СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А,
судей Пунегова П.Ф. и Слободянюк Т.А,
при секретаре Тырышкиной Н.Н,
рассмотрев в судебном заседании 5 марта 2018 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО ГО "Ухта" Варнаковой А.В. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 20 декабря 2017 года, которым
в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования городского округа "Ухта" к Кулеш М.Ю, Романову И.Ю, Баранчук Л.П, Лизункову Ю.Ю. о выселении с предоставлением другого жилого помещения, признании права собственности, прекращения права собственности, признании утратившими право пользования жилым помещением отказано.
Заслушав доклад судьи Пунегова П.Ф, объяснения Романова И.Ю, представляющего также интересы Кулеш М.Ю, заключение прокурора Шевелевой М.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
Администрация МО ГО "Ухта" обратилась в суд с иском к Кулеш М.Ю, Романову И.Ю, Баранчук Л.П, Лизункову Ю.Ю. о выселении из жилого помещения по адресу: Республика Коми, "Адрес обезличен", в жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен", прекращении права собственности Кулеш М.Ю, Романова И.Ю. на жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен", признании права МО ГО "Ухта" на это жилое помещение, признании за Кулеш М.Ю, Романовым И.Ю. права собственности на жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен", признании ответчиков утратившими право пользования жилым помещением по адресу: "Адрес обезличен", указывая, что решением межведомственной комиссии (МВК) от 25.12.2008 года N "Номер обезличен" многоквартирный дом, в котором находится спорная квартира, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации МО ГО "Ухта" от 05.06.2013 года N "Номер обезличен" утверждена муниципальная программа "Переселение граждан, проживающих на территории МО ГО "Ухта" из аварийного жилищного фонда с 2013 года по 1 сентября 2017 года", согласно приложению N 1 к которой в перечень аварийных многоквартирных домов включен и дом по адресу: "Адрес обезличен" Этот же дом входит в перечень аварийных домов, включенных в республиканскую адресную программу, утвержденную постановлением Правительства Республики Коми от 12.04.2013 года N 120. На стадии реализации и исполнения программы переселения ответчикам было предложено жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен", с чем ответчики не согласны.
В судебном заседании представитель истца Варнакова А.В, действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала.
Ответчики Романов И.Ю, Кулеш М.Ю. возражали против удовлетворения иска.
Ответчики Баранчук Л.П, Лизунков Ю.Ю, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО ГО "Ухта" выражает несогласие с принятым судом решением, просит его отменить, ссылаясь на неполное установление судом имеющих для правильного разрешения спора обстоятельств.
Прокуратурой г.Ухты поданы возражения на апелляционную жалобу администрации МО ГО "Ухта".
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, извещенных надлежащим образом, поскольку в силу ч. 3 ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Проверив законность решения суда, материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Установлено, что Кулеш (до перемены фамилии Лизункова) М.Ю, Романов (до перемены фамилии Лизунков) И.Ю. являются сособственниками жилого помещения по адресу: "Адрес обезличен"; ответчики Лизунков Ю.Ю, Баранчук Л.П. проживают в указанном жилом помещении как члены семьи собственника.
Заключением МВК от 25.12.2008 года N "Номер обезличен" многоквартирный жилой дом по адресу: "Адрес обезличен" признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации МОГО "Ухта" от 05.06.2013г. N "Номер обезличен" "Об утверждении муниципальной программы "Переселение граждан, проживающих на территории МО ГО "Ухта" из аварийного жилищного фонда на 2013-2017гг", указанный многоквартирный жилой дом включен в программу переселения.
Постановлением Правительства Республики Коми от 12.04.2013г. N 121 (в редакции от 28.11.2013 N 449) утверждена республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства" на 2013-2017 годы", куда был включен многоквартирный жилой дом по адресу: г.Ухта, пгт. Водный, ул.Ленина, д.10.
В целях реализации указанных программ Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Ухта", действующим от имени собственника жилого помещения МО ГО "Ухта" на основании Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности МО ГО "Ухта", утвержденным решением Совета МО ГО "Ухта" от 25.09.2012 N 162, ответчикам предлагался вариант переселения в жилое помещение, расположенное по адресу: "Адрес обезличен", с чем ответчики не согласились.
Разрешая спор при установленных обстоятельствах, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ст. 35 Конституции Российской Федерации, согласно которым право частной собственности охраняется законом (ч. 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3).
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Частью 8 указанной статьи предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014г, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Таким образом, в силу приведенных выше положений действующего законодательства собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации жилищных прав в случае включения дома в региональную адресную программу.
Суд первой инстанции при принятии решения правильно применил нормы ст. 32 Жилищного кодекса РФ и пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований администрации МО ГО "Ухта" о выселении с предоставлением другого жилого помещения, признании права собственности, прекращения права собственности, признании утратившими право пользования жилым помещением ответчиков не имеется.
Как верно установилсуд, после принятия решения о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу в рамках исполнения программы переселения истцом не принято действий по определению размера возмещения за изымаемое жилое помещение, сроков и других условий изъятия жилого помещения в порядке, предусмотренном ст.32 Жилищного кодекса РФ. Согласие собственников на предоставление жилого помещения взамен занимаемого жилого помещения, признанного аварийным, отсутствует.
Кроме того суд правильно указал, что сам по себе факт включения дома N "Адрес обезличен" в муниципальную и республиканскую программы переселения достаточным основанием для принудительного изъятия жилого помещения, принадлежащего ответчикам Кулеш М.Ю, Романову И.Ю, быть не может.
Иных же оснований для перехода права собственности, выселения ответчиков и признании их утратившими право пользования жилым помещением истцом указано не было.
Ссылка истца на ст.ст. 86, 89 Жилищного кодекса РФ обосновано признана судом не применимой к спорным отношениям, поскольку положения указанных статей регламентируют отношения, связанные с выселением из жилых помещений, занимаемых по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы приводились в ккачестве обоснования позиции истца в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения суда и им дана надлежащая правовая оценка, оснований не соглашаться с которой судебная коллегия не находит.
Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно установилюридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, получившими в решении правовую оценку, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, а апелляционная жалоба не содержит правовых предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 20 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МО ГО "Ухта" Варнаковой А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.