкина М.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, истец Сундикова А.Г, ее представитель Шукшина И.А. против жалобы возразили.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, 14 марта 2017 г. Сундикова А.Г. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением N 84018/17 от 27 марта 2017 г. Сундиковой А.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по нормам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 30 лет, имеется 25 лет 3 месяца 3 дня.
В специальный стаж истца в календарном и льготном исчислении не засчитан период работы с 1 апреля 1987 г. по 31 марта 1990 г. (в том числе периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 1 июня 1988 г. по 2 июля 1988 г, со 2 октября 1989 г. по 30 ноября 1989 г.) в должности заведующей Н.-Синдровским фельдшерско-акушерским пунктом Краснослободской центральной районной больницы, поскольку Список должностей, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, и Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. N 395, предусматривают наименование должности "заведующий структурным подразделением" дополнять специальностью, по которой работник имеет специальную подготовку. В Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрена должность "заведующая фельдшерско-акушерским пунктом-акушерка (фельдшер, медицинская сестра)". Согласно акту документальной проверки от 18 октября 2016. в тарификационных списках за 1987-1990 гг. по Краснослободской центральной районной больнице Новосиндровский фельдшерско-акушерский пункт не обнаружен.
В специальный стаж истца в календарном исчислении не засчитан период работы с 1 января 1993 г. по 31 декабря 1993 г. в должности фельдшера по приему вызовов в Больнице скорой медицинской помощи г. Саранска, поскольку указанная должность не предусмотрена списками должностей, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1999 г. N 1066, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781. Документально не подтверждается занятость непосредственным обслуживанием больных.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется, в том числе Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее по тексту Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781).
В соответствии с названным Списком право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), а также фельдшер больниц всех наименований.
Согласно трудовой книжке Сундикова А.Г. с 1 апреля 1987 г. по 31 марта 1990 г. работала в должности заведующей Н-Синдровским фельдшерско-акушерским пунктом Краснослободской центральной районной больницы, с 10 мая 1990 г. по 16 апреля 1997 г. - в должности фельдшера Больницы скорой медицинской помощи г. Саранска.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж периода работы истца в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в спорный период Сундикова А.Г. фактически выполняла обязанности фельдшера.
Данный вывод подтверждается следующими письменными доказательствами.
Как следует из диплома КТ N 326812 от 28 февраля 1987 г, Сундикова А.Г. окончила полный курс Краснослободского медицинского училища Мордовской АССР по специальности "фельдшерская".
В период со 2 октября 1989 г. по 30 ноября 1989 г. истец обучалась на курсах совершенствования фельдшеров ФАП, что подтверждается удостоверением N 3992 от 30 ноября 1989 г.
В приказах по Краснослободскому району N 55 от 5 июля 1989 г, N 109 от 14 декабря 1989 г. о предоставлении отпуска, N 83 от 11 сентября 1989 г. о предоставлении 0,5 ставки совместительства акушерки Сундикова А.Г. значится как фельдшер Н. Синдровского ФАП.
Согласно тарификационным спискам за период с 1987 г. по 1990 г. по Ново-Синдровскому ФАП в указанном ФАП в 1987-1988 гг. работала зав.м/п Сундикова А.Г. и акушерка К.Н.И. в 1989-1990 гг. - зав. ФАП Сундикова А.Г, акушерка Сундикова А.Г.
Из трудовой книжки К(К)Н.И, представленной в суд апелляционной инстанции следует, что она работала акушеркой Н-Синдровского ФАП с 1 апреля 1987 г. по 27 июня 1989 г.
К(К)Н.И. является матерью К.А.Ю, 12 ноября 1987 г.
С 18 октября 1987 г. заведующей Ново-Синдровским ФАП Сундиковой А.Г. предоставлена 0,5 ставки совместительства акушерки.
Согласно Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 30 декабря 1976 г. N 1250, месячный должностной оклад фельдшера фельдшерско-акушерского пункта при стаже медицинской работы до 5 лет составляет 95 руб, при этом за заведование фельдшерско-акушерским пунктом, обслуживающим до 1500 человек, предусмотрено повышение оклада на 10 руб.
В соответствии с вышеназванными тарификационными списками Сундикова А.Г. получала в спорный период работы в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом 105 руб. и 130 руб.
С учетом указанных обстоятельств и системного толкования вышеприведенных норм, суд первой инстанции обоснованно включил в льготный стаж работы истца спорный период ее работы в должности заведующей Н.-Синдровским фельдшерско-акушерским пунктом.
Вывод суда о включении указанного периода в специальный стаж в льготном исчислении соответствует положениям подпункта "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, согласно которым период работы в сельской местности или в поселке городского типа исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца), если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке).
Согласно справке, выданной ГБУЗ Республики Мордовия "Краснослободская межрайонная больница" 17 марта 2016 г, Н. Синдровский ФАП с 1987 г. по 1990 г. являлся структурным подразделением Краснослободской центральной районной больницы и был расположен на территории сельской местности.
Также суд первой инстанции обоснованно включил в специальный стаж периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 1 июня 1988 г. по 2 июля 1988 г, со 2 октября 1989 г. по 30 ноября 1989 г.
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
При этом исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность, поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации и отвлечений от работы приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные мероприятия.
Разрешая исковые требования в части включения в специальный стаж периода работы истца в должности фельдшера, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в спорный период Сундикова А.Г. работала фельдшером в Больнице скорой медицинской помощи г. Саранска.
Факт работы Сундиковой А.Г. в должности фельдшера подтверждается трудовой книжкой, которая в силу статьи 66 Трудовой кодекса Российской Федерации является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Также согласно архивной справке N А-2202 от 18 мая 2016 г. в лицевых счетах за период 1990-1994 гг. Сундикова А.Г. значится фельдшером.
Кроме того, работу в должности фельдшера в спорный период подтвердил работодатель, который в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), представив справку N 14 от 14 марта 2017 г, согласно которой Сундикова А.Г. в период с 1 января 1992 г. по 16 апреля 1997 г. работала в должности фельдшера скорой медицинской помощи.
Доводы ответчика о том, что в тарификационных списках работников Больницы скорой медицинской помощи за 1993 г. истец указана фельдшером по приему вызовов, опровергаются приведенными письменными доказательствами.
Установив наличие у истца необходимого специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с учетом включения в ее специальный стаж спорных периодов (30 лет), суд первой инстанции пришел к обоснованному и правильному выводу о признании за ней права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 14 марта 2017 г.
Утверждения ответчика о недопустимости показаний свидетелей для подтверждения характера работы не влияют на законность решения, поскольку они оценены судом в совокупности с иными допустимыми доказательствами по делу в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
Судебная коллегия отмечает, что суд первой инстанции при разрешении требований в части включения в специальный стаж периода работы истца в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом неправильно применил нормы материального права, сославшись на Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 Указанный Список подлежит применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Однако неправильное применение судом норм материального права не повлияло на верное по существу решение.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, иному толкованию норм материального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 января 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Демидчик
Судьи И.В. Адушкина
Т.А. Елина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.