Судья Верховного Суда Республики Мордовия Филимонов С.И. при секретаре судебного заседания Пинясовой К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саранске Республики Мордовия жалобу Неваева И.А. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 февраля 2018 г.,
установил:
21 февраля 2018 г. инспектор ОИАЗ УМВД России по го Саранск ФИО составил в отношении И.А. Неваева протокол N 012845 об административном правонарушении.
В протоколе указано, что 28 января 2018 г. с 14 часов 00 минут по 14 часов 35 минут И.А. Неваев организовал несогласованное с Администрацией городского округа Саранск публичное мероприятие: шествие по маршруту - по тротуару ул. Коммунистическая на участке от ул. Большевистская до ул. Пролетарская г. Саранска Республики Мордовия, повлекшее создание помех движению пешеходов (л.д. 3).
И.А. Неваеву вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП Российской Федерации).
Определением заместителя начальника полиции по ООП УМВД России по го Саранск ФИО1 от 22 февраля 2018 г. материалы дела об административном правонарушении переданы на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия (л.д. 2).
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 февраля 2018 г. И.А. Неваев признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 20.2 КоАП Российской Федерации, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере двадцать тысяч рублей (л.д. 74-83).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Мордовия, Неваев И.А. просил постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что 15 января 2018 г. им подавалось уведомление в Администрацию городского округа Саранск о проведении 28 января 2018 г. публичного мероприятия (шествия), на которое был получен ответ о том, что согласование шествия осуществляется с Министерством строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия; данный ответ решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 января 2018 г. признан законным, в связи с чем считает, что согласования шествия с Администрацией городского округа Саранск не требовалось.
В судебном заседании И.А. Неваев и его защитник А.В. Шиндясов жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Необходимости в допросе должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, необходимости в допросе других лиц не усматривается.
Проверив на основании части третьей статьи 30.6 КоАП Российской Федерации дело в полном объеме, судья верховного суда республики приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что И.А. Неваев 28 января 2018 г. в период с 14 часов 00 минут по 14 часов 35 минут организовал несогласованное с Администрацией городского округа Саранск публичное мероприятие: шествие по маршруту - тротуару ул. Коммунистической на участке от ул. Большевистская до ул. Пролетарская г. Саранска Республики Мордовия, повлекшее создание помех движению пешеходов.
Признавая И.А. Неваева виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к выводу о доказанности вины в совершении вышеуказанного административного правонарушения, приняв в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от 21 февраля 2018 г. N 012845 (л.д. 3); письменные объяснения свидетелей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 (л.д. 30, 31, 32, 33); сведения из книги учета сообщений о преступлениях (л.д. 34, 35); фотографии (л.д. 9-15); копию решения Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 января 2018 г. по административному иску И.А. Неваева к Министерству строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия об установлении факта согласования шествия (л.д. 50-54); копию решения Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 января 2018 г. по административному иску И.А. Неваева к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным решения Администрации в части отказа в согласовании публичного мероприятия (л.д. 55-59); копии писем Администрации городского округа Саранск и Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия (л.д. 24-26, 28, 38, 39, 45-47), а также иные материалы дела.
Данный вывод судьи основан на правильном применении закона.
Согласно части второй статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью седьмой настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу положений статьи 4 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее также - Федеральный закон) к организации публичного мероприятия относятся оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Согласно пункту 1 части четвертой статьи 5 Федерального закона, организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью пятой статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Административное наказание назначено в пределах санкции, установленной частью второй статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех заслуживающих внимание обстоятельств.
Доводы жалобы И.А. Неваева о том, что вмененного административного правонарушения он не совершал, так как согласования шествия с Администрацией городского округа Саранск не требовалось, отклоняются.
В соответствии с частью второй статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Республики Мордовия регламентируется Законом Республики Мордовия от 19 декабря 2012 г. N 87-З "О регулировании отношений в сфере проведения публичных мероприятий на территории Республики Мордовия".
Согласно этому порядку, установленному статьей 1 настоящего Закона Республики Мордовия, при проведении публичного мероприятия на территории городского поселения уведомление о проведении публичного мероприятия подается в администрацию городского поселения (пункт 1).
Уведомление о публичном мероприятии, проводимом на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, подлежит направлению в исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия в области культуры (пункт 2).
Уведомление о публичном мероприятии, проводимом на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования, подлежит направлению в администрацию городского округа, на территории которого расположены указанные объекты (пункт 3 в редакции Закона Республики Мордовия от 5 февраля 2018 г. N 2-З).
Согласно прежней редакции пункта 3 настоящей статьи, действовавшей на день подачи уведомления о проведении шествия, уведомление о публичном мероприятии, проводимом на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования, подлежало направлению в соответствующий исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия (Минстрой Республики Мордовия).
Как усматривается из материалов дела, шествие предполагало массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту, в том числе по тротуару дороги по ул. Коммунистическая г. Саранска Республики Мордовия на участке дороги, на котором имеются остановки общественного транспорта.
Таким образом, шествие предполагало массовое прохождение граждан по объекту транспортной инфраструктуры, используемому для транспорта общего пользования, и уведомление о проведении шествия на указанном объекте подлежало направлению в Минстрой Республики Мордовия, к компетенции которого относилось решение вопроса о согласовании проведения публичного мероприятия на данном объекте.
Письмом Минстроя Республики Мордовия от 22 января 2018 г. N 142 организатору публичного мероприятия И.А. Неваеву сообщалось, что согласование проведения шествия по ул. Коммунистическая не представляется возможным, и по мотивам, указанным в письме, предлагалось изменить место проведения публичного мероприятия. Тем самым министерство фактически отказало в согласовании проведения публичного мероприятия на объекте транспортной инфраструктуры, используемом для транспорта общего пользования.
В мотивировочной части постановления судьи содержится ошибочный вывод, что шествие не было согласовано организатором публичного мероприятия И.А. Неваевым с органом местного самоуправления, как этого требует закон.
На день подачи уведомления о проведении шествия решение вопроса о согласовании публичного мероприятия на объекте транспортной инфраструктуры, используемом для транспорта общего пользования, относилось к компетенции Минстроя Республики Мордовия, и согласования проведения такого шествия с органом местного самоуправления не требовалось.
Однако указанный выше ошибочный вывод судьи положение дела не меняет, поскольку министерство не санкционировало шествие, о чем И.А. Неваеву достоверно было известно.
Администрация городского округа сообщила организатору публичного мероприятия И.А. Неваеву, что уведомление о проведении шествия на объекте транспортной инфраструктуры, используемом для транспорта общего пользования, необходимо подать в министерство, а министерство сообщило организатору публичного мероприятия И.А. Неваеву, что согласование проведения шествия на таком объекте не представляется возможным и предложило изменить место проведения публичного мероприятия. Противоречия между этими сообщениями не имеется.
Как усматривается из материалов дела, 26 января 2018 г. Ленинским районным судом г. Саранска Республики Мордовия рассмотрено административное дело по административному иску И.А. Неваева к Минстрою Республики Мордовия об установлении факта согласования публичного мероприятия. Суд принял решение об отказе в удовлетворении административного иска об установлении факта согласования публичного мероприятия в форме шествия на 28 января 2018 г. (уведомление подано 15 января 2018 г.) с учетом изменений маршрута (письмо от 22 января 2018 г. N 164-вх.). При этом, исходя из оснований административного иска, указанных в описательной части решения суда, 15 января 2018 г. в министерство подавалось уведомление о проведении публичного мероприятия в форме шествия и митинга, 19 и 22 января 2018 г. - уведомления об изменении маршрута шествия и количества его участников. Об итоговом письме министерства (письмо от 22 января 2018 г. N 142), которым не санкционировано публичное мероприятие и предложено изменить место проведения публичного мероприятия, организатору публичного мероприятия И.А. Неваеву было известно до обращения в суд с указанным административным иском, то есть до проведения публичного мероприятия.
Таким образом, по состоянию на 26 января 2018 г. организатору И.А. Неваеву было известно о том, что указанное выше публичное мероприятие не было согласовано и для его проведения были предложены другие места.
Ссылка И.А. Неваева и его защитника на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 января 2018 г, которым административный иск И.А. Неваева о признании незаконным решения Администрации городского округа Саранск от 17 января 2018 г. N 261-исх в части отказа в согласовании публичного мероприятия - митинга 28 января 2018 г. с 14 часов 00 минут до 18 часов 00 минут по адресу: г. Саранск, Театральная площадь (ул. Советская, 60) с предполагаемым количеством участников до 1000 человек, возложении обязанности не препятствовать проведению публичного мероприятия, оставлен без удовлетворения, как на доказательство невиновности И.А. Неваева, является несостоятельной.
В связи с вышеизложенным, обжалуемое постановление судьи является законным и обоснованным, а доводы жалобы, которые по существу сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств, не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья верховного суда республики
решил:
оставить постановление судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 февраля 2018 г. без изменения, жалобу И.А. Неваева - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путем подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя верховного суда республики.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия С.И. Филимонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.