Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И,
судей Ганченковой В.А, Скипальской Л.И,
при секретаре Яшкиной Ю.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 апреля 2018 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Кичимова В.В. к Главному управлению МЧС России по Республике Мордовия о признании незаконным решения об отказе в восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий и решения об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по апелляционной жалобе Кичимова В.В. на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 января 2018 г.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Кичимов В.В. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Республике Мордовия о признании незаконным решения об отказе в восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий и решения об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование требований указал, что проходил службу в должности начальника отдела организации пожаротушения управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по Республике Мордовия. С 31 мая 2015 г. уволен по достижении предельного возраста с правом ношения форменной одежды. Выслуга лет в календарном исчислении составила 26 лет 6 месяцев 1 день.
Протоколом от 5 декабря 1996 г. N 253 он с членами семьи был включён в льготные списки очерёдности сотрудников органов внутренних дел на получение жилья и числится под номером три льготной очереди.
Протоколом заседания жилищной комиссии от 22 сентября 2009 г. N 7 Главного управления МЧС России по Республике Мордовия в нарушение приказа МЧС России N 44 и приказа МВД России N 84 от 31 января 2002 г. он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий без учёта времени его нахождения в льготной очереди в МВД по Республике Мордовия не с 5 декабря 1996 г, а лишь в порядке общей очереди с 16 августа 2005 г.
Его заявления о восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения по договору социального найма Главным управлением МЧС России по Республике Мордовия оставлены без удовлетворения.
В уточнение требований просил признать незаконным решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от 24 декабря 2015 г, оформленное протоколом N 11 в части отказа в восстановлении Кичимова В.В. в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия, поставленного на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий с 5 декабря 1996 г.
Возложить на Главное управление МЧС России по Республике Мордовия обязанность восстановить Кичимова В.В. в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия с 5 декабря 1996 г.
Признать незаконным решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от 21 октября 2015 г, оформленное протоколом N 5 в части отказа в предоставлении Кичимову В.В. жилого помещения по договору социального найма.
Возложить на Главное управление МЧС России по Республике Мордовия обязанность предоставить Кичимову В.В. жилое помещение по договору социального найма в г. Саранск Республики Мордовия общей площадью 42 кв.м.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 января 2018 г. иск Кичимова В.В. удовлетворён частично.
Признано незаконным решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от 24 декабря 2015 г, оформленное протоколом N 11 об отказе в восстановлении Кичимова В.В. в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия с 5 декабря 1996 г.
На Главное управления МЧС России по Республике Мордовия возложена обязанность восстановить Кичимова В.В. в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия с 5 декабря 1996 г.
В удовлетворении исковых требований Кичимова В.В. в части признания незаконным решения жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от 21 октября 2015 г, оформленного протоколом N 5 об отказе в предоставлении Кичимову В.В. жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности предоставить ему жилое помещение в г. Саранск Республики Мордовия по договору социального найма общей площадью 42 кв.м, отказано.
В возмещение расходов по оплате государственной пошлины с Главного управления МЧС России по Республике Мордовия в пользу Кичимова В.В. взыскана государственная пошлина в размере 600 рублей.
В апелляционной жалобе Кичимов В.В. с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения жилищной комиссии об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма не согласен, просил его отменить. Указал, что; судом не был применён нормативно-правовой акт, подлежащий применению; отсутствие свободного жилищного фонда у ответчика само по себе не может являться основанием для отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма; дополнительные социальные гарантии по обеспечению жильём могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов; поскольку балансодержателем жилищного фонда является ответчик, то им и должно предоставляться жилое помещение по договору социального найма на основании решения жилищной комиссии.
Полагает, что суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку основанием для отказа истцу в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, была его дата постановки на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а не наличие либо отсутствие социального жилищного фонда и каких-либо полномочий по его распоряжению.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник Главного управления МЧС России по Республике Мордовия Наумов А.Г. полагает решение суда не подлежащим отмене.
В судебное заседание Кичимов С.В, Кичимова В.В, действующая за себя и в интересах несовершеннолетней К.В.С, представитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путём заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили. При этом от руководителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области Ерохина И.С. поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя указанного лица.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании Кичимов В.В, его представитель Костычев С.А. доводы апелляционной жалобы поддержали, представитель Главного управления МЧС России по Республике Мордовия Крылова Ю.А. относительно них возразила.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, приказом от 29 мая 2015 г. "N" подполковник внутренней службы Кичимов В.В, начальник отдела организации пожаротушения управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по Республике Мордовия уволен 31 мая 2015 г. по пункту "б" части первой статьи 58 (по достижении предельного возраста) с правом ношения форменной одежды. Выслуга лет по состоянию на 31 мая 2015 г. составляет: в календарном исчислении - 26 лет 6 месяцев 1 день, в льготном исчислении - 27 лет 1 месяц 29 дней.
5 декабря 1996 г. Кичимов В.В. с составом семьи из трёх человек (супруга Кичимова Н.В. и сын Кичимов С.В.) протоколом N 253 включён в список очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) Пожарной части - 21 ГПС МВД Республики Мордовия, где значился под третьим номером.
Государственная противопожарная служба МЧС России является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от 22 сентября 2009 г. N 7 Кичимов В.В. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с 16 августа 2005 г.
20 декабря 2011 г. между Главным управлением МЧС России по Республике Мордовия (наймодатель) и Кичимовым В.В. (наниматель) заключён договор найма служебного жилого помещения N 336, по условиям которого наймодатель передал нанимателю и членам его семьи за плату во временное владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из квартиры общей площадью 61,5 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", для временного проживания в нём. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены его семьи К.Н.В. - супруга, Кичимов С.В. - сын.
Согласно справке о составе семьи и выписке из домовой книги по указанному адресу зарегистрированы: Кичимов В.В, его сын Кичимов С.В, сноха Кичимова В.В, внучка К.С.В.
17 декабря 2015 г. Кичимов В.В. обратился в Главное управление МЧС России по Республике Мордовия с заявлением о восстановлении его в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 5 декабря 1996 г.
Решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от 24 декабря 2015 г. (протокол N 11) Кичимову В.В. отказано в восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с 5 декабря 1996 г, поскольку жилищная комиссия Главного управления МЧС России не наделена полномочиями восстанавливать сотрудников в списке нуждающихся в улучшении жилищных условиях.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исходя из того, что Кичимов В.В. принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении с 5 декабря 1996 г, решения о снятии его с учёта не принималось, пришёл к выводу о том, что за ним сохраняется право состоять на данном учёте до получения жилого помещения, в связи с чем отказ Главного управления МЧС России по Республике Мордовия в восстановлении Кичимова В.В. в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с 5 декабря 1996 г, является незаконным.
Решение суда в вышеуказанной части сторонами не обжалуется, поэтому оснований для проверки законности принятого решения в названной части не имеется.
Кроме того, 23 сентября 2015 г. Кичимов В.В, ссылаясь на то, что с 19 декабря 1996 г. состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации г. Рузаевка, обратился в Главное управление МЧС России по Республике Мордовия с заявлением об обеспечении его и члена его семьи - сына Кичимова С.В. жилым помещением.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от 21 октября 2015 г. N 5 Кичимову В.В. отказано в предоставлении жилого помещения в собственность или по договору социального найма, поскольку предоставление жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма осуществляется сотрудникам и уволенным со службы, принятым на учёт до 1 марта 2005 г. и в настоящее время он принят на учёт для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Из сообщения Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от 11 декабря 2017 г. N 7273-1-65 следует, что у Главного управления МЧС России по Республике Мордовия жилищный фонд социального использования, отсутствует.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия N 96-р от 11 марта 2010 г..жилые помещения, находящиеся на праве оперативного управления Главного управления МЧС России по Республике Мордовия, отнесены к служебным помещениям специализированного жилищного фонда.При таких обстоятельствах, суд пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от 21 октября 2015 г..оформленного протоколом N 5 об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности предоставить жилое помещение в г..Саранск Республики Мордовия по договору социального найма, поскольку вопросы предоставления жилого помещения по договору социального найма, исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда должны решаться МЧС России, а у ответчика отсутствуют полномочия по распоряжению закреплённого за ним имущества, без согласия собственника.Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска, поскольку они являются обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела.Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.По смыслу приведённой нормы права, предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда возможно только при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильём из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.По общему правилу, установленному частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жильё предоставляется гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт.Частью 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нём на условиях, установленных настоящим Кодексом.В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г..N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 г, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учётом положений настоящей части.Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".В соответствии с пунктом 1 статьи 6 данного Федерального закона сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г..федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.