Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Ю.П. Тамарова,
судей О.С. Михеева и С.И. Филимонова,
при секретаре Е.С. Бобровой,
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 апреля 2018 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Алямкина Н.М. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 2 февраля 2018 г.
Заслушав доклад судьи С.И. Филимонова, судебная коллегия
установила:
ФКУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия обратилось в суд с административным иском к Н.М. Алямкину, освобождаемому из мест лишения свободы, об установлении административного надзора.
В обоснование административного иска указало, что приговором Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 сентября 2013 г. Н.М. Алямкин осужден к лишению свободы за совершение преступления, предусмотренного частью первой статьи 162 Уголовного кодекса Российской Федерации, при опасном рецидиве преступлений. Срок отбываемого наказания истек 28 декабря 2015 г.
Приговором мирового судьи судебного участка N 2 Рузаевского района Республики Мордовия от 18 августа 2016 г. Н.М. Алямкин признан виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 10 месяцев с лишением права управления транспортными средствами сроком на 2 года. Назначенное наказание в виде лишения свободы считать в силу статьи 73 Уголовного кодекса Российской Федерации условным с испытательным сроком 1 год.
Приговором мирового судьи судебного участка N 2 Рузаевского района Республики Мордовия от 24 октября 2016 г. Н.М. Алямкин признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьей 264.1, статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 70 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности приговоров частично присоединено к назначенному наказанию по настоящему приговору по преступлению от 3 сентября 2016 г. не отбытая часть наказания, назначенного по приговору мирового судьи судебного участка N 2 Рузаевского района Республики Мордовия от 18 августа 2016 г. и назначено наказание в виде 1 года 3 месяцев лишения свободы с лишением права управления транспортными средствами сроком на 2 года 6 месяцев. В соответствии с частью пятой статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений путем частичного сложения наказания, назначенного по настоящему приговору в соответствии со статьей 70 Уголовного кодекса Российской Федерации, и наказания, назначенного по преступлению от 17 августа 2016 г, окончательно назначено к отбытию наказание в виде 1 года 5 месяцев лишения свободы с лишением права управления транспортными средствами сроком на 3 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Осужденный Н.М. Алямкин поощрений не имеет, дважды привлекался к дисциплинарной ответственности (взыскания не сняты и не погашены), характеризуется отрицательно.
ФКУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия просило суд установить в отношении административного ответчика административный надзор сроком на шесть лет и установить в отношении ответчика административные ограничения, указанные в административном исковом заявлении (л.д. 1-2).
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 2 февраля 2018 г. административный иск удовлетворен (л.д. 38-43).
Н.М. Алямкин подал апелляционную жалобу и дополнения к апелляционной жалобе на решение суда. Привел по существу доводы, что в отношении него не мог быть установлен административный надзор, так как наказание по приговору суда от 23 сентября 2013 г, которым в его действиях признан опасный рецидив преступлений, он отбыл полностью, ранее установленный в отношении него решением суда административный надзор был прекращен, и он не может нести ответственность дважды за одно и то же преступление; при установлении административного надзора были нарушены требования статьи 53 Уголовного кодекса Российской Федерации; судом не было принято во внимание то, что он находился на обычных условиях содержания, был трудоустроен и получал заработную плату; судом необоснованно приняты во внимание два факта привлечения его к дисциплинарной ответственности, с которыми он не согласен. Просил решение суда отменить (л.д. 51, 59).
В судебное заседание представитель административного истца ФКУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия и административный ответчик Н.М. Алямкин, освобожденный из мест лишения свободы 23 марта 2018 г, не явились. Указанные лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 69, 86), сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили. Необходимости в личном участии административного ответчика в судебном заседании не имеется.
Препятствий к рассмотрению дела не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Е.В. Умнова в заключении полагала, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Рассмотрев на основании части первой статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, приговором Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 сентября 2013 г. Н.М. Алямкин осужден к лишению свободы за совершение преступления, предусмотренного частью первой статьи 162 Уголовного кодекса Российской Федерации, при опасном рецидиве преступлений. Срок отбываемого наказания истек 28 декабря 2015 г. (л.д. 13-14).
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 16 октября 2015 г. в отношении Н.М. Алямкина, освобождаемого из мест лишения свободы, установлен административный надзор на срок шесть лет (л.д. 15-17).
Приговором мирового судьи судебного участка N 2 Рузаевского района Республики Мордовия от 18 августа 2016 г. Н.М. Алямкин признан виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 10 месяцев с лишением права управления транспортными средствами сроком на 2 года. Назначенное наказание в виде лишение свободы считать в силу статьи 73 Уголовного кодекса Российской Федерации условным с испытательным сроком 1 год (л.д. 11-12).
Приговором мирового судьи судебного участка N 2 Рузаевского района Республики Мордовия от 24 октября 2016 г. Н.М. Алямкин признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьей 264.1, статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 70 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности приговоров частично присоединено к назначенному наказанию по настоящему приговору по преступлению от 3 сентября 2016 г. не отбытая часть наказания, назначенного по приговору мирового судьи судебного участка N 2 Рузаевского района Республики Мордовия от 18 августа 2016 г. и назначено наказание в виде 1 года 3 месяцев лишения свободы с лишением права управления транспортными средствами сроком на 2 года 6 месяцев. В соответствии с частью пятой статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений путем частичного сложения наказания, назначенного по настоящему приговору в соответствии со статьей 70 Уголовного кодекса Российской Федерации и наказания, назначенного по преступлению от 17 августа 2016 г. окончательно назначено к отбытию наказание в виде 1 года 5 месяцев лишения свободы с лишением права управления транспортными средствами сроком на 3 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Срок отбытия наказания истек 23 марта 2018 г. (л.д. 6-9).
10 января 2017 г. в отношении Н.М. Алямкина административный надзор прекращен (л.д. 18).
В соответствии с приговором Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 сентября 2013 г. гражданин Российской Федерации Н.М. Алямкин "дата" года рождения осужден к лишению свободы за совершение преступления, относящегося к категории тяжких, предусмотренного частью первой статьи 162 Уголовного кодекса Российской Федерации. Он осужден к лишению свободы за разбой, с применением насилия, опасного для здоровья, при опасном рецидиве преступлений с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Срок наказания, отбываемого осужденным Н.М. Алямкиным, исчислялся с 29 июня 2013 г. и истек 28 декабря 2015 г. (л.д. 13-14).
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 16 октября 2015 г. в отношении Н.М. Алямкина, освобождаемого из мест лишения свободы, установлен административный надзор на срок шесть лет (л.д. 15-17).
Приговором мирового судьи судебного участка N 2 Рузаевского района Республики Мордовия от 18 августа 2016 г. Н.М. Алямкин признан виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 10 месяцев с лишением права управления транспортными средствами сроком на 2 года. Назначенное наказание в виде лишения свободы считать в силу статьи 73 Уголовного кодекса Российской Федерации условным с испытательным сроком 1 год (л.д. 11-12).
Приговором мирового судьи судебного участка N 2 Рузаевского района Республики Мордовия от 24 октября 2016 г. Н.М. Алямкин признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьей 264.1, статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 70 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности приговоров частично присоединено к назначенному наказанию по настоящему приговору по преступлению от 3 сентября 2016 г. не отбытая часть наказания, назначенного по приговору мирового судьи судебного участка N 2 Рузаевского района Республики Мордовия от 18 августа 2016 г. и назначено наказание в виде 1 года 3 месяцев лишения свободы с лишением права управления транспортными средствами сроком на 2 года 6 месяцев. В соответствии с частью пятой статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений путем частичного сложения наказания, назначенного по настоящему приговору в соответствии со статьей 70 Уголовного кодекса Российской Федерации и наказания, назначенного по преступлению от 17 августа 2016 г. окончательно назначено к отбытию наказание в виде 1 года 5 месяцев лишения свободы с лишением права управления транспортными средствами сроком на 3 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Срок отбытия наказания истек 23 марта 2018 г. (л.д. 6-9).
10 января 2017 г. в отношении Н.М. Алямкина административный надзор прекращен (л.д. 18).
Согласно характеристике, справке о поощрениях и взысканиях от 16 января 2018 г. осужденный Н.М. Алямкин поощрений не имеет, дважды привлекался к дисциплинарной ответственности (взыскания не сняты и не погашены), характеризуется отрицательно (л.д. 3-4, 5).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
Разрешая дело, суд первой инстанции пришел к выводу, что в отношении административного ответчика должен быть установлен административный надзор.
Данный вывод суда основан на правильном применении закона и соответствует обстоятельствам дела.
Административный надзор устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее также - Федеральный закон). Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор, указаны в статье 3 Федерального закона.
Согласно пунктам 2 и 4 части второй статьи 3 Федерального закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Совершеннолетний административный ответчик имеет непогашенную судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений и имеет непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое административный ответчик осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
Принимая решение об установлении административного надзора, суд первой инстанции установилв отношении административного ответчика административный надзор сроком на шесть лет, исчисляемым со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно пункту 2 части первой статьи 5 Федерального закона в отношении лиц, указанных в части второй статьи 3 настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно пункту 1 части третьей статьи 5 Федерального закона срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в части второй статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Административный ответчик относится к числу лиц, указанных в части второй статьи 3 Федерального закона, и в отношении него должен быть установлен административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 26 постановления Пленума от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть первая статьи 5 Закона, статья 86 Уголовного кодекса Российской Федерации).
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть первая статьи 5 Закона).
Устанавливая в отношении Н.М. Алямкина административный надзор сроком на шесть лет, суд первой инстанции исходил из того, что приговором Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 сентября 2013 г. гражданин Российской Федерации Н.М. Алямкин "дата" года рождения осужден к лишению свободы за совершение преступления, относящегося к категории тяжких, предусмотренного частью первой статьи 162 Уголовного кодекса Российской Федерации. Он осужден к лишению свободы за разбой, с применением насилия, опасного для здоровья, при опасном рецидиве преступлений с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Срок наказания, отбываемого осужденным Н.М. Алямкиным, исчислялся с 29 июня 2013 г. и истек 28 декабря 2015 г. (л.д. 13-14).
Основанием для установления в отношении Н.М. Алямкина административного надзора послужило совершение им при опасном рецидиве тяжкого преступления, за которое он осужден приговором Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 сентября 2013 г. (л.д. 13-14).
Исходя из этого, согласно пункту "г" части третьей статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на день совершения преступления, судимость Н.М. Алямкина за совершение указанного тяжкого преступления должна быть погашена по истечении шести лет после отбытия наказания, то есть 28 декабря 2021 г.
Кроме того, Н.М. Алямкин является совершеннолетним лицом, освобожденным из мест лишения свободы, имеющим непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором, установленным решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 16 октября 2015 г, преступлений, относящихся к категории преступлений небольшой тяжести, предусмотренных статьей 264.1, статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, за которые он был осужден приговором мирового судьи судебного участка N 2 Рузаевского района Республики Мордовия от 24 октября 2016 г. к лишению свободы и направлен к месту отбытия наказания (л.д. 6-9).
23 марта 2018 г. Н.М. Алямкин освободился по отбытию срока наказания.
Согласно пункту "в" части третьей статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость Н.М. Алямкина за совершение указанных преступлений небольшой тяжести должна быть погашена по истечении трех лет после отбытия наказания, то есть 23 марта 2021 г.
Таким образом, суд первой инстанции с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 26 постановления Пленума от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", обоснованно принял решение об установлении в отношении Н.М. Алямкина административного надзора сроком на шесть лет, исчисляемым со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, так как совершеннолетний административный ответчик имеет непогашенную судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений.
В соответствии с требованиями пункта 1 части третьей статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об установлении административного надзора должны содержаться конкретные административные ограничения, установленные судом.
Принимая решение об установлении административного надзора, суд первой инстанции установилв отношении административного ответчика административное ограничение в виде запрещения пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, или иного помещения, пригодного для постоянного проживания и (или) по адресу которого поднадзорное лицо подлежит постановке на учет в органе внутренних дел, в ночное время (с 22 часов до 6 часов).
Этот вид административного ограничения, об установлении которого просил административный истец, предусмотрен пунктом 3 части первой статьи 4 Федерального закона.
Установление этого административного ограничения учитывает характер и степень общественной опасности совершенных административным ответчиком преступлений и другие обстоятельства дела, свидетельствующие о необходимости выбора такого ограничения.
Административный ответчик совершил тяжкое преступление - разбой с применением насилия, опасного для здоровья. Преступление совершено при опасном рецидиве преступлений, и усматривается, что ответчик склонен к совершению правонарушений. В период отбывания наказания в местах лишения свободы ответчик не поощрялся, дважды привлекался к дисциплинарной ответственности (взыскания не сняты и не погашены) и характеризуется отрицательно.
С учетом приведенных обстоятельств дела в их совокупности установление этого административного ограничения направлено для предупреждения совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений в ночное время, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов и отвечает задачам административного надзора.
Установление этого административного ограничения отвечает задачам административного надзора и обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Принимая решение об установлении административного надзора, суд первой инстанции установилв отношении административного ответчика административное ограничение в виде обязательной явки два раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Этот вид административного ограничения, об установлении которого просил административный истец, предусмотрен пунктом 5 части первой статьи 4 Федерального закона, и в соответствии с требованиями части второй настоящей статьи установление судом такого вида ограничения является обязательным.
Количество раз в месяц, в соответствии с которым поднадзорное лицо обязано являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (два раза в месяц), определено судом в допустимых пределах (от одного до четырех раз в месяц) и с учетом обстоятельств дела является разумным.
Оснований для установления административному ответчику других административных ограничений при рассмотрении дела не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, что в отношении административного ответчика не мог быть установлен административный надзор, так как наказание по приговору суда от 23 сентября 2013 г, которым в его действиях признан опасный рецидив преступлений, он отбыл полностью, ранее установленный в отношении него решением суда административный надзор был прекращен, и он не может нести ответственность дважды за одно и то же преступление, отклоняются.
Административный ответчик имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений. Ответчик относится к числу лиц, указанных в части второй статьи 3 Федерального закона, в отношении него суд установиладминистративный надзор в связи с такой непогашенной судимостью, и ссылка ответчика на отбытие им наказания по приговору от 23 сентября 2013 г. неосновательна.
Согласно пункту 32 постановления Пленума Верховного Суда Республики Мордовия от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части первой статьи 9 Закона). Вместе с тем, как следует из положений частей второй и второй.1 статьи 3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях второй и второй.1 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
Доводы апелляционной жалобы, что при установлении административного надзора были нарушены требования статьи 53 Уголовного кодекса Российской Федерации, также отклоняются.
Административный надзор и административные ограничения не являются наказанием за совершение преступления, а представляют собой меру, направленную на предотвращение совершения правонарушений поднадзорным лицом, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов посредством осуществления административного надзора (статьи 1 и 2 Федерального закона). Применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 Уголовный кодекс Российской Федерации).
Установление административного надзора согласуется со статьей 55 (часть третья) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 2876-О, от 19 июля 2016 г. N 1675-О и другие).
Доводы апелляционной жалобы, что судом первой инстанции не было принято во внимание то, что он находился на обычных условиях содержания, был трудоустроен и получал заработную плату; судом необоснованно приняты во внимание два факта привлечения его к дисциплинарной ответственности, с которыми он не согласен, также отклоняются.
Установление административного надзора связано с непогашенной и неснятой судимостью за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, и поведение ответчика во время отбывания наказания установлению в отношении него административного надзора не препятствует. При этом установленные в отношении поднадзорного лица административные ограничения, учитывают не только данные о личности ответчика, в том числе наличие поощрений и взысканий, но и другие заслуживающие внимания обстоятельства в их совокупности.
При этом у суда сведений о том, что административным ответчиком были обжалованы наложенные на него взыскания либо взыскания были сняты или отменены, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся в целом к иной оценке доказательств и не могут послужить основанием для отмены или изменения решения суда.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части первой статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения, предусмотренных статьей 196 настоящего Кодекса, также не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
оставить решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 2 февраля 2018 г. без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Алямкина Н.М. без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий Ю.П. Тамаров
судьи О.С. Михеев
С.И. Филимонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.