СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А,
судей Захваткина И.В, Пунегова П.Ф,
при секретаре Сивергиной В.Н,
рассмотрев в судебном заседании 26 февраля 2018 года дело по апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 14 ноября 2017 года, которым ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте обязано назначить Ткаченко ВИ ежемесячную доплату к пенсии, установленную Федеральным законом N 84-ФЗ от 10 мая 2010 года "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" с 01 февраля 2017 года, выплатить недоплату за период с 01 февраля 2017 года по 30 ноября 2017 года.
Взыскано с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте в пользу Ткаченко ВИ... руб. в возмещение расходов по оплате услуг представителя.
Взыскано с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте в бюджет МО ГО "Воркута"... руб. государственной пошлины.
Отказано в иске Ткаченко ВИ о взыскании индексации на индексы роста потребительских цен.
Заслушав доклад судьи Захваткина И.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ткаченко В.И. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте о назначении и выплате ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" с 01 февраля 2017 года, взыскании недополученных сумм доплаты к пенсии, возмещении судебных расходов.
Суд постановилприведенное выше решение, на которое ответчиком подана апелляционная жалоба с требованиями об отмене решения суда, как принятого с нарушением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что истец является получателем трудовой пенсии по старости с "Дата обезличена", назначенной в соответствии с пунктом "а" ст. 12 Закона РФ N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ", и ст. 29 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним".
С 1 января 2002 года, в связи с вступлением в силу Федерального закона РФ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", произведена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал (п. 1 ст. 30) по документам, имеющимся в пенсионном деле.
С 1 января 2002 года истец является получателем пенсии в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
На дату конвертации 01 января 2002 года стаж истца составил: общий трудовой стаж - 32 года 06 мес, 20 дней, стаж работы по Списку N1 - 23 года 26 дней.
Из таблицы трудовой деятельности следует, что период работы истца в качестве начальника смены, в том числе в оспариваемой части с 17 апреля 1984 года по "Дата обезличена" учтен ответчиком в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 1, при назначении пенсии по пп. 1 п. 1 ст. 27.
29 ноября 2016 года Ткаченко В.И. обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, в соответствии с Федеральным законом N 84-ФЗ от 10 мая 2010 года "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Решением комиссии ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте от 02 февраля 2017 года N 450956 19/15 в назначении ежемесячной доплаты было отказано, в связи с отсутствием специального стажа, требуемого для назначения доплаты. Стаж работы, дающий право на доплату к пенсии составил 17 лет 03 месяцев 27 дней, в том числе на подземных и открытых горных работах 11 лет 02 месяца 25 дней.
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 13 мая 2011 года ответчик обязан зачесть Ткаченко В.И. в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 1 период службы в Вооруженных Силах СССР с 28 мая 1967 года по 18 июня 1970 года.
Период службы ответчиком зачтен из расчета 1 год службы за 9 месяцев.
Разрешая заявленные требования и устанавливая право истца на получение доплаты по Федеральному закону от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о включении в стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, периодов повышения квалификации, командировок общей продолжительностью 25 дней, периода службы в Вооруженных Силах из расчета 1 год за 1 год и, кроме того, по мнению суда, периоды работы истца (с 17 января 1984 года по 31 мая 1984 года, с 10 июля 1984 года по 16 декабря 1984 года, с 02 января 1986 года по 22 июля 1987 года, с 24 августа 1987 года по 24 декабря 1987 года и с 11 января 1988 года по 31 декабря 1996 года), которые ответчиком включены при назначении пенсии по Списку N 1, также подлежит включению в стаж для доплаты к пенсии.
При этом суд руководствовался разъяснениями Верховного Суда РФ, изложенными в Обзоре судебной практики за второй квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 10 октября 2012 года (вопрос 8) о том, что установленный при назначении досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж не может быть пересмотрен при определении права работника угольной промышленности на доплату к такой пенсии.
На основании вышеизложенного, с учетом включения указанных спорных периодов, суд определил, что стаж для назначения доплаты превысил 25 лет.
Несмотря на доводы суда первой инстанции о включении всех спорных периодов в стаж для назначения доплаты к пенсии, с которыми судебная коллегия не соглашается, решение суда отмене не подлежит, так как стаж истца, даже с учетом произведенной судебной коллегией коррекции, превысит установленный размере в 25 лет.
При этом судебная коллегия соглашается с выводами суда о включении периодов военной службы в календарном порядке.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату доплаты к пенсии.
Этой же нормой установлено, что в стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Согласно пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет;
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "е" пункта 1 постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 года N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горно-спасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, применяется список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 года N 481.
Установлено, что после периода военной службы истца следовал период работы подземным электрослесарем II разряда с полным рабочим днем по Списку от 13 сентября 1991 года N 481, а, следовательно, период военной службы может учитываться при назначении пенсии по пп. 11 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ.
Пунктом 109 действовавшего в спорный период "Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 предусматривалось, что служба в составе Вооруженных Сил подлежала зачету в стаж работы при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, и приравнивалась по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Учитывая, что после военной службы истца следовал период работы по Списку от 13 сентября 1991 года N 481, суд верно пришел к выводу, что период службы подлежит учету при назначении ежемесячной доплаты к пенсии.
Однако, включая в стаж работы для назначения доплаты к пенсии службу истца в Вооруженных Силах СССР, ответчиком не учтено, что право на доплату к пенсии по Закону N 84-ФЗ зависит от размера трудового стажа на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", засчитываемого в соответствии с пунктом 5 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, в календарном порядке, либо в порядке, предусмотренном пунктом 15 Правил: каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца; каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 - за 9 месяцев.
Иного льготного порядка зачета периодов общественно-трудовой деятельности в стаж работы для назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" и ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Законом N 84-ФЗ, законодательством не предусмотрено.
Принимая во внимание, что после военной службы истца следовал период работы по Списку работ и профессий от 13 сентября 1991 года N 481, суд обоснованно пришел к выводу о включении периода военной службы в стаж для доплаты к пенсии в календарном порядке.
Таким образом, руководствуясь представленным ответчиком письмом от 14 февраля 2018 года N 01-04/2126 о том, какие периоды истцу включены в стаж для доплаты по Закону N 84-ФЗ, судебная коллегия, исчисляя период военной службы в календарном порядке, пришла к выводу о наличии указанного стажа в размере 14 лет 4 месяцев 18 дней, исчисляемого в календарном порядке, и стажа 9 лет 5 дней, исчисляемого 1 год за 9 месяцев, из имеющегося стажа по Списку N 1 - 12 лет 7 дней.
Всего по указанной справке стаж для назначения доплаты, с учетом армии, составил 23 года 4 месяца 23 дня.
Кроме того, в указанный стаж для доплаты подлежат включению спорные периоды (с 17 января 1984 года по 31 мая 1984 года, с 10 июля 1984 года по 16 декабря 1984 года, с 02 января 1986 года по 22 июля 1987 года, с 24 августа 1987 года по 24 декабря 1987 года и с 11 января 1988 года по 31 декабря 1996 года), только в той части, когда работа истца была связана с занятостью на подземных работах 50% и более рабочего времени в году (в учетном периоде).
Из трудовых и пенсионных документов следует, что в спорный период истец осуществлял трудовую деятельность в качестве начальника смены производственной службы.
Профессия "начальник смены" отсутствует в Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481, однако, предусмотрена Списком N 1 в п. "г" позиции 1010100г-24043 "рабочие, руководители, специалисты и служащие, занятые на подземных работах 50% и более рабочего времени в году (в учетном периоде) подраздела 1 "Подземные работы, в том числе, в шахтах" раздела I "Горные работы" Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
Суд первой инстанции не учел указанного условия о занятости по профессии истца в спорные периоды на подземных работах 50% и более рабочего времени, в связи с чем подлежат исключению периоды с 1988 по 1991 годы, когда занятость составила менее 50%, однако, данные выводы не влияют на право истца для получения доплаты к пенсии.
В этой части доводы ответчика в апелляционной жалобе о том, что необходимо применять Разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 года N 5 о том, что в стаж включаются только периоды работ, с учетом полного рабочего дня, под которым понимается занятость не менее 80% рабочего времени, подлежат отклонению, поскольку исключение из этого правила указано в Списке N 1 о включении периода работы "начальником смены" при условии занятости на подземных работах более 50% рабочего времени в году, что является специальной нормой в данном случае.
В спорные периоды стаж работы истца составил 7 лет 8 месяцев 10 дней, что даже с учетом подсчета стажа из расчета 1 год за 9 месяцев, со сложением стажа работы по представленной ответчиком справке (23 года 4 месяца 23 дня), составит свыше 25 лет.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не влечет отмену оспариваемого судебного акта. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 14 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.