СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Машкиной И.М,
судей Пристром И.Г, Соболева В.М,
при секретаре Нечаевой Л.И,
рассмотрев в судебном заседании 22 января 2018 года административное дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 октября 2017 года, по которому исковые требования Васильевой О.Н. удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар", заключающееся в ненадлежащей организации водоотведения дождевых вод с дворовой территории дома N "Адрес обезличен".
Возложена обязанность на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" обязанность организовать водоотведение дождевых вод с дворовой территории дома "Адрес обезличен" в соответствии с нормативными требованиями в срок до 01.09.2018.
Возложена обязанность на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" сообщить об исполнении решения в суд и Васильевой О.Н. в течение одного месяца со дня исполнения решения суда.
В удовлетворении требований к администрации муниципального образования городской округ "Сыктывкар" и муниципальному казённому предприятию администрации муниципального образования городской округ "Сыктывкар" "Жилкомсервис" отказано.
Заслушав доклад судьи Пристром И.Г, объяснения административного истца Васильеву О.Н, ее представителя Торлопова В.Г, судебная коллегия
установила:
Васильева О.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации МО ГО "Сыктывкар", МПК МО ГО "Сыктывкар" "Жилкомсервис", УЖКХ администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании бездействий в организации водоотведения с дворовой территории дома "Адрес обезличен" незаконными, возложении обязанности организовать водоотведение с учётом требований соответствующего технического регламента. Требования обоснованы тем, что 12 августа 2016 года в результате ливня произошло затопление дворовой территории, повреждено имущество Васильевой О.Н. и нарушено ее право на безопасные условия проживания. Администрация МО ГО "Сыктывкар" в нарушение требований статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 57 Устава МО ГО "Сыктывкар" надлежащим образом не организовало водоотведение с дворовой территории дома административного истца.
К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены МКП МО ГО "Сыктывкар" "Жилкомсервис", УЖКХ администрации МО ГО "Сыктывкар", в качестве заинтересованных лиц ООО "Управляющая компания", ОАО "Сыктывкарский водоканал", прокуратура г. Сыктывкара, управление архитектуры, градостроительства и землепользования администрации МО ГО "Сыктывкар".
Административный истец Васильева О.Н, ее представитель Торлопов В.Г, в судебном заседании суда первой инстанции на иске настаивали пояснили, что бездействием ответчик нарушил не только имущественные права Васильевой О.Н, но и право на безопасные условия проживания, не исполнив публичную обязанность по организации водоотведения.
Представители административных ответчиков: администрации МО ГО "Сыктывкар", УЖКХ администрации МО ГО "Сыктывкар", МКП МО ГО "Сыктывкар" "Жилкомсервис" возражали против иска, указав, что водоотведение организовано надлежащим образом.
Судом принято решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе администрацией МО ГО "Сыктывкар" поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. В обоснование доводов указано, что судом нарушены требования подпункта 2 пункта 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, не учтено, что административный истец пропустил установленный пунктом 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ срок для обращения в суд. Факт затопления дворовой территории имел место 12 августа 2016 года, с иском в суд обратилась 03 апреля 2017 года, при этом доказательства уважительности причин пропуска срока стороной истца не представлено, а довод суда о том, что допущенное нарушение является длящимся, ничем не подтвержден. Указано, что факт бездействия администрации МО ГО "Сыктывкар" в организации водоотведения с дворовой территории дома "Адрес обезличен" не доказан. Напротив, администрацией представлены в материалы дела отчеты о проведенных мероприятиях по содержанию и ремонту объектов, предоставляемые МКП МО ГО "Сыктывкар", которому все сети ливневой канализации переданы в оперативное управление, в рамках заключенных ежегодных соглашений, заключаемых между администрацией МО ГО "Сыктывкар" и МКП МО ГО "Сыктывкар". В решении не указано, каким конкретно СНиПам и ГОСТам или их отдельным положениям не соответствует существующая сеть ливневой канализации. Отсутствие данных о строительстве объекта и проектно-исполнительной документации на предмет проверки соответствия существующей сети ливневой канализации СНиПам и ГОСТам не может вменяться в вину административного ответчика, поскольку сеть ливневой канализации была построена и введена в эксплуатацию в 1985 году и в казну администрации МО ГО "Сыктывкар" передана значительно позже, без соответствующей проектной документации. Кроме того, как сейчас, так и ранее сеть ливневой канализации должна быть построена и введена в эксплуатацию только при условии ее соответствия требованиям СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения". При этом необходимо учитывать, что на пропускную способность сетей влияют количество выпадаемых осадков, их соотношение с нормой, проводимые мероприятия по очистке сети ливневой канализации, техническая характеристика самого объекта. Доказательства прочистки сетей ливневой канализации в материалы дела были представлены, а для технического соответствия (либо несоответствия) сетей ливневой канализации и ее составляющих компонентов, необходимо заключение специалиста. В настоящее время неоднократные осмотры спорной сети ливневой канализации показали, что фактов подтопления не установлено, сеть находится в рабочем состоянию.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Васильева О.Н. и ее представитель Торлопов В.Г. с доводами апелляционной жалобы не согласились, находя решение суда первой инстанции законным и обоснованным, вынесенным с учетом всех обстоятельств по делу, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Представители администрации МО ГО "Сыктывкар", УЖКХ администрации МО ГО "Сыктывкар", МКП МО ГО "Сыктывкар" "Жилкомсервис" в судебное заседании суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 307 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц по делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, в соответствии с положениями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения административного истца Васильеву О.Н, представителя истца Торлопова В.Г, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно исковому заявлению требования Васильевой О.Н. обусловлены нарушением имущественных прав и условий безопасного проживания в результате неисполнения административными ответчиками публичной обязанности по организации водоотведения с дворовой территории дома административного истца.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.
Как следует из материалов дела, Васильева О.Н. проживает в жилом помещении, расположенном в многоквартирном доме по адресу: "Адрес обезличен"
По сведениями ФГБУ Северное УГМС "Коми ЦГМС" 12 августа 2016 года в г. Сыктывкаре зафиксировано опасное гидрометеорологическое явление "очень сильный дождь". За день выпало 70 мм осадков, фактически превышающих среднемесячную норму.
В результате дождя произошло подтопление дворовой территории "Адрес обезличен".
Из содержащихся в материалах дела фотоматериалов следует, что уровень воды доходил до середины боковой части кузова легкового автомобиля.
Административными ответчиками не оспаривался факт подтопления и достоверность представленных фотографий.
Согласно представленной административными ответчиками документации во дворе данного рассматриваемого дома проходит сеть, обозначенная буквой "Д". Данная ветка соединяется с веткой, обозначенной "ЛК" - ливнёвая канализация. Часть данной линии заходит во двор дома "Адрес обезличен". Данная система ливнёвой канализации является муниципальным имуществом. На основании постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" N 12/4199 от 30 декабря 2011 года система передана в оперативное управление МКП МО ГО "Сыктывкар" "Жилкомсервис" (п. 41 Приложения N 2), из которой следует, что система ливнёвой канализации введена в эксплуатацию в 1985 году. Техническая документация на данную систему не представлена.
Для содержания и ремонта указанной системы в 2017 году между УЖКЖ администрации МО ГО "Сыктывкар" и МКП МО ГО "Сыктывкар" "Жилкомсервис" заключено соглашение N 8 о предоставлении из бюджета МО ГО "Сыктывкар" на 2017 год субсидии на частичное возмещение затрат, возникающих в результате содержания и ремонта общегородских объектов внешнего благоустройства, переданных из казны МО ГО "Сыктывкар" в оперативное управление.
Аналогичное соглашение на 2016 год было заключено за N 8 от 31 декабря 2015 года.
Из отчета к соглашению N 8 от 31 декабря 2015 года следует, что за период с 16 марта 2016 года по 31 марта 2016 года произведена прочистка колодцев и труб сети ливневой канализации и водоотводных труб по дорогам на участке протяжённостью 15 м.
При этом сведений об общей протяженности сети ливнёвой канализации во дворе дома "Адрес обезличен" административные ответчики не представили.
Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, а органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16, пункт 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункты 1 и 10 части 1 статьи 6, статью 12 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", пункта 6 части 6 статьи 44 Устава МО ГО "Сыктывкар", правильно определилобязанность органов местного самоуправления городского округа совершать определенные действия по водоотведению на территории городского округа.
Следует отметить, что применительно к настоящему административному делу к вопросам местного значения городского округа также относятся участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного характера (пункты 8 и 28 части 1 статьи 16 этого же федерального закона).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Сводом правил 104.13330 "Строительные нормы и правила 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления" подтопление определено, как комплексный гидрогеологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящие к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных. Этим же документом инженерная защита территорий, зданий и сооружений определена, как комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.
Исходя из вышеприведенных норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация в границах городского округа отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий.
При этом суд первой инстанции, с учетом пункта 2 Порядка осуществления контроля за соблюдением Правил благоустройства муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденного постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 25 июля 2014 года N 7/2667, пунктов 1.1, 2.1 и 2.8 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденного Решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 20 июня 2013 года N 17/2013-268 правильно определилв качестве надлежащего ответчика по делу - УЖКХ администрации МО ГО "Сыктывкар".
Поскольку сеть ливнёвой канализации во дворе дома административного истца введена в эксплуатацию в 1985 году, суд первой инстанции правомерно применил в спорных правоотношениях положения СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения, где пункт 2.13 устанавливает, что при определении периода однократного превышения расчетной интенсивности дождя расчетом следует учитывать, что при предельных периодах однократного превышения, указанных в табл. 7, коллектор дождевой канализации должен пропускать лишь часть расхода дождевого стока, остальная часть которого временно затопляет проезжую часть улиц и при наличии уклона стекает по ее лоткам, при этом высота затопления улиц не должна вызывать затопления подвальных и полуподвальных помещений; кроме того, следует учитывать возможный сток с бассейнов, расположенных за пределами населенного пункта.
Из СП 32.13330.2012 - актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85, действующая на момент рассмотрения дела, такого скопления вод не предусматривает и требует такого состояния системы ливнёвой канализации, которая отводила бы дождевые воды в полном объёме.
Из приведенных норм следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых сточных вод.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав вышеприведенные нормативные своды правил, установленные по делу обстоятельства, факт наличия подтопления дворовой территории по месту жительства истца, имевшего место 12 августа 2016 года, изучив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, пришел к выводу о бездействии административного ответчика, выраженном в непринятии мер, направленных на надлежащее функционирование системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации), что создало угрозу безопасности истца и членов ее семьи при доступе в жилой дом и пользовании дворовой территорией
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, находя его соответствующим установленным обстоятельствам дела, сделанным при правильном применении норм материального права.
Доводы жалобы о пропуске административным истцом срока для обращения в суд за защитой своего права, установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, равно как и суждение о необходимости исчисление такого срока с 12 августа 2016 года, даты затопления, следует признать несостоятельными.
Поскольку Васильева О.Н. оспаривает бездействие муниципального органа, заключающееся в ненадлежащей организации водоотведения дождевых вод с дворовой территории по месту ее проживания, которое носит длящийся характер, процессуальный срок, установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, на дату обращения истца в суд не был пропущен.
Ссылка в жалобе на наличие в материалах дела доказательств осуществления надлежащих мероприятий по содержанию и ремонту сети ливневой канализации на дворовой территории дома "Адрес обезличен", выводы суда о невыполнении публично-правовой обязанности по обеспечению водоотведения не опровергают, поскольку установлено, что ливневая канализация на приведенной дворовой территории при обильном выпадении дождевых осадков с приемом ливневых сточных вод не справляется, в результате чего оттока воды не происходит, что привело в рассматриваемом случае к подтоплению дворовой территории. В судебном заседании не установлено, и из материалов дела не следует, что органом местного самоуправления приняты соответствующие действенные, результативные меры, направленные на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающие предотвращение подтопления территории двора дома "Адрес обезличен". В силу изложенного? указание в жалобе также на то, что сеть ливневой канализации построена в 1985 году и передана в казну значительно позже, без сопутствующей проектной документации, в силу чего не может вменяться в вину ответчика соответствие существующей сети ливневой канализации СНиПам и ГОСТам, правового значения не имеет.
Доводы жалобы основаны на субъективном и неверном толковании норм приведенного выше законодательства, в связи с чем, основанием для отмены постановленного по делу судебного акта не являются.
Руководствуясь статьями 309, 316 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.