Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., при секретаре Буткиной А.В., рассмотрев жалобу Микушевой О.М. на постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми Дейберт О.И. N "Номер обезличен" от 09 ноября 2017 года и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, в отношении Микушевой О.М.,
установил:
постановлением заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми Дейберт О.И. N "Номер обезличен" от 09 ноября 2017 года Микушева О.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица административного органа, Микушева О.М. обратилась в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой в порядке, предусмотренном статьями 30.1-30.2 КоАП РФ.
Судьей принято решение об оставлении оспариваемого постановления должностного лица контролирующего органа без изменения.
Оспаривая состоявшиеся по делу постановления, Микушева О.М. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой об их отмене, указывая на отсутствие в ее действиях события и состава вмененного административного правонарушения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Микушевой О.М. - Болотов М.А. доводы жалобы поддержал, просил отменить постановление должностного лица административного органа и решение судьи городского суда как незаконные.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Коми и заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми - начальника отдела контроля закупок Дейберт О.И. - специалист-эксперт Коми Управления Федеральной антимонопольной службы России Кузнецова К.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами жалобы не согласилась, считая постановление должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми и судебное решение законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника Микушевой О.М. - Болотова М.А, специалиста-эксперта Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми Кузнецову К.Н, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены принятых по делу процессуальных актов.
Частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса.
Частью 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса РФ установлено, что закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 182 Жилищного кодекса РФ привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 2016 года N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Постановление от 01 июля 2016 года N 615), проводится предварительный отбор организаций.
Положение определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, (далее - региональный оператор), подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - подрядные организации), в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее соответственно - закупка, договор об оказании услуг) (пункт 1).
В силу пункта 2 Положения "предварительный отбор" - совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор, "орган по ведению реестра" - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 12 октября 2016 года N 434-р Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (в настоящее время Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми в редакции Распоряжения Правительства Республики Коми от 24 января 2018 года N 36-р) определен уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций.
Приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 22 ноября 2016 года N 72-ОД "О комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Коми" создана комиссия по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Коми, утверждено Положение о порядке работы комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Коми (далее - приказ от 22 ноября 2016 года N 72-ОД).
Приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 07 апреля 2017 года N 236-ОД "О внесении изменений в приказ от 22 ноября 2016 N 72-ОД "О комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Коми" внесены изменения в состав комиссии по проведению предварительного отбора (далее - приказ от 07 апреля 2017 года N 236-ОД).
Документация о проведении предварительного отбора подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (далее - документация о проведении предварительного отбора), извещение о предварительном отборе размещены на сайте оператора электронной площадки https://.rts-tender.ru, а также на официальном сайте Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми http://www.arch.rkomi.ru 24 мая 2017 года.
Согласно подпункту "б" пункта 38 Положения, заявка на участие в предварительном отборе должна содержать следующие документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения, в том числе: расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (далее - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам), составленный за отчетный период по форме, утвержденной Пенсионным фондом Российской Федерации, с отметкой территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о приеме или с приложением копии электронной квитанции (расписки) о приеме документов с электронной подписью в случае отправки расчета в электронном виде (далее - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам).
В силу пункта 48 Положения комиссия по проведению предварительного отбора рассматривает заявки на участие в предварительном отборе на их соответствие требованиям, установленным документацией о проведении предварительного отбора, в том числе на соответствие участников предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения, а также принимает решение о включении участников предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Подпунктами "а", "б", "в" пункта 53 Положения установлено, что решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в следующих случаях: несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения; заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 настоящего Положения; установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе.Аналогичные случаи принятия решения комиссией по проведению предварительного отбора об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций установлены пунктом 14 документации о проведении предварительного отбора.
Пунктом 55 Положения определено, что результаты рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе и решение вопросов, указанных в пунктах 51 и 52 настоящего Положения, оформляются протоколом комиссии по проведению предварительного отбора, который подписывается всеми членами комиссии, участвующими в заседании. Протокол оформляется и размещается органом по ведению реестра на официальном сайте и сайте оператора электронной площадки в течение 2 рабочих дней со дня его подписания.
Обстоятельствами дела установлено, что "Дата обезличена" ООО "... " через электронную торговую площадку "РТС-тендер" направило заявку N "Номер обезличен" на участие в предварительном отборе подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
Как следует из протокола по проведению предварительного отбора N "Номер обезличен" от 28 июня 2017 года ООО "... " отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций со следующим обоснованием "заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленными пунктами 23, 38 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01 июля 2016 года N 615; п.п. 16, 17 документации предварительного отбора (расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представлен не в полном объеме)".
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми рассмотрена жалоба ООО "... " при участии представителя Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми Болотова М.А. и представителя ООО "... " ФИО16 на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, по результатам которой жалоба ООО "... " признана обоснованной; действия комиссии по проведению предварительного отбора Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в виде принятия решения об отказе во включении участника предварительного отбора ООО "... " в реестр квалифицированных подрядных организаций по результатам проведения предварительного отбора в части несоответствия заявки требованиям пункта 38 Положения (не предоставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в полном объёме) - противоречащими требованиям подпункта "б" пункта 53 Положения.
На заседании комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми представитель Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми указал, что ООО "... " в составе заявки должно было предоставить расчет по страховым взносам за первый квартал 2017 года по новой форме, установленной приказом Федеральной налоговой службы от 10 октября 2016 года N ММВ-7-11/551.
Установлено, что все необходимые документы к заявке ООО "... " были приложены, в том числе расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ и в ФОМС, по форме, утвержденной Пенсионным Фондом, с приложением копии электронной квитанции о приеме документов.
При обозрении документов в составе заявки ООО "... " комиссия по проведению предварительного отбора установила, что в составе заявки представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическими лицами по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год в полном объеме.
Также в составе заявки ООО "... " представлен расчет за первый квартал 2017 года по новой форме, утвержденной приказом от 10 октября 2016 года, в котором отсутствовал раздел 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах". Представитель ООО "... " пояснил, что расчет за первый квартал 2017 года был представлен как дополнительный документ, что не запрещено документацией о предварительном отборе.
Из административного материала следует, что комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Коми выдано предписание об отмене протокола по проведению предварительного отбора от 28 июня 2017 года в части отказа во включении участника предварительного отбора ООО "... " в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Указанное предписание было исполнено, ООО "... " включены в реестр.
Принимая во внимание изложенное, должностное лицо административного органа и судья городского суда полно и всесторонне исследовав обстоятельства, изложенные в материалах дела, правильно истолковали положения Жилищного кодекса РФ, требования Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 года N 615 и пришли к выводу о нарушении при проведении предварительного отбора подрядных организаций об отказе во включении участника предварительного отбора ООО "... " в реестр квалифицированных подрядных организаций в нарушение требований части 1.1 статьи 180, части 5 статьи 185 Жилищного кодекса РФ, пункта 53 Положения.
Согласно приказу (распоряжению) о приеме работника на работу N "Номер обезличен" от "Дата обезличена" Микушева О.М. переведена в Аппарат Министерства Заместителем министра.
Приказом N 72-ОД от 22 ноября 2016 года Микушева О.М. включена в состав комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Коми. Приказом от 07 апреля 2017 года N 236-ОД Микушева О.М. назначена председателем комиссии.
Протокол проведения предварительного отбора N "Номер обезличен" от 28 июня 2017 года подписан, в том числе Микушевой О.М.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях должностного лица Микушевой О.М. состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что действия комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций не могут быть отнесены к процедуре осуществления торгов, в связи с чем, в действиях председателя комиссии Микушевой О.М. отсутствует событие и состав вмененного административного правонарушения выводы должностного лица контролирующего органа и судьи городского суда не опровергают, поскольку как указывалось выше в соответствии с пунктом 2 Положения "предварительный отбор" - совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор. Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ состоит в нарушении установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах. Микушева О.М, являясь должностным лицом - членом комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Коми, в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей, допустила нарушение требований части 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса РФ, части 5 статьи 185 Жилищного кодекса РФ, пункта 53 Положения, выразившееся в принятии необоснованного решения об отказе во включении участника предварительного отбора ООО "... " в реестр квалифицированных подрядных организаций, тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что вмененное административное правонарушение отвечает признакам малозначительности, не может служить основанием к отмене обжалуемого постановления должностного лица и решения судьи в силу следующего.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Действия комиссии по предварительному отбору организаций направлены на формирование реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, для исключения участия в закупках недобросовестных и неквалифицированных участников, а необоснованный отказ не дает права участвовать в торгах.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, принимая во внимание, что ООО "... " на стадии предварительного отбора в отсутствие на то законных оснований не было включено в перечень квалифицированных подрядных организаций, что влечет отказ в допуске к торгам, оснований для признания малозначительным нарушения на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Постановление о привлечении Микушевой О.М. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья,
решил:
постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми Дейберт О.И. N "Номер обезличен" от 09 ноября 2017 года и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, в отношении Микушевой О.М. оставить без изменения, жалобу Микушевой О.М. - без удовлетворения.
Судья И.Г. Пристром
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.