СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Машкиной И.М.
судей Пристром И.Г, Соболева В.М,
при секретаре Нечаевой Л.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 февраля 2018 года административное дело по апелляционной жалобе Соколюк Ф.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 ноября 2017 года, по которому
отказано в удовлетворении исковых требований Соколюк Ф.А. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным бездействия в период с 13.11.2015 по 22.11.2017 по исполнению обязанностей, возложенных ст. 5(1), 10, 12 Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", выразившегося в необеспечении образования земельного участка, непринятии мер по подготовке и утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполнению кадастровых работ и осуществлению государственного кадастрового учёта земельных участков в целях их предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, непринятию решения о предоставлении в собственность административному истцу земельного участка как гражданину, который имеет трёх и более детей и признан нуждающимся; о возложении обязанности обеспечить образование земельного участка и принять меры по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполнению кадастровых работ и осуществлению государственного кадастрового учёта земельного участка.
Заслушав доклад материалов дела судьи Пристром И.Г, объяснения
установила:
Административный истец Соколюк Ф.А. обратилась с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным бездействие администрации МО ГО "Сыктывкар" в период с 13.11.2015 по настоящее время по исполнению обязанностей, возложенных ст. 5(1), 10, 12 Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", выразившееся в необеспечении образования земельного участка, непринятии мер по подготовке и утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполнению кадастровых работ и осуществлению государственного кадастрового учёта земельных участков в целях их предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, непринятию решения о предоставлении в собственность административному истцу земельного участка как гражданину, который имеет трёх и более детей и признан нуждающимся. Одновременно просила возложить обязанность на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обеспечить образование земельного участка и принять меры по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполнению кадастровых работ и осуществлению государственного кадастрового учёта земельного участка, предоставить в собственность бесплатно земельного участка на территории МО ГО "Сыктывкар" как гражданину, который имеет трёх и более детей и признан нуждающимся; просила взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.
В обоснование административного иска указано, что истец состоит на учёте как гражданин, имеющий право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по категории "граждане, имеющие трёх и более детей" с 09.12.2015, до настоящего времени земельным участком не обеспечена. Полагая, что администрация МО Го "Сыктывкар" бездействует и без наличия на то правовых оснований не осуществляет работу по формированию земельного участка непосредственно для административного истца, Соколюк Ф.А. обратилась с административным исковым заявлением, содержащим вышеприведенные требования, в суд.
В ходе рассмотрения дела требования о предоставлении в собственность земельного участка и компенсации морального вреда выделены в отдельное производство для рассмотрения дела в порядке гражданского судопроизводства.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены управление архитектуры, градостроительства и землепользования администрации МО ГО "Сыктывкар" и комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Сыктывкар".
В судебном заседании истец и её представитель на удовлетворении требований настаивали по доводам, изложенным в иске. Представитель истца дополнительно пояснила, что административный ответчик никаких действий по формированию земельного участка для Соколюк Ф.А. не предпринял.
Представитель административного ответчика против иска возражала и указала, что действующее законодательство не устанавливает конкретных сроков проведения работ по формированию земельных участков. После формирования участков они предоставляются в порядке очерёдности. Администрация проводит работу по формированию участков, заключаются соответствующие контракты. Данные работы требуют значительных финансовых затрат.
Представитель заинтересованного лица против удовлетворения требований возражала, пояснила, что формирование земельных участков осуществляется с учётом выделенных объёмов финансирования.
Комитет по управлению имуществом администрации МО ГО "Сыктывкар", извещённый о месте и времени рассмотрения дела в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в судебное заседание представителя не направил.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе административный истец Соколюк Ф.А. выражает свое несогласие с принятым по делу судебным актом, просит его отменить по мотиву незаконности и необоснованности. Заявитель полагает, что учет граждан путем включения их в списки при принятии решения о предоставлении земельных участков не означает, что образование земельных участков должно осуществляться в порядке очередности. Работы по образованию участков начались только в 2016году, ответчиком не представлены доказательства, по которым положенный заявителю земельный участок не вошел в число подлежащих образованию земельных участков.
Стороны, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте слушания дела участия в судебное заседание суда апелляционной инстанции не приняли, о причинах своей неявки суду не сообщили.
Неявка в судебное заседание сторон по делу, иных лиц, участвующих в деле, в силу положений статей 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства РФ, не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.Такой совокупности по настоящему делу не установлено.
Порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются Законом Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений".
Согласно части 1 статьи 5(1) данного закона предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, гражданам, указанным в статье 5 настоящего Закона (далее - граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков), осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми или органом местного самоуправления в Республике Коми (далее - уполномоченный орган) в пределах их компетенции в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Уполномоченный орган обеспечивает подготовку и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельных участков в целях их предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков.
Частью 10 статьи 5 (1) установлено, что уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня поступления к нему заявления и документов, предоставленных в соответствии с частями 2,3 и 9 настоящей статьи, принимает одно из установленных статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации решений:
1) о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, если не требуется образование земельного участка (с направлением принятого решения гражданину, имеющему право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, в течение 1 рабочего дня со дня его принятия);
2) об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации ( с направлением принятого решения гражданину с указанием всех оснований отказа в течение 1 рабочего дня со дня его принятия).
В случае, если от гражданина, имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, поступило заявление о предоставлении земельного участка и требуется образование земельного участка, уполномоченный орган принимает решение в срок не более чем 30 календарных дней со дня поступления данного заявления решение о постановке этого гражданина на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно. (часть 11 статьи 5(1))
Учет граждан осуществляется путем включения их в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка (далее - список). Уполномоченный орган формирует список в порядке очередности, исходя из даты и времени подачи заявления и документов, по форме согласно приложению к настоящему Закону. (часть 13 статьи 5 (1))
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, административный истец на основании постановления администрации МО ГО "Сыктывкар N 12/3775 от 09.12.2015 включена в список граждан, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, согласно Закону Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ по категории "граждане, имеющие трёх и более детей - родители (одинокие родители), опекуны, попечители, приёмные родители, имеющие трёх и более детей" с датой постановки на учёт 13.11.2015 под N 599.
На момент 01.11.2017 Соколюк Ф.А. состояла в очереди под номером 337. По состоянию на 22.11.2017 административный истец состоит в очереди под номером 283.
Постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" N 3/776 от 28.03.2016, которым принято решение о разработке документации по планировке территории, расположенной в мкр. Емваль Эжвинского района г. Сыктывкара Республики Коми в целях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам.
Во исполнение данного заключён контракт N "Номер обезличен" на выполнение соответствующих работ между МБУ "... " и ИП ФИО11 Работы по данному контракту сданы по акту от 18.11.2016. Составлен отчёт о выполнение контракта.
Комиссией по землепользованию и застройке администрации МО ГО "Сыктывкар" 01.12.2016 дано заключение по результатам проведения публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории в мкр. Емваль Эжвинского района г. Сыктывкара Республики Коми о рекомендации утвердить данные проекты.
Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" N 12/4188 от 05.12.2016 утверждена проектная документация по планировке территории в мкр. Емваль Эжвинского района г. Сыктывкара Республики Коми в целях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
В дальнейшем заключён контракт N "Номер обезличен" на выполнение кадастровых работ и постановку на кадастровый учёт земельных участков на территории МО ГО "Сыктывкар" для предоставления льготным категориям граждан. 07.06.2017 данный контракт исполнен.
Установив вышеприведенные обстоятельства дела, суд первой инстанции, сославшись на положения пункта 6 статьи 39.5, части 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 5 (1)Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" признал, что административным ответчиком выполнена обязанность по постановке административного истца на учет в порядке, установленном частью 1 статьи 5 (1) республиканского закона, при этом незаконного бездействия со стороны администрации МО ГО "Сыктывкар" не допущено.
Судебная коллегия соглашается с приведенным выводом суда, находя его верным, основанным на правильном применении норм материального права, соответствующим установленным обстоятельствам дела.
Отсутствие решения уполномоченного органа по предоставлению административному истцу земельного участка, не свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика, исполнившего установленную законом обязанность по постановке административного истца на соответствующий учет и предпринявшего действенные меры по формированию земельных участков, для последующего предоставления их льготным категориям граждан.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании и ошибочном понимании заявителем норм действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые отношения; сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает. Приведенные в жалобе аргументы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 ноября 2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Соколюк Ф.А.- без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.